Часть 1. Начало круиза

На фото: круизный корабль, самый крупный в мире. Фото из Интернета

Предисловие. Этот путевой очерк был опубликован в октябре 1990-го года. Страна наша называлась СССР, а мы были – советские люди. Никто не подозревал, что через год-два мы станем просто русскими или россиянами. Газета, в которой он появился, называлась «Альтернатива» (выпуск клуба общественных корреспондентов №9), выпускалась на базе газеты «Шелеховский металлург», принадлежавшей Иркутскому алюминиевому заводу. Редактор Леонид Мартынов не исправил здесь ни единой буквы. Этим он отличался от всех других редакторов, встречавшихся на моем пути. Некоторые редакторы переписывали мои статьи или заметки так, что я их потом не узнавал. Не исправляю и я в очерке ни буквы сегодня, хотя шероховатостей хватает. Но это взгляд из прошлого. Могу добавить только, что с одним японцем по имени Нобухуми Секигучи я переписывался более десяти лет, обменивались посылками с книгами и сувенирами. Многие вещи до сих пор еще целы.  Познакомился с ним в Токийском Диснейленде. Прошло двадцать лет после круиза и публикации очерка. Этой дате я и посвящаю новую публикацию в сети Интернета, надеюсь, что вам он понравится.
 Кстати, все примечания – осень 2010 года. Наш корабль «Юрий Трифонов» в несколько раз меньше изображенного на фото, но я бы сказал, он более изящный. К сожалению, у меня нет его изображения.

Рубрика: ИЗ БЛОКНОТА ТУРИСТА. Путевой очерк

ВОКРУГ ЯПОНИИ на корабле «Юрий Трифонов»

