Художниками не рождаются

                Кто не знает пословицу:  чем дальше  в лес, тем больше дров? В переносном смысле:  чем больше занимаешься каким-то делом, тем более если это тебе нравится, то всё больше и больше проникаешься темой. Хочется получше узнать о предмете своей страсти, увидеть людей, которые в этом деле много чего умеют или по-русски говоря -  «собаку съели».
                Так и я, когда ударилась в японскую вышивку, то постепенно поняла, что надо не только рисунки переносить на шелк, но и видеть как один цвет соответствует другому. Как дальний план естественно переходит в ближний. Как лепестки сакуры затеняются тонкими вишневыми ветками, как бывает прозрачен зеленый цвет листьев. И если для художника после нескольких лет учебы, уже всё ясно и понятно, то для таких робких рукодельников, как я, это просто открытие Америки, не меньше.
                Конечно же я могла попросить бывшего моего мужа, великого русского художника, объяснить мне всё это на пальцах, но я помнила, как он злился на нашу маленькую дочку, когда пытался научить её рисовать, и как она убегала,  не понимая мудреных слов.
                Итак, есть два пути вхождения в тему: или читать книги и заниматься самообразованием, или идти на курсы рисования.
                Честно говоря,  у меня  был уже опыт в этой области. Очень хотелось свои внутренние перемены и превращения выразить через живопись. Но когда я пошла внимать и учиться к профессиональному художнику на курсы рисования, приземистый бородатый армянин подошел сзади, посмотрел, как я изображаю шар на кубе и спросил в упор: "Где у вас перспектива?"   К своему стыду я не знала, что это такое и сказала: "За горизонтом". Больше он ко мне не подходил. И я, несмотря на прилично заплаченные деньги, ушла от «профессора» с обидой на него и  на его манеру обучения. Особенно меня поразили мои соученики, начинающие художники, которые настолько были  зациклены на самих себе, что  даже в голову никому не пришло подойти ко мне, объяснить про перспективу и поддержать.
                Вы уже знаете, мои дорогие, что стоит только чем-то серьезно заинтересоваться, так сразу же «небесные помощники» начнут подбрасывать нужные книжки, посылать нужных людей и подкидывать нужные суммы для осуществления наших мечт.
                Так и здесь. Возле метро пожилая тетя раздавала бесплатные газетки. Обычно я не беру их, а тут прямо сама выхватила у неё из рук тоненькие листочки. На первой странице симпатичный художник приглашал на уроки рисования и обещал за один курс научить рисовать любого, хоть ребенка, хоть старика. И занятия  начинаются буквально через несколько дней.
                И деньги нашлись, и дома всё уладилось, и настроение опять такое «пылающее». Короче, я  пошла учиться  «акварели».
       Там много было всяких направлений: рисунок, масло, гуашь, графика, но я выбрала именно "водную живопись" из-за того, что у неё такие прозрачные краски, что кисточки «беличьи», «колонковые» и всякие другие с завлекательными названиями, что акварель – это всегда нежно, зыбко, поэтично.
        Собралось нас 17 человек. Трое-четверо старшеклассников, шесть пенсионеров  и еще девушки среднего возраста, которым тоже хотелось приобщиться к искусству.
        В первый же день художник сказал громко и уверенно, что он не сомневается в наших талантах, что все мы к концу программы будем рисовать не хуже учеников «художки» и что на занятиях он не будет нас ругать и критиковать, потому что обучение на позитиве всегда дает самый лучший результат.
        Я приободрилась. Значит, про «перспективу» спрашивать не станут, а будем мы почти что играть, как в детском саду. То, что я и люблю больше всего: поиграть, подурачиться и посмеяться.
        Велено нам было на следующее занятие принести хорошего качества краски (которые, еще по-старому назывались «Ленинград»), кисти беличьи поменьше и побольше, специальную бумагу для акварели, баночку  для воды.
        Учитель стал нам показывать, как смешивать краски, чтобы получались разные оттенки, как  правильно держать кисть, как рисовать огурцы, помидоры и цветы и… незаметно занятие закончилось. То что называется глазом не успела моргнуть. Однако, мне очень понравился и улыбчивый наш сэн-сей, и то, что можно было походить по рядам и посмотреть, что и как получилось у начинающих художников.
        У всех  огурцы получились похожими на оригинал. То есть понятно было, что эти длинные зеленые предметы с пупырышками, и есть наши любимые овощи. Но… у одних они были размером с мизинец, а у других почти что с руку олимпийского борца. Притом, что от внешнего вида ученика это никак не зависело. У маленькой щуплой старушки на листе поместилось сразу несколько огурцов и ровненьких, и крючковатых, и зеленых, и желтых. У школьницы в микроскопической юбочке и острыми коленками на листе был только один огурец, но очень красивый, почти живой, насыщенного зеленого цвета.
         Так мы учились,  учились и научились. Я в самом деле стала видеть гораздо больше оттенков цветов, уяснила очень хорошо, что такое ближний и дальний план, смогла так здорово нарисовать воду в озере, что учитель восторженно похвалил меня и даже погладил по голове (не представляете себе, как это хорошо действует на учеников, даже пенсионного возраста).
         Но меня и тогда поразило и до сих пор удивляет, что все мы видели  предметы при рисовании абсолютно по-своему. Например, нам надо было срисовать три дерева с уже готовой картины. Один большой раскидистый дуб с желтой листвой на переднем плане и два разного размера дерева на заднем.
         Я старалась соблюсти пропорции и цвет. И в общем-то это получалось. Но другие ученики не обращали никакого внимания на эти глупости. У всех деревья совершенно отличались от картинных. Да,  их было три. Но все они были совершенно другого размера  - у кого-то толстые и одинаковые по размеру, а листья   то желто-зеленые, то оранжевые, а иногда и просто красные, а некоторые наши дубы были вообще тонкие, как бамбук, листьев было мало, а ветки – только наверху. Художник и вправду никого никогда не критиковал, не подправлял, а говорил, что это индивидуальность и  «свой взгляд», который в сто раз ценней, чем простое подражание. Про меня он сказал, что я лучшая ученица и у меня большое будущее!
        Ну как вы думаете, после таких лестных слов, разве можно остаться робкой ученицей? Я и дома стала увлеченно «предаваться  искусству». И неизвестно, чем бы дело кончилось. Но тут вмешалась судьба. Скоропостижно скончался мой зять, которому едва исполнилось  24 года, и моя дочка осталась с маленькой двухлетней девочкой - Мариночкой одна, поэтому  пришлось забросить рисование.
       Но, вы знаете,  это мне очень пригодилось потом, когда я стала вышивать уже не просто маленькие штучки, а настоящие картины, в хороших итальянских рамах.

