Казачья обитель

Есть в Рязанской епархии монастырь, который местные жители именуют Казачьей обителью. И рассказывают о его возникновении интересную историю.
«Возвращались из похода два старых донских казака и повстречали Николая Чудотворца. Поклонились казаки святому старцу поясно и попросили совета: «Как достойно закончить свою жизнь? Пожили мы на белом свете, помахали саблями, немало снесли голов иноверцам и язычникам, врагам земли Русской. Пора и о душе подумать». — «Видите, растут два дуба, — говорит им Николай Чудотворец. — Сделайте каждый для себя крест, кому какой по силам, и несите вон на ту Святую гору. Там, на вершине, встретит вас Ангел и скажет, как быть дальше». Вырубили казаченьки по кресту, взвалили на плечи, пошли. То дождь их сечёт, то солнце печёт… На третий день умаялись, отдохнуть присели. «А длинноват я крест сделал», — подумал один и отпилил толстый комель.
Вроде повеселее стало идти казаку. А товарищ его аж согнулся от тяжести, будто муравей ползёт. Наконец добрались до Святой горы, а там — глубокое ущелье: земля треснула. Перекинули казаки через ущелье кресты и стали по ним переходить. Один спокойно перешёл, а другой так и ухнул вниз — коротковат оказался его крест. А Матвей, так звали казака, который не стал облегчать свой крест, — после беседы с Ангелом поселился на берегу реки Цны, в Чёрном лесу, среди племён мордвы и мещеры. Но пришел казак к язычникам не с острой саблей, а со словом Божиим. Своими руками срубил Матвей красивейший деревянный храм, к которому не одну тропинку протоптали мордовские ребятишки да бабы.
Старый Матвей оделял их забавными деревянными игрушками, посудой да ложками. И как бы между делом вёл сердечные беседы о вере Христовой, причём на их же родном языке, которому быстро обучился. Многие из его слушателей впоследствии крестились. А старец Матвей основал вскорости здесь православный монастырь с братией из пяти человек.
В 1573 году епископ рязанский Леонид рукоположил старца в иеромонахи с именем Матфей и поставил строителем новоучреждённой обители в честь Святителя и Чудотворца Николая. Монастырь стал духовной помощью ратным людям: казакам, стрельцам, пушкарям. Потому-то в его строительстве приняло участие Войско Донское, а сам монастырь считался казачьим».
Рассказывают ещё: было старцу Матфею Божественное откровение, что грядёт великое несчастье — неурожаи и голод. Вот и поспешил он наполнить житницы зерном. А когда пришёл голод, хлебные житницы были открыты для всех окрестных жителей. И в мордовских сёлах прозвали старца Матфей Кормилец.
Ныне, после более чем семидесятилетнего запустения, в монастыре живут восемь насельников. И послушники, и монахи — люди ещё молодые. Настоятелю обители, иеромонаху Пимену, тридцать с небольшим, а самому младшему из послушников, Серёже, всего-то шестнадцать лет. Проблем в обители много, но живёт среди братии традиция, бережно хранимая со времён Матфея Кормильца, — одаривать гостей. И мне один из послушников, с которым мы накануне долго беседовали о нашей многострадальной Родине, сунул в карман рубашки сложенный лист бумаги.
— Это — молитва за Россию, — тихо сказал он. — Я её каждый день читаю…
«На Отчизну нашу, Россию, излей благодать Твою, Боже!
Да воссоединятся все народы, её населяющие, в одну семью, Тебя, Небесного Отца, единомысленно исповедующую, всю жизнь единодушно по вере устрояющую, да будет едино стадо и Единый Пастырь. Да будет хлеб насущный и духовный для всех без изъятия.
Да будет мир и любовь между всеми нами, и да будут безсильны козни врагов внутренних и внешних, злых сеятелей плевел на ниве Твоей, писанием, словом или делом вносящих шаткость в умы, горечь в сердца, соблазны, раздор и всякую скверну в жизнь.
Пошли, Господи, делателей добрых на русскую ниву Твою: да огласят они её глаголами правды Твоей, да просветят ее примером жизни по вере.
Пошли, Господи, народу русскому чуткость сердца, да разумеет он святые речи избранников Твоих, да разумеет он святую волю Твою и неизменно и с радостью творит, да будет Русь воистину свята, да соединится она единомысленно и единодушно в одно великое братство Христово, мыслию, словом и делом верное Богу и Христу Его. Да будет Русь наша подлинно церковной державой, во всех делах своих руководствующейся учением Православной Церкви.
Господи, Владыко мира!
Посети Отчизну нашу благодатию Своею, да облечётся она святостью, как ризою, и да будут сыны её в смирении своём достойны одежды брачной, в ней же внити надлежит в чертог Царствия Твоего! Аминь!»
Алексей ЛОГУНОВ, г. Новомосковск


Рецензии