Св. Вениамин Петроградский

 Владыка Вениамин (в миру Василий Казанский) родился в 1873 г. в Каргопольском уезде Олонецкой губернии в семье священника. В детстве и отрочестве Вася Казанский зачитывался житиями святых и, по собственному признанию, «восхищался их святым воодушевлением, жалел, что времена не те и не придется переживать то, что они пережили». Он, конечно, не мог тогда предположить, что Русской Православной Церкви суждено в ХХ веке испытать гонения по силе и жестокости нисколько не уступающие древним диоклетиановым, и что ему самому уготован в будущем мученический венец. 

     По окончании Петрозаводской духовной семинарии, Казанский поступил в Петербургскую Духовную Академию, которую закончил в 1897 г. Еще до завершения курса, в 1895 г., он принял пострижение с именем Вениамина. После учебы в академии  будущий митрополит в течение 13 лет вел преподавательскую работу в различных духовных учебных учреждениях. Сначала он преподавал Священное Писание в Рижской духовной семинарии, в 1902-1905 гг. являлся ректором Самарской духовной семинарии, а с 1905 по 1910 г. был ректором Санкт-Петербургской духовной семинарии. В январе 1910 г. архимандрита Вениамина назначили епископом Гдовским и викарием (заместителем и помощником правящего архиерея) Санкт-Петербургской епархии. Пишут, что владыка Вениамин исполнял епископское служение с неутомимой энергией. Он изъездил вдоль и поперек всю Петербургскую епархию и много способствовал оживлению приходской жизни. Его трудами было открыто много новых школ. В мае 1917 г., после увольнения на покой митрополита Питирима, Вениамин свободным голосованием клира и мирян Петроградской епархии был избран ее правящим архиереем в сане архиепископа, а в августе возведен в сан митрополита. Это произошло за несколько месяцев до Октябрьской революции.

    С установлением атеистической большевистской власти началось особое испытание владыки Вениамина. В начале января 1918 г. по предложению наркома призрения А.М. Колонтай, Совет Народных Комиссаров принял решение реквизировать у церкви помещение Александро-Невской лавры (бывшей, помимо всего прочего, резиденцией петроградского митрополита) для нужд ее наркомата. 13 января митрополит получил уведомление, что «с сегодняшнего дня лавра переходит в ведение народа». Вениамин, конечно, не мог признать законность этого постановления и всячески противился его проведению в жизнь. 19 января в лавру прибыл отряд матросов, который попытался выселить митрополита из его покоев. Узнав об этом, быстро собралась огромная толпа возмущенных верующих. Дело едва не дошло до бунта. Большевистским властям пришлось уступить.

    В последующие годы Вениамин продолжал твердо отстаивать дело церкви, хотя прекрасно понимал опасность своего положения. Тучи над головой митрополита сгустились во время голода, в начале 1922 г., когда он смело выступил против конфискации церковных ценностей. В марте 1922 г. Вениамин обратился в губернскую комиссию помощи голодающим с посланием, в котором между прочим писал: «Отдавая на спасение голодающих самые священные и дорогие для себя по их духовному, а не материальному значению сокровища, Церковь должна иметь уверенность: 1) что все другие средства и способы помощи голодающим исчерпаны; 2) что пожертвованные святыни будут употреблены на помощь голодающим; 3) что на пожертвование их будет дано благословение  и разрешение высшей церковной власти». До выполнения трех этих условий митрополит отказывался сотрудничать с властями. Его позиция была расценена как саботаж и прямое выступление против советского режима.

     Газеты с нескрываемой злобой набросились на владыку Вениамина. 29 мая митрополит был арестован в помещении епархиальной канцелярии. 10 июня начался судебный процесс. К делу было привлечено 86 человек. Всем им предъявили обвинение по статье 62 нового Уголовного Кодекса «Участие в организации, действующей в контрреволюционных целях, путем возбуждения населения к массовым волнениям в явный ущерб диктатуре рабочего класса и пролетарской революции».  Вынесение приговора состоялось 5 июля. Как и ожидалось, он был очень жестким: десять человек были приговорены к расстрелу, около 60 – к разным срокам тюремного заключения. ВЦИК несколько смягчил решение суда, помиловав шестерых осужденных на смерть. Однако в отношении митрополита Вениамина, архимандрита Сергия, профессора Юрия Новицкого и юрисконсульта Александро-Невской лавры Ивана Ковшарова приговор остался в силе. В ночь с 12 на 13 августа митрополита и его сподвижников обрили, одели в лохмотья (чтобы их не опознали и не отбили у конвоя питерцы) отвезли на станцию Пороховые и там расстреляли.

Конспекты по истории России http://proza.ru/2020/07/17/522


Рецензии