Кто все-таки защитит милицию. 25. 10. 1990 г

Прочитал я недавно постановление Совета Министров СССР о неотложных мерах по укреплению законности и правопорядка в стране и решил поделиться с читателями своими мыслями, вызванными этим постановлением.
Новые меры в борьбе с преступностью…
Сколько хороших, конкретных решений принято нашим союзным правительством! И что же? Изменилось ли к лучшему положение с правопорядком в стране? Меньше ли стало убийств, грабежей, изнасилований, разбойных нападений? Увы.
Читаю последние статистические данные, опубликованные в «Известиях» 14 октября. Почти во всех регионах динамика зарегистрированных преступлений идет с «плюсом», то есть, с  добавлением на 12, 16, а то и на все 20 процентов! Наш Хабаровский край в числе «передовиков». Так в чем же дело?
Причин роста преступности много и о них немало сказано в нашей прессе. Хочу остановиться только на одно – о роли милиции, её правовой защищенности.
Можно ли всерьез говорить об успешной борьбе с коррупцией, организованной преступностью и хулиганством при нынешнем положении правоохранительных органов?
Как это парадоксально ни звучит, но самая беззащитная категория населения – это… сотрудника милиции.
Не только потому, что в нашем государстве милиции самая дешевая, и не потому, что мало законов, защищающих её. В стране сложилась порочная, а если точнее – антигосударственная практика считать милиционера простым техническим исполнителем чьей-то воли. А должен он быть, как и всюду в мире, человеком творческим, самостоятельным, инициативным, наделенным определенными большими (именно большими) правами. Я уже не говорю о технической обеспеченности, его материальном положении. Ведь он – представительно власти и власть должна стоять на его защите.

У нас милиция, как принято говорить, народная. Да, наш горотдел ВД является отделом горисполкома. Спрос большой. И только! А как обеспечить надлежащий правопорядок, каким составом, какими средствами – тут вроде мы уже «чужие». Ни денег, ни транспорта, ни жилья. Невольно напрашивается вопрос – а нужна ли городу такая милиция?

Теперь о юридической стороне дела. В какой ещё стране милиционер, а вернее полицейский, должен доказывать свою правоту при помощи свидетелей?   А как, спрашивается, можно найти свидетелей, особенно в ночное время, при задержании правонарушителя или преступника? Мало того, наш  суд и прокуратура, мягко говоря не всегда считают показания милиционера достаточными. Чаще всего с его показаниями даже не считаются. И резонно у них возникает вопрос: кто она?
Не такие ли граждане, как все? Такие сомнения, например, мучают старшего сержанта милиции Н.А Жданова, которому хулиганы пробили камнем голову и не понесли никакого наказания.
Травму при задержании правонарушителя получил и сержант милиции П.Н. Поштарь. Как же, спрашивается, в очередной раз они, не задумываясь, пