Выбор

                ВЫБОР.

  Анна не могла понять, что происходит сегодня с дочерью. Резко отвечает, не глядит не только в глаза, но даже и в её сторону. Утром всё было иначе. Распрощались, дочь пошла в школу, она, Анна, на работу.
  И в то же время чувствовала, что Лера порывается что-то ей сказать. Но стоит маме дать понять, что она готова её выслушать, дочь начинает дерзить то словами, то действием.
  Анна не выдержала:
- Лера, что с тобой происходит? Неприятности в школе?
- Нет!
- Объясни - я думаю тебе станет легче.
- Мама, я хочу поговорить о твоём поведении, - не глядя в сторону мамы, проговорила дочь.
- Что-о-о?
- Мама, если Алексей Иванович ещё раз придёт к нам, то я уйду.
  Ответ Леру, видимо, не интересовал, она резко повернулась и ушла в свою комнату.
  А мама ничего ответить и не смогла бы, так заявление дочери её удивило. Удивило потому, что Лера до сегодняшнего дня ни разу не высказалась о нём плохо. Анна зашла в комнату к дочери:
- Лера, он тебя обидел?
- Нет. Но то, что я сказала остаётся в силе. И говорить на эту тему я больше не хочу!
- Тебе стыдно, что твоя мама встречается с этим мужчиной? Но я свободная и выбирать мне!
- Но я тоже имею право выбора!
  Анна молча повернулась и ушла в свою комнату.
  Села на пуфик и глянула на своё отражение в зеркале. На неё смотрела красивая, но уже далеко не молодая женщина.
- А что, возможно, дочь права. Ходишь счастливая, влюблённая! Ну что скажешь, красавица?
  Анну поразили глаза женщины из зеркала. В них была пронизывающая печаль. Анна поспешно отвела взгляд:
- Прости, но как мне быть? Я сейчас встану, отойду, и ты исчезнешь. Мне же не исчезнуть!! Надо сделать выбор, дочь настаивает.
  Вместо слов по щекам потекли слёзы. Анна, не отрываясь, смотрела на эти два ручейка. Постепенно они высохли.
- Ну вот, пожалуй, и всё, красавица. Мы были с тобой очень счастливы, пусть и не долго, но всё-таки! Я никогда не забуду эту Любовь, но Алексея Ивановича придётся забыть!
  Глаза красавицы молили о чём-то, но Анна была неумолима.
- Она же моя дочь, я не имею права делать ей больно! Не имею!! Ещё раз прости, но я не могу иначе поступить!
  Стук в дверь прервал её мысли:
- Мама, тебя к телефону.
- Лерочка, скажи, что меня нет дома.
- Звонит Алексей Иванович.
- Для него тем более.
  Лера сразу отошла от двери.

  Прошло много лет.
  И как-то Лера, теперь уже Валерия Анатольевна, позвонила маме:
- Мама, не уходи сегодня никуда. Мне надо поговорить с тобой.
  Анна по голосу дочери поняла, что что-то случилось, и с тревогой ждала назначенного часа.
  Звонок. Она открыла. Лера готова вот-вот разрыдаться. Анна, не спрашивая ни о чём, повела её в комнату. Сели рядышком на диван. И только тогда Анна  сказала:
- Сначала поплачь, а потом расскажешь.
  Лера долго, громко, как говорят « по бабьи » плакала. Успокоившись, она с негодованием стала рассказывать:
- Мама, Анюта (дочь Леры была названа в честь бабушки) вот уже месяц ставит мне условие.
- Какое?
- Она против моих отношений с Юрием. Не могу же я до смерти жить с памятью об её отце! Не воскрешу я его! Имею же я право на любовь?!
- Лера, я тоже тогда имела, но я выбрала тебя! Выбор за тобой!
  Мама с дочерью долго сидели молча.
- Я, мама, подумаю.
  На том и расстались.
  Лера поняла: в своё время она отняла у мамы право выбора, и теперь, в подобной ситуации с дочерью, сама лишилась права.
  А в дальнейшем всё произошло по иному, благодаря особым отношениям бабушки и внучки – взаимной симпатии или душевной привязанности.
  Раз Анюта вернулась от бабушки в отличном настроении, хотя это бывало и не редко. Но от дочери на этот раз веяло нежностью.
  Зазвонил телефон. Анюта, боясь что её опередят, быстро подбежала к телефону. Видимо она ждала этого звонка.
- Мама, тебя к телефону дядя Юра,- радостно позвала она Леру.
- Ты знаешь, что ему ответить.
- Мама, это я попросила его позвонить тебе.
- ???
- Мама, я люблю тебя и поэтому хочу, чтобы ты была счастлива.
  У Леры перехватило дыхание, ком подкатил к горлу. Она побежала в свою комнату, закрылась и стала плакать.
  Через какое-то время, когда она, успокоившись, засыпала, кто-то постучал. Естественно, это дочь. Когда открыла дверь, то там стояла не Анюта, а Юрий с букетом её любимых лилий.
  «Секрет» раскрыла дочь после смерти бабушки.
  Когда Лера перестала встречаться с Юрием, Анюта сообщила об этом бабушке. Но бабушка не приняла радость внучки и рассказала о себе. Она, бабушка, когда-то поставила свою маму перед выбором. И больше никогда не видела радости в глазах у мамы.
  Лера вначале облегчённо вздохнула вслед воспоминаниям. Но!.. Ведь её бабушка жила с дедушкой, да и умерла она раньше него. И только теперь, оглядываясь в далёкое прошлое, она увидела тёплый взгляд мамы, в котором никогда не было искорки радости.






                Глюза Рахманова.
                26.07.2003
                г. Рудный


Рецензии