Часть 3. Русские в Японии

На фото: таковы транспортные развязки в Японии. Фото из Интернета

Уже в первый день своего пребывания в японском городе обратил внимание на то, что иногда, сквозь искреннюю приветливость и радушие, с которыми местные продавцы встречают клиента, проскользнет настороженность, а то и хмурый, недоверчивый взгляд. Вообще японцы рады советскому туристу. Встретившись с русским, они восклицают: «Горбачев! Перестройка! Хай, хай!». Однако торговцы, как деловые люди, оценивают входящего прежде всего по его способности что-то у них приобрести. Советского туриста видно издалека. И по нескладной фигуре, и по нездоровому цвету лица, и по одежде, которую, как бы они ни выбирали перед отъездом, видно насквозь. И, конечно же, по незнанию английского. Из нашей сотни можно было отметить одного-двух туристов, которые смогли бы сойти за итальянца или француза. Но чтобы за американца – вряд ли бы нашелся такой. Нас ведь еще видно по жадному интересу к японским вещам.  Интерес, правда, скоро утихает, как только удается выяснить, что на имеющуюся сумму можно купить лишь одну-две порядочные вещи, к примеру, магнитофон или диктофон. Но тогда изобилие, так пьянящее русского туриста, будет только бутафорией в красочном японском представлении. За 20 тысяч йен здесь нельзя купить велосипед или мотоцикл, но можно приобрести спортивный костюм, выбрать что-то из радиоаппаратуры или … автомобиль.
Столпотворение легковых автомобилей, неожиданно представшее перед нашими глазами, явилось причиной автомобильного «бунта», охватившего всю группу. Впрочем, это была лишь искра. Дровишек в костер подбросил директор круиза А.Д. Никитенко, на протяжении всего рейса утверждавший, что брать здесь автомобили не стоит: вулканическая деятельность плюс морской климат быстро разъедают кузов ржавчиной, да и дорогие они здесь. То, что продают дешево, это «склаб», отработанные и никуда не годные – со свалки. А подержанные – те, что отработали год-другой, стоят 200 тысяч – миллион йен. Советовал купить в Токио, там дешевле. Сам же он купил (по разным источникам) три или четыре автомобиля. Ни вулканический пепел ни ржавчина его не остановили. Итак, туристы вызвали капитана, директора круиза на пирс и крепко с ними поговорили. Капитан пообещал еще разместить 17 машин. А ведь накануне среди туристов состоялся розыгрыш: кому брать автомобиль, так как мест было всего 15, из них пять отдано экипажу. Фактически, судно было зафрахтовано одной организацией с кабельного завода, да и приоритетное право на перевозку автомобилей имеют туристы, утверждали «бунтовщики». Двадцать две машины уже приобретены, можно разместить гораздо больше, а, значит, капитан лгал?
«Раз вы так, то и мы так же будем!» - решили наиболее гордые из них и откололись от остальных, которые в то время блаженствовали на горячих источниках. Но этот день оказался субботним, нерабочим днем для городской таможни. При проверке судна морской таможней, а это уже другое ведомство, один автомобиль выгрузили с корабля на причал. Все это заснял на пленку репортер южнояпонской газеты. Затем этот автомобиль загрузили на корабль – морские таможенники дождались разрешающего звонка сверху. Как оказалось, не такие уж они бюрократы. Однако дзидося (автомобиль по-японски) еще долго оставался предметом туристских разговоров.
Разговорившись с репортером, снимавшим ситуацию, узнал, что его машина белая, спортивного вида, стоит миллион восемьсот тысяч йен. Много ли это для него? В июле репортерский заработок составил три миллиона йен, примерно столько выходит ежемесячно. Кстати, таков же среднемесячный заработок врача и педагога. Причем, с начала этого года педагоги последними перешли на пятидневную рабочую неделю. Каждый японец имеет дзидосю, поэтому автосервис можно обнаружить здесь через каждые два квартала.
Материальная сторона японской жизни, естественно, влияет и на душевное состояние людей. Приветливость, открытость, радушие и неподдельная радость. Видно, что дружелюбное отношение к людям закладывается с детства. Для этого не нужно школ или исправительных заведений, достаточно быть с родителями, делать так, как старшие. Прогуливаясь по городу, встречаю единственного пешехода – молодую японку с коляской, второй ребенок идет рядом. Она понимает мой вопрос, но не знает, как ответить, поэтому бежит, оставив детей, к парням, заходящим в здание. Вопрос быстро разрешается.
К редкому любителю испытывать ноги автомобилисты здесь относятся с особым почтением, поэтому через дорогу можешь переходить, не беспокоясь, если перекресток без светофора. Сделал шаг на перекресток, сбоку затормозила машина. Не так, как у нас, с визгом, а просто остановилась без звука. Шума от движения автомобилей практически нет. Кстати, и бензинового угара тоже нет. Машу водителю: мол, езжай! В ответ улыбается и дает знать: идите! Киваю головой: нет, не пойду, поезжай первым! Японец радостно благодарит, кланяясь, и проезжает мимо. В автомобиле японец отдыхает. Мне довелось прокатиться в автомобиле стоимостью пять миллионов йен, подвез до порта хозяин небольшой фирмы. Кондиционер: дует прохладный ветерок, а снаружи – духота, 35-40 градусов. Работает телевизор – на полном ходу, без помех, тут же различная автоматика. В таком автомобиле можно жить. Пока мы ехали, позвонила жена, поговорили, у японца всегда с собой радиотелефон. (Примечание: тогда мы еще не слышали понятия мобильник).
Одну из девушек экипажа пришел провожать японец. Молодой парень. Долго искал ее глазами. Были уже сумерки, а прожектор бил сверху. Она стояла рядом со мной на пятой палубе. Рассказывала, как они провели день, с каким уважением он к ней относится. Наконец он ее отыскал глазами. Поклонился. Кто-то кинул ему целлофановый пакет с голубым содержимым. Парень положил его в автомобиль. Достал фотоаппарат, сверкнула вспышка. Фото на память. Как только теплоход отчалил, он широко улыбнулся, помахал рукой, сел в машину, которая резко набрала скорость и исчезла.

