Вспоминая Ива Монтана...

      Почему-то вдруг захотелось послушать песни в исполнении Ива Монтана. Сам не знаю почему. Возможно оттого, что его песни связаны с моей юностью. Не знаю, но вот захотелось. Нашёл  старую пластинку, поставил её на крутящийся диск проигрывателя, и присев на диван, начал слушать и вспоминать.

      Впервые я услышал это имя и этот голос году в 1956-ом, когда Ив Монтан вместе со своей супругой знаменитой французской киноактрисой Симоной Синьёре приехал на гастроли в СССР. Я ,конечно, не попал на его концерты. Это было просто нереально для обычного десятилетнего москвича. Но позднее, где-то через полгода, в Лосинку, где мы жили, возвратился мой дядя Митя. До этого он служил армейским врачом в Забайкалье и привёз оттуда много интересных книг, но главное-он привёз  новенький проигрыватель и много много грампластинок , и среди них два диска песен в исполнении Ива Монтана. Моя бабушка( мама дяди Мити) в то время безуспешно пыталась обучить меня французскому языку, который она знала в совершенстве. Вот она, моя бабушка, и посоветовала мне послушать песни в исполнении Ива Монтана. И я послушал. Французским языком я так и не овладел, к большому бабушкиному сожалению, но влюбился в песенное творчество Монтана на всю жизнь. А когда я посмотрел несколько фильмов с его участием, в том числе и знаменитый "Адские водители", Монтан на долгие годы стал моим кумиром.

      Где-то через год после приезда Монтана в СССР, известный наш певец и киноактёр Марк Бернес исполнил песню Никиты Богословского "Когда поёт далёкий друг". И сразу же на неё появилась остроумная пародия, из которой я запомнил :
      
       "Когда поёт в Москве Монтан,

        Опустошается студенческий карман.

        И сокращаются расходы на питание,

        Когда поёт в Москве Монтан".

Ещё несколько позднее, я прочёл случайно попавшуюся мне машинописную копию поэмы неизвестного автора, посвящённую приезду в Москву Ива Монтана. Из этой злоостроумной поэмы мне запомнилось последнее четверостишие:

      "Монтан гремит на всю Европу.

      Спасибо, что приехал он.

      Но целовать за это в жопу,

      Как говорится, миль пардон!".

Я привёл примеры такого рода творчества, чтьобы показать значимость приезда Монтана в Москву тогда в 50-ых годах прошлого века. Тогда, когда к нам "за железный занавес" из значимых западных художников, писателей, композиторов и певцов-ещё никто не приезжал. А тут приехал певец с отличными легко запоминающимися(по мелодииям) песнями, со свободной манерой исполнения этих песен. К тому же, в тот период Ив Монтан, как и Симона Синьёре сочувственно относился к коммунистическим идеям и к Советскому Союзу. Позднее он начал критиковать  действия советских властей, подписывать письма протеста в их адрес и по поводу венгерских событий, и по поводу суда над Синявским и Даниэлем, и по поводу ввода войск в Чехословакию. И на долгие годы Ив Монтан и его песенное и кинотворчество оказались в нашей стране под запретом. А я продолжал слушать его пластинки и наслаждаться его удивительной манерой исполнения.

      С началом перестройки в нашей стране появилась возможность увидеть фильмы с участием Ива Монтана и порадоваться за его творческие победы; появилась и возможность покупать появившиеся в продаже его пластинки и аудиокассеты, а позднее-компакт и ДВД-диски. В тот момент на нашу страну обрушилась лавина культурной информации, коей мы были лишены многие годы. Но среди этой массы композиторов и певцов, ансамблей и музыкальных произведений, песни в исполнении Ива Монтана не затерялись, а продолжали звучать и радовать миллионы его поклонников.

      Я и сегодня с удовольствием и, конечно, с некоторой ностальгией слушаю этот такой знакомый с некоторой хрипотцой голос, голос из моей юности. Слушаю и вспоминаю:

      "Когда поёт далёкий друг,

      Тепло и радостно становится вокруг.

      И сокращаются большие расстояния,

      Когда поёт далёкий друг".

                30 октября 2010 г


Рецензии