Часть первая. НАЧАЛО КРУИЗА
Я думал, что круиз начинается в море, но, как оказалось, самое трудное было переправить группу шелеховских туристов из аэропорта города Владивосток в порт Находка. Из-за нехватки автобусов на это ушел весь день. Но первые невзгоды быстро забылись, как только нас накормили многообещающим ужином и предоставили места в каютах. На следующий день предстояли таможенные формальности.
Это был день томительного ожидания. Подход к красавцу-теплоходу, возвышавшемуся у пирса, был огорожен переносной изгородью, а у прохода с самого утра крутились две путаны, на которых не обращали никакого внимания пограничники: привычная картина. Одна полная, в зеленом платье с большим вырезом на груди, другая – высокая, худощавая, весело перекликались с девчонками из экипажа.
Что можно сказать о родимой таможне? Работают здесь на совесть. Обслуживало нас около десяти человек, вещи были тщательно проверены. Все лишнее, что ты решил вывезти за пределы страны, нужно указать в таможенной декларации. Одного туриста лишили порядочного запаса паюсной икры, но, вернувшись, он получил ее обратно. Между нами говоря, японцы в икре не очень-то и нуждаются – свою девать некуда. По крайней мере, в Токио икра продается свободно на рыбном базаре. Без талонов...
А вот какую проверку прошли мы у японцев. Таможенный досмотр находился в музыкальном салоне корабля. Таможенник внимательно посмотрел в лицо, сверив с фотографией в паспорте. Вещи нетронутыми оставались в каюте.
Итак, мы отправились от пирса, но на фарватере основной двигатель заглох и часа полтора нас крутило по воле волн в живописной бухте Находки. Оказалось, пробило диод в системе управления. Хорошо, что это не получилось на следующий день, когда Японское море показало свой норов. Часть туристов любовались видами Находки, другие знакомились с кораблем, любители видео наслаждались зрелищем в музыкальном салоне, а кое-кто уже разминался в настольный теннис в спортзале.
За ужином одна туристка, закинув руки за голову, сказала: «Как хорошо!». Шеф-повар ресторана обслуживал прошедшим летом олимпийскую сборную в Сеуле, поэтому восклицание было не случайным. Уж в чем-чем, а в питании, которое вкушали полмесяца, нам могут позавидовать. Однако на следующий день ресторан пустовал. Мечтательная туристка, о которой упомянул выше, на мой вопрос о здоровье сумела только кивнуть головой. Куда девался вчерашний ее румянец и весь запас восторженных слов! Поела немного супа. «Все, я пошла!». Посеревшие, исхудавшие – такими предстали перед нами женщины через сутки. Весь день штормило. Мужчины, надо сказать, не сильно отличались от женщин. Некоторые из них поступили просто: заливали такое происшествие спиртным, и им было все равно, от чего качает.
Часть туристов, наиболее жизнерадостная, купалась весь день в «лягушатнике» - импровизированном бассейне из досок, обтянутых зеленым брезентом. Несколько туристов долежались на палубе до того, что их сибирская кожа не выдержала напора японского солнца и через день начала слазить.
В первую же ночь высыпавшие на верхние палубы туристы наблюдали невиданное доселе зрелище. Вся поверхность моря была освещена множеством ослепительных источников света. «Сфотографировать и сказать, что это инопланетяне», - заметил кто-то. Шел дождь, но зрителей не убывало. Зрелище для сибиряков неожиданное, почти фантастическое. Да еще запах моря, соленые брызги, обдающие лицо. Как объяснил на следующий день капитан, устроивший экскурсию туристам по кораблю, это были японские сейнеры, ведущие ночной лов кальмара и сайры в нейтральных водах.
Понять, что такое качка, может лишь тот, кто хотя бы раз ее прочувствовал. Для тех, кто плохо ее переносит, ощущение такое, словно встал с похмелья: организму плохо, голова болит, тяжелая, мутит, тошнота подкатывает к горлу в моменты, когда палуба уходит из-под ног вниз. Не знаешь в такие минуты, куда деваться. Самое лучшее в такие моменты – физическая работа. Для пассажиров капитан устроил экскурсию. Показав карту погоды в рубке корабля, переданную из Японии, он объяснил, что корабль уходит от циклона. Туристы ознакомились с радиорубкой, лазаретом, машинным отделением. Основной двигатель имеет мощность 4,5 тысячи лошадиных сил, два вспомогательных – по 1 тысяче лошадиных сил. Судно – экологически чистое. Мусор сжигается в топке с температурой до 150;С, фекалии проходят через специальный агрегат, где обрабатываются микроорганизмами. В результате выходит чистая вода. На Сахалине, где приписан «Юрий Трифонов», есть еще судно, подобное этому. Это «Марина Цветаева». По правде говоря, эта чистота теоретическая. Я сам наблюдал, как обслуживающий персонал попросту вываливал мусор в море, объяснив мне, что сжиганием никто не занимается...
«Доброе утро, товарищи! Сегодня 23 августа, 8 часов утра. Температура воздуха за бортом 27;С, идем по Цусимскому проливу, восточной стороне. Курс 205;. В порт Кагошима прибудем завтра, в 8 утра. Высота волн – 2 метра, скорость ветра 22 метра в секунду. Погода идет на улучшение», - передает бортовое радио.
34 градуса северной широты. На этом месте в 1905 году состоялось Цусимское сражение. Над местом гибели легендарного «Варяга» раздаются три длинных гудка. «Отдать дань героизму, мужеству, стойкости русских офицеров и матросов, покоящихся под нами на глубине 104 метра», - объявили по радио.

Продолжение: http://www.proza.ru/2010/10/30/592


Рецензии
Однако же, мы с вами повторяемся..."Япония раскрылась, трепеща мириадами низких огней в основании причудливо змеящегося черного занавеса. Штиль. Капитан развернул пароход по траверсу, приблизившись к ночным бивакам, искрами заполнивших береговую линию. Ближние огни колышутся отдельно. Да это же, лодки! Множество лодок с факелами над низкими бортами. К берегам Японии подошла иваси...." http://www.proza.ru/2007/02/04-44


Каринберг Всеволод Карлович   11.02.2014 17:22     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.