Оглянуться назад гл. 3

                Глава  третья


                Для нас, малышей, война началась вместе с первыми бомбежками, а не в тот день, когда ее объявили. Мы, конечно, видели переполох и мамины слезы, и панику соседей слева и справа, слышали слово « война», но во всем этом было какое-то жуткое очарование. И пока я не услышала первых взрывов, любопытство вытесняло всякое чувство опасности, во власти которой теперь жили взрослые. Уж очень интересные вещи творились вокруг: в доме нашем паковали чемоданы, но никуда не уезжали, в духовке сушили сухари, а потом складывали в мешочек. Каждую минуту хлопала калитка, и прибегали совсем незнакомые тети. Они обнимались с моей мамой , громко плакали и поспешно убегали.  Оказалось, что у нас много знакомых и « сослуживцев», и почему-то всем понадобилось увидеться с моими родителями.
                Появились и дальние родственники, а близкие стали совсем родными. Мама помирилась с тетей Галей, Толик обрел свободу. Тараны, правда ( соседи справа) ,  сохраняли непонятную дистанцию, но хоть стали сдержанно улыбаться и даже один раз предложили обобрать с ветки, нависшей над нашей территорией, ранние груши. Зато соседи слева, тетя Ксеня с дочкой Лилей, чуть младше меня, бегали к нам  совещаться ежедневно. Муж тети Ксени ушел на войну, а моего папу забраковали по зрению.
                А вот наша Ната словно отдалилась от нас. Она по-прежнему возилась  с нами, но как-то отрешенно, рассеянно. Она перестала замечать мои шалости, и получалось, что я уже хорошая, исправилась. Меня это устраивало – появилась свобода передвижения по саду, дому, берегу Днепра. Я даже бегала за калитку, на улицу, куда мне строжайше запрещали выходить без взрослых. Теперь я осваивала новое пространство – обширный двор бани, что была у самого основания моста через Днепр. За баней следовал наш дом.
                Но куда больше мне нравилось крутиться под ногами у взрослых и слушать их разговоры. Там были сплошные тайны. Появились новые словечки. Например, белобилетчик. Говорили об этом как о чем-то стыдном , нехорошем. Белобилетчиком был  дядька Таран, а потом оказалось, что папа тоже так называется.
                -   Кому я теперь нужен там ? -   говорил папа с горечью, махнув рукой в сторону Днепра.
                Да, все куда-то уезжали, а мы оставались. Папа ездил каждое утро в город на трамвае. Его возвращения все почему-то ждали с волнением, у мамы все из рук валилось, Ната бегала за калитку. Я слышала, что папа ездит к какому-то « наробразу» просить денег, а жадный наробраз ему не дает, и папе стыдно перед учителями. Возвращался папа всегда угрюмым, со сдвинутыми бровями, с опущенной головой, долго молчал, а потом опускался на скамейку под домом, тяжко вздыхал и долго протирал очки носовым платком.

                - Ну что? – не выдерживала мама, не замечая, что я пристроилась рядом.
                -  А ничего. Говорят: вам нечего беспокоиться, вы беспартийный, вас не тронут. Я им говорю: кто ж поверит, что директор школы – и беспартийный? У меня трое детей, что я буду с семьей делать? Чем кормить? Где работать? А они свое: транспорта нет. В первую очередь эвакуируем заводы и семьи коммунистов. А вы, мол, ждите своей очереди...
                -   А зарплату дадут учителям?
                -   Нет! Тоже нет денег!
                Долгая пауза со вздохом .
                -   И как мне людям в глаза смотреть после этого? Оставлять без копейки денег в такой момент? Там, мол, в эвакуации, все свое получат. А мы, которые остаемся? Ты же, Шура, знаешь, сколько у нас женщин с детьми, но без мужей. Они-то остаются! А если и нет, то им в дорогу надо деньги взять? Все возмущены, требуют от меня, думают, что это я не могу добиться...
                -   Вот пусть сами и поедут в наробраз, сами убедятся.
                -   А сами боятся. Да и кто с ними там будет разговаривать? Все бегают, суетятся, складываются,  паника, начальство ноги уносит. Отвечают даже мне, директору, сквозь зубы, на бегу, а с простыми учителями  ...
                - А ты дедушке Калинину напиши письмо и пожалуйся на наробраз, - встревала я с ценным советом, который повисал в воздухе.
                -   Не иначе, - сказал папа однажды, -  там засел какой-то вредитель.
                Вот тут меня сразу заметили и прогнали. Но я уже подхватила новое слово  - «вредитель» , в нем тоже была нехорошая тайна.
                Еще загадочнее этих разговоров были вечера. Лишь только сумерки  накрывали сад, превращая его в таинственное царство блуждающих теней, начиналось самое удивительное. Я свешивалась из окна пониже и со сладким ужасом вглядывалась и вслушивалась в темноту. Там кто-то шептался, иногда раздавался звон, в ответ ему – тихий вскрик. Выхваченный фонариком в чьей-то руке  женский силуэт казался незнакомым и даже жутковатым. Хотя я и знала – никого, кроме мамы с Натой и папы, тут не было. Звенела обычная лопата, натолкнувшись на камень в земле, их было полно на берегу. Фонарь держала мама, пока папа с Натой копали яму. В ней должна была поместиться выварка со всяким мелким добром, которое пригодится после войны. И мамина швейная машинка, зингеровская, тоже должна была спрятаться подальше от чужого глаза.
                Я об этом вроде бы и знала, без подробностей, но желание тайны было сильней, и мое воображение отбрасывало скучные детали.