        И что еще хочу сказать: когда пытаешься открыть в себе таланты,  это как будто поднимаешься на высокую гору. Чем больше узнаешь и учишься, тем лучше видишь, что там внизу. Какие широкие или узкие извилистые дороги, какие чудные реки и глубокие озера, как много замечательных и красивых деревьев, как прекрасны цветы на лугах.
        То есть, если ты живешь просто для еды, сна и продолжения рода, то видишь только пейзаж за окном. Всё время одно и то же. И это так скучно. Но стоит заняться творчеством, не важно каким -  фигурным катанием на руках, бЕгом на цыпочках в горах,  рисованием, вышивкой или писательством, - как тут же начинаешь видеть заманчивую тропинку в горы. Чем большему научаешься, тем шире эта дорога и тем быстрее ты приближаешься к вершине. И тогда нет никакой скуки, никакого разочарования, а только радость от того, что ты в себе открыл еще один талант. Ведь Бог в каждого из  нас  столько вложил, что за всю жизнь не сможешь вычерпать….


Рецензии
Галина, в каждом человеке есть индивидуальный талант, природой данный, и какой-то случай помогает раскрыть его. Так человеку надо осознать и помочь своему таланту чётче проявиться. А то, что у нас народ талантливый можно понять на Стихи.ру,Прозе.ру.
Успехов Вам, Галина, в поисках других ваших талантов!
С уважением,Галина Александровна

Галина Белякова   10.01.2015 21:05     Заявить о нарушении
Спасибо, моя дорогая тёзка, за добрые слова.
Знаете ЧТО интересно - ведь колодец, который в каждом из нас, открывает свои глубины не сразу. Ведь казалось бы - я была замужем за художником, давай, Галка, учись, рисуй! Но тогда мне это даже в голову не приходило. Мне казалось, что для этого нужен особый талант, а у меня его нет. И вдруг! Прошло 15 лет, как мы расстались, и грянул гром, по голове стукнуло и я стала рисовать. Чудеса!
И теперь я всем говорю - не бойтесь начинать! Найти свои таланты НИКОГДА НЕ ПОЗДНО! Главное - желание и огонёк в душе. Остальное приложится.

Галина Кириллова   11.01.2015 11:55   Заявить о нарушении
В человеке заложены безграничные источники творчества, иначе бы он не стал человеком.Нужно их освободить и вскрыть.
Алексей Толстой

Галина, мыслями мы с ним заодно!

с уважением,

Галина Белякова   11.01.2015 18:52   Заявить о нарушении
На это произведение написано 29 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.