Продолжение читайте: http://www.proza.ru/2010/10/30/624


Рецензии
Ещё нравятся фотографии на страницах.

Светлана Иркутская   27.03.2011 17:23     Заявить о нарушении
Были и свои - я не брал свой фотоаппарат - черно-белые снимки. Чисто по-русски: с пятнами, следами от пальцев... Делал один шелеховец, бывший рядом со мной в турне, которому эти фото казались нормальными. Если бы я писал о России, эти фото были бы кстати. Но о Японии я предпочел взять из Интернета. Жаль Японию. Япония менее всего заслужила такую кару. По асфальту можно ходить босиком. Диснейленд залило цунами. Так трясло, что у Токийской телебашни, откуда я спускался пешком, отвалился шпиль.

Анатолий Просняков   28.03.2011 18:15   Заявить о нарушении
Живопись люблю страстно. Поскольку рисовать не училась, Фотография занимает большое место в моём пространстве. У вас, Анатолий, прекрасный слог, интересные сюжеты. Судя по ним и жизнь насыщена. Вы в тонусе, в работе, в творчестве. Это прекрасно!
А Япония мне близка. Японский немного учила в детстве. Есть рассказ у меня "Мусумэ".

Светлана Иркутская   28.03.2011 21:33   Заявить о нарушении
В 90-е годы в Иркутске были даже курсы японского по ТВ, мы тоже учили. Я надеялся побывать еще в Японии. Потом племянниы ездили в Японию. Племянница Маша знает японский очень хорошо. ЕЕ друг Юске был в Китае во время землетрясения, потом вернулся на родину. Он приезжал ко мне в гости, я возил его на Байкал.

Анатолий Просняков   30.03.2011 16:45   Заявить о нарушении
Да, Светлана, а где можно почитать Ваш рассказ на японскую тему?

Анатолий Просняков   30.03.2011 16:48   Заявить о нарушении