                За несколько дней все сады и грядки на побережье , где жили частники, были вскопаны и тут же  утрамбованы. Старые сервизы вместе с серебряными ложками-вилками и прочими семейными реликвиями перекочевали в приусадебные могилы, а буфеты опустели.
Тетя Галя с Васильком тоже складывали вещи, потому что были семьей офицера. Правда, от дяди Миши не  было никаких вестей, и тетя Галя ходила с красными глазами, а мама ее утешала.
                Самыми близкими для нас были мамина сестра, тетя Лена , со своим семейством. Они жили в городе, но наезжали к нам в гости,  а мы делали ответный визит, и это было настоящим праздником. Муж тети Лены, дядя Володя, был врачом, их старшая дочь дружила с Натой, хотя Торочка и была немного моложе. Тамара, самая младшая, тоже отставала от меня на два года, но это не мешало нашей радости при встречах. Жили они в центре города, в хорошей квартире, жили дружно и для мамы были образцом семейного счастья. Тетя Лена была младше мамы и сейчас стала предметом для постоянной тревоги, что папу задевало.
                Однажды папа вернулся из города приободренным.
                -   Шура, - сказал он с порога,- Володя обещал помочь. А вообще он уверяет, что война продлится не больше трех месяцев, и не надо паниковать. Лучше оставаться на местах,  немцы сюда не дойдут. И вообще, ты напрасно так беспокоишься о сестре. Уж их-то вывезут, не оставят в беде. Все-таки коммунисты оба, да и Володя – не просто врач, а известный в ученом мире. Большой человек.
Папа не ревновал к « большому человеку», он питал огромное уважение ко всем, кто добился общественного признания.
                -   Это нас , беспартийных, можно бросать на произвол судьбы. Кому я теперь нужен? Если они будут уезжать, заедут попрощаться. Ты еще увидишь свою сестру, не суетись.
                Но успокоить мою маму всегда непросто.
                -   А если их неожиданно увезут?! И я больше Леночки не увижу? Нет, я поеду завтра сама!
                -   Но это опасно! Сейчас мост – самое опасное место. Если неожиданно начнется...
                Он не договаривал, косясь на меня, хвостиком бегающую за родителями в желании узнать побольше.

