Трехгрошовая опера

    Не простой у нас двор. Живут и в нашем доме, и в соседнем, разные "глав" и "зав" - главврачи, главные инженеры, замдиректора и заведующие. Живут пусть и с большими семьями по несколько поколений, но - в отдельных квартирах. Во дворе - лесопилка. Старая, еще дореволюционная. И запах сосновых стружек забивает алкогольные запахи соседнего с нашим двором универсама.
    Позади универсама прячется за лесопилкой и высокими старыми тополями и кленами еще один дом - черный, деревянный, двухэтажный, двухподъездный. Окна в нем перекошенные, часто - с трещинами, заклеенными газетными лентами. Справа от него - еще одна постройка - деревянный же туалет, облезлый и покосившийся, куда жильцы черного дома ходят справлять нужду. Судя по запаху из окружающих зарослей, не только туда. На крылечках дома часто спят беспробудным сном существа непонятного пола и возраста. Иногда из дома раздаются громкие крики, со звоном вылетают последние целые стекла, а потом там некоторое время стоит уазик с мигалкой на крыше.
    Есть в доме и дети - худые, бледные и странные, с торчащими волосьями и в рваной и грязной одежде. Взрослые запрещают нам играть с детьми из черного дома, говоря, что это дети из плохих семей. Да эти дети и не ходят играть в наш двор. Наверное, их родители говорят про наши семьи тоже самое.
   Иногда из своего двора сквозь ограду и заросли мы тайком наблюдаем за их играми. Один раз мы с братом увидели, что они играют нашей старой куклой с расколотой головой и наполовину оторванными волосами, в которую играл наш щенок, а потом бабушка отнесла ее на помойку.
   Дети из черного дома всегда ходят все вместе - они выходят одновременно и заходят обратно в дом как будто булавками скрепленные. И даже по двору своему так ходят. Верховодит у них белобрысая девчонка с жидкими хвостиками и прозрачными глазами. Она старше остальных лет на шесть. Есть там девочка моего возраста  и мальчик на годок помладше, и трехлетняя девочка, которая не говорит, а только мычит и тянет самую старшую за рукав, когда ей что-то нужно.
   Лето на излете, и брат уехал в свой родной Анжеро-Судженск готовиться к школе, он в третий класс пойдет. А меня опять отправляют в детсад, хотя читаю я не хуже брата...
   Дома одиноко, бабушка смотрит "Международную панораму", да и в нашем дворе нет никого. Беру мячик и иду на улицу тренироваться играть в хали-хало...Скучно... Мячик плохо ловится. Краем глаза замечаю шевеление за оградой. Там, в кустах, стоят дети из черного дома и пристально,  молча, смотрят на мой мячик. Вот и компания! Мгновенно забыв все родительские указания, бегу к ограде: "Хотите, - в мячик поиграем?"- говорю я, дружелюбно улыбаясь и протягивая за прутья ограды свой потертый красный-синий-голубой... "Хотим", - хриплым гнусавым голосом отвечает за всех большая девочка и цепкими длинными пальцами тут же выхватывает у меня мяч!
   ...И в то же мгновение я слышу, как бабушка зовет меня из окна: "Домой, и немедленно!!!" . Я в растерянности оборачиваюсь к новой компании: "Все, меня домой зовут...""Так и иди", - снова отвечает за всех гнусавая девочка. Неприятное чувство какой-то вины подкатывает мгновенно к голове, обдает жаром и иссушает гортань, - и перед бабушкой, что не послушалась, и перед зазаборными детьми, что вынуждена отобрать назад игрушку, сама же поманила и не даю играть! Все-таки разлепляю пересохшие в раз губы - "А мячик?", - говорю тоже хриплым и чужим голосом, и жар мгновенно отхлынул, а кончик носа замерз...от взгляда очччень холодных льдистых глаз..."А он наш теперь..."
   Да как же так! Мой любимый звонкий мяч...Что мне делать??? Я хочу, безумно хочу вернуть свою игрушку. Все мешается в моей голове - и бессилие, и злость, и стыд перед этими детьми, и нос уже першит..."Но если он тебе так нужен, то ты можешь нам принести в замен что-нибудь из своего дома...что-нибудь красивенькое...что мне понравится...может, я и отдам тебе мяч...", - равнодушно говорит девочка и поворачивается спиной, и уходит в сторону своего черного дома...а малыши, как приклеенные, молча поворачиваются и бегут, не поспевая, за ней...
   "Девочка!" - кричу я, - "Постой! Я принесу тебе красивые пуговицы!" ...Девочка останавливается и медленно поворачивает голову..."Пуговицы? А точно - красивые?"
"Самые красивые! У меня много! Вот увидишь!!!"
"Я долго ждать не буду. Быстро гони!"
 ... Стремглав влетаю в дом, хватаю с полки увесистый мешок,в котором бабушка хранит пуговицы - самые красивые, которые она всю жизнь срезала со старых своих платьев, прежде, чем отправить их на тряпки. Есть там пуговицы фарфоровые, есть позолоченные, затейливые металлические, радужные перламутровые, из цветного чешского стекла... Мне так нравилось перебирать их, гладя и любуясь на каждую, что бабушка ссыпала их однажды в мешочек и отдала на хранение мне - видно, чтобы я не теребила ее всякий раз, когда захочется на них посмотреть...Но сейчас мой потертый мячик важнее всего на свете, и ценность грошовой игрушки в миллион раз выше дорогих антикварных пуговиц!!!
   ...И вот я перед оградой, и - о счастье! Дети из черного дома не ушли, они стоят кучкой во дворе за оградой, и торопливо подходят ко мне... И я протягиваю через ограду мешок...
    Цепкая лапка хватает мешок, длинный нос и льдистые глазки тут же начинают изучать его содержимое...И я слышу восхищенный "ох!", и другая бледная лапка бросает в мою сторону вожделенный мячик, который звонко скачет, - прямо к моему подъезду,- а я радостно скачу за ним:"Вернули! ВЕРНУЛИ!!!" - какое счастье!  У подъезда, подхватив мяч, последний раз оглядываюсь в строну ограды. Они - дети из плохого дома, - сгрудились возле старшей девочки и копошаться там, в мешке пуговиц, восхищенно цокая и охая, и совсем им уже нет до меня и моего мячика никакого дела. Вот и славно!
   ...Пршло не мало времени,- несколько месяцев,- пока бабушка хватилась пуговиц. Пуговично-мячиковый обмен представлялся мне событием столь незначительным, что я просто рассказала об этом...единственной виной своей считая нарушение запрета на игры с "теми" детьми....Ну так я и не успела с ними поиграть - бабушка же меня сама домой позвала!!!
    Бабушка страшно переживала потерю пуговиц, и припоминала мне их часто, и дооолго - еще лет двадцать, пока я сама уже не стала мамой...Через две недели и бабушки не стало...


Рецензии