О морали и нравственности

О морали и нравственности.

Морально – нравственно – этические ценности человечества!  Ы? Это что за ценности такие?  Где  они лежат и где на них можно посмотреть? По ТВ? Поднимите выше руку - кто это сказал, пусть вас все увидят. И запомнят. Нет, не нужно обвинять школу – она  действительно задряхлела, но все равно народ у нас грамотный, все умеют не только читать, но и писать, и говорить. Кто хихикнул, тот знает, что я имею в виду. Кто не имеет, тот легко себе может представить, что если я этому рубль за то, а он мне рубль за это – это не одно и то же, потому что я ему целый рубль за то, а он мне только рубль за это. И вообще друг друга мы видим лучше, чем вокруг и внутри себя. Незнакомая женщина мне делает замечание и заявляет как близкому другу, что видит меня насквозь. И не замечает, что сзади у неё расстегнулись уже не две, а три пуговички, и скорее это уже не юбка, а фартук. Но о девушках, женщинах и дамах, т.е. их специфических особенностях нужно говорить отдельно, об их одежде тем более. Поговорим о ценностях.
 Да, дворцы, театры, музеи, концертные залы и выставки – это наше достояние, для особо упорных - готовых достоять. А туда, куда можно без очереди – желающих нет. Всем нужна дефицитная ценность. У меня это есть, и это я видел, а этот шедевр меня не очаровал – всё, я морально удовлетворен. Это и есть моя-моё моральная ценность в самом себе для себя самого.
Нравственность – это вещь ещё более не определенная. То,  что раньше  было не нравственно, стало нравственно, то, что нравственно – не нравственно, и наоборот. И еще раз наоборот. Даже те, кто раньше точно знал, что нравственно, а что не нравственно – растерялись. Но они быстро выкрутились. Они всю нравственность как обычную ценность взяли на себя и уже не плохо себя чувствуют. Это и есть нравственная ценность сбереженная одними для нас же других, в угоду для них же самих.
 Но безнравственный руководитель – это этично или не этично? Хочется вам спросить! И самим же хочется ответить – Он начальник?! Значит этично!
 Морально – нравственно – этические ценности – что это? где это? - спросите Вы.             
А всюду, везде, на каждом шагу, на что не раз ступала нога человека – скажу я Вам.
 И попробуйте быть здоровы – морально, нравственно, этически, физически и практически!


Рецензии
Морально – нравственно – этические ценности человечества! Важную тему затронул автор. Если не сказать - важнейшую. Однако в рамках предложенного терминологического ряда, вернее понятийного ряда эта тема не разрешима и стать здоровым, т.е. настоящим Человеком не возможно. Вернее возможно, но для тех, кто не особенно задумывается над отличием морали от этики, этики от нравственности и т.д., а живёт по внутреннему чутью, по совести и чётко ведает где Добро, а где зло. Однако, для таких людей совершенно не лишним будет знать и значение слов, которыми в обществе принято обозначать добрые дела и мысли. Так вот возвращаясь к понятийному ряду мораль-нравственность-этика. Этот ряд замыкается понятием этика и действительно в этом ряду это низшее понятие. В русском языке, великом и могучем совершенно допустимо "этика бизнеса", "этика банковского служащего (банкира)", "этика управленца", "этика писателя" и т.д. Только этика Человека с большой буквы в этот ряд никак не вписывается, тут о частных, профессиональных правилах поведения речь идёт, а по сему, "этически здоровый человек" - это нечто просто не достижимое по причине неестественности. Далее, с конца идёт нравственность. Однако, если взять определение морали из словаря Ожегова: Мораль - нравственные нормы поведения..., то выясняется, что из нравственности вытекает мораль и на втором месте с конца должна стоять мораль, а на третьем с конца - нравственность. Теперь к нравственности, что по данному ряду оказывается самым высоким для человека и его здоровья. Может ли быть человек нравственно здоровым? Что подсказывает нам великий и могучий? Вроде роли нравственности в языке уделяется важное значение. Но как мы понимаем нравственного человека? Это хороший человек, добрый, отзывчивый, справедливый... А его противоположность? Это безнравственный, как злой, несправедливый, чёрствый? Однако, это не совсем так. Просто в язык следует заглянуть чуть глубже. Оказывается, что в русском языке есть два вида нравственности - добронравие и злонравие, а безнравственности (серединки, как чуточку честного или чуточку беременной) в природе не существует. Те кто якобы безнравственны, на самом деле и есть самые что ни наесть злонравные людишки. По Толстому равнодушие - подлость души. Исходя из этого понятие "нравственно здоровый человек" это кто такой? Идеальный честный или идеальный подлец? Оказывается и в рамках морального здоровья точного ответа на этот вопрос нет, а что является идеалом для Человека. Почему? А потому, что нравственность это не первичная для человека категория, а вторичная. Опять по Ожегову: Нравственность - это внутренние духовные качества которыми руководствуется человек. Вот это уже ближе к идеалу. Что же за духовные качества? Прямодушный - духовно здоровый, а криводушный - духовно больной, справедливый - духовно здоровый, а несправедливй - духовно больной, совестливый... - безсовестный и т.д. Именно по этому так легко, для нас не понимающих изменились нравственные ориентиры на противоположные, русское общество исчезло, а появился злобный латинский социум. Так что, я бы закончил Ваше воззвание словами: И попробуйте быть духовно здоровы, может быть это позволит быть здравым, а так же здоровым психически и физически?
П.С. А по поводу может ли быть добронравным, т.е. справедливым руководитель в современном мире перевёрнутых нравственных ценностей? - Нет конечно же! Ибо все руководители получают зарплату значительно выше подчинённых, а это по определению не справедливо, я уж не говорю о том, что подавляющего большинства руководителей именно эта зарплата и есть цель жизни и они не уПРАВляют людьми, а уКРИВляют.

Андрей Староверов   21.12.2011 02:13     Заявить о нарушении
Андрей, я посчитал для себя возможным и достаточным не поговорить серьезно об этих высоких категориях, а "поерничать" на страницах иронической прозы. Не судите строго.
С уважением,

Николай Леухин   24.12.2011 00:36   Заявить о нарушении
Николай, я не сужу. Просто делюсь мыслями. Считаю, что нам всем, и я не исключение, важно восстановить систему мышления на своё родном, научиться относится к словам серьёзно. А поводом к разговору может быть и ироническая проза, да любые тексты в принципе. Помните шутку. Мужчине достаточно показать любую часть женского тела, достаточно даже носа, остальное воображение дорисует само. Так и в этих вопросах. Не осуждайте меня за такой подход, я же во благо. Да и вообще, так мало людей с кем можно серьёзные вещи обсудить. По крайней мере у меня...
С уважением,

Андрей Староверов   24.12.2011 02:50   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.