                Самая младшая мамина сестра, Лида, жила  в селе, где заведовала начальной школой ,  и мы с нею виделись редко. От нее тоже не было вестей, так что поводов для переживаний у мамы хватало. Об этой семье я знала больше от Наты, которая каждое лето ездила к тете на недельку, отдохнуть и помочь. Возвращалась она всегда загорелая, оживленная, много рассказывала о тете Лиде -  комсомольской  активистке, влюбленной в спорт и свою учительскую профессию. Со своими учениками она работала на колхозных полях, устраивала спортивные состязания, возила школьников на экскурсии в городские музеи, парки. В общем, энергия била из нее ключом. К началу войны у нее были двое детей: Витя, на год меня старше, и Светлана, ровесница Ляльки. Об этой семье тоже не поступало никаких известий, отчего мама круглосуточно находилась в состоянии тревоги.               
                Для мамы Лидочка и Леночка все еще оставались младшими сестренками, за которых она отвечала. Бабушка, то есть мамина мама, умерла, когда моей маме было семнадцать лет.  Тогда на нее и возложили все материнские заботы о трех малышах, потому что отец работал с утра до ночи. Так что в нашем семействе уже традиционно старшие девочки взваливали на себя обязанности по уходу и воспитанию младших.
                Как мою маму сердила излишняя озабоченность папы о судьбе младшей сестры Гали, так и папу раздражала мамина тревога за сестер, хотя все эти « девочки» давно выросли и имели собственных девочек. У каждого была своя колокольня , с которой постоянно бил набат о тревоге. Хотя, если трезво оценить ситуацию, то наша семья была самой незащищенной в социальном плане. У тети Лены было двое детей, но и муж хорошо зарабатывал как главврач санэпидемстанции, занимающийся наукой ( он теоретически и практически боролся с эпидемией малярии в наших краях), и у тети Лиды все были здоровы и устроены , а наша мама маялась язвой желудка, при этом,   как сказали бы сейчас, вкалывала по полной программе на работе и дома. Да еще имела мужа – фанатика педагогического фронта. Тетя Лена жила в готовом жилище, а мы свое строили-строили, чинили - чинили и из нужды не вылазили.
                Поездки в гости к Дьяченкам волновали меня неописуемо, я просто не спала ночь от предвкушения всего этого путешествия через мост и город. В квартире у тети Лены было полно красивых вещиц, которые хотелось трогать руками. На пианино выстроились безделушки из фарфора – балеринки, слоники , птички, собаки всех пород. Жаль, что их как раз и не  позволялось брать в руки, зато смотреть – сколько угодно. Пианино было заграничным, немецким, с двумя подсвечниками над клавиатурой ( их разрешалось трогать). Никто не играл на нем, ждали, когда подрастет Томочка. Зато другой звук -  звон настенных часов - вызывал странное  томление духа – я словно выпадала из реальности, отключалась от других звуков, на короткий миг погружаясь в непрожитую жизнь, наполненную счастьем. Что это было? Сигнал из будущего? Или из прошлого, но не моего?
                Такое же томление я испытывала в те редкие разы, когда нас водили в театр, вокруг которого вечером горели матовые шары фонарей... Может, эти миги отключки, никак не связанные с  мыслями или конкретными переживаниями, были просто толчками душевного роста? Лопалась, раскрываясь в бутон, очередная почка моего дерева, где-то на боковой ветке, но без которой это дерево  было бы уже не моим?
                Семейный обед у тети Лены в честь нашего гостевания всегда  выдерживался в торжественном стиле, таком  далеком от маминой привычки есть на ходу. Я замирала над своими тарелочками: сначала мелкая, потом глубокая, а в ней – салатница.. Салат я ела механически, так как расматривала японский пейзаж на супнице. В нашем доме на тарелках нарядные японки под зонтиками в окружении причудливых строений не водились. У нас были полосочки и блеклые цветочки, а первое блюдо разливали прямо из кастрюли, поскольку шикарной супницы тоже не имелось. Как, впрочем, и сервиза . Остатки старинной посуды выставлялись на праздничный стол два раза в году и хранились под замком в буфете. А здесь ежедневное поедание обеда походило на праздничную церемонию,  салфетки были вышиты шелком и лежали возле каждого прибора нетронутыми, только Томочка вытирала рот чистой тряпочкой, вроде носового платка, а я боялась прикоснуться к красивеньким салфеткам. Мама зорко следила за моим поведением, и под ее недреманым оком мне приходилось глотать ненавистную картошку в борще и доедать сухофрукты из компота. Мимикой и жестами мама подавала мне сигналы одобрения или недовольства.
                За этими обедами детям не разрешалось разговаривать, а взрослые обменивались короткими репликами. Трудно было играть навязанную мне  роль паиньки, но приходилось. Ведь после обеда можно было любоваться рыбками в аквариуме, листать интересные книжки, слушать, как поют канарейки в клетке...
Война разрушила и этот чужой очаг, такой привлекательный для моей персоны. Для Наты – тоже, ведь они с Викторией, то есть Торочкой, по-настоящему дружили...
Для меня это случилось  в тот день, когда папа вернулся из очередной поездки  на  ту сторону  с новостью:
                -   Володю мобилизовали, Лена уезжает с детдомом. И они советуют нам не рыпаться  с места. В городе все-таки остались некоторые учреждения и даже заводы, так что немцев сюда не пустят.

Продолжение http://proza.ru/2009/06/03/477


Рецензии
Люсечка, добрый день! Глава завораживает своей насыщенностью и в тоже время простотой изложения. Очень тонко описан внутренний мир девочки, филигранно выписаны характеры остальных членов семьи и те изменения, которые происходят с человеком, когда вдруг на них сваливается общая беда, в данном случае война.

Оказалось, что у нас много знакомых и « сослуживцев», и почему-то всем понадобилось увидеться с моими родителями.
Появились и дальние родственники, а близкие стали совсем родными. Мама помирилась с тетей Галей, Толик обрел свободу. А вот наша Ната словно отдалилась от нас. Она по-прежнему возилась с нами, но как-то отрешенно, рассеянно. Она перестала замечать мои шалости, и получалось, что я уже хорошая, исправилась.

А как необычно переданы мысли маленькой, но очень думающей и наблюдательной девочки. (Перечитывала много раз и восхищалась)
Зато другой звук - звон настенных часов - вызывал странное томление духа – я словно выпадала из реальности, отключалась от других звуков, на короткий миг погружаясь в непрожитую жизнь, наполненную счастьем. Что это было? Сигнал из будущего? Или из прошлого, но не моего?
Такое же томление я испытывала в те редкие разы, когда нас водили в театр, вокруг которого вечером горели матовые шары фонарей... Может, эти миги отключки, никак не связанные с мыслями или конкретными переживаниями, были просто толчками душевного роста? Лопалась, раскрываясь в бутон, очередная почка моего дерева, где-то на боковой ветке, но без которой это дерево было бы уже не моим?

Галина Балабанова   19.02.2021 16:47     Заявить о нарушении
Привет, моя дорогая! Извини за запоздалый ответ на твою замечательную рецензию! Я болею воспалением легких, была не в форме, сегодня впервые села.
Меня тревожит твое эмоциональное восприятие от прочитанного! Береги душевные силы, абстрагируйся от чужих проблем! Мне, конечно, приятна такая реакция, но...Нравится, что ты отмечаешь удачные места, тонко чувствуя их, а потом профессионально анализируешь, а не просто хвалишь. Мне стыдно сейчас, что я никого не читаю. Думаю, что это временно. Загляни в "личку".

Людмила Волкова   20.02.2021 15:54   Заявить о нарушении
Люсечка, дорогая, ты меня очень расстроила. Но я чувствовала, что с тобой что-то не так. А по поводу того, что я слишком сильно переживаю, читая твои повести и рассказ, так это твоя ЗАЛУГА:) Не надо так писать... Сначала рвешь сердце, а потом
возмущаешься:) Нехорошо:)

Галина Балабанова   20.02.2021 16:46   Заявить о нарушении
Я не возмущаюсь, а берегу твои нервы. Я сама такая - эмоционально неуправляемая, в смысле:эмоции мною управляют, а не мозги. Нужен тандем или же последовательность (смеюсь)такая: сначала включаем разум, потом эмоции. У меня -наоборот.

Людмила Волкова   20.02.2021 17:11   Заявить о нарушении
О людях того времени и их впечатлениях "Неожиданное интервью" http://youtu.be/bpUwzT-RXHk

Полёт Орла   21.02.2021 08:18   Заявить о нарушении
Уважаемый незнакомец с красивым ником! Так не делают. Прежде чем приглашать на свою страницу, Вы должны меня заинтересовать, чтобы я не теряла времени напрасно. Но Вы прочитали главу моей повести и молча ушли, хотя именно по рецензии можно понять, что Вы за личность. Я не понимаю тех, кто выхватывает наугад любую главу, кроме первой, молчит, а потом приглашает к себе. Пока для меня Вы - случайный прохожий, извините!

Людмила Волкова   21.02.2021 13:44   Заявить о нарушении
Извиняю...

Полёт Орла   21.02.2021 16:27   Заявить о нарушении
На это произведение написано 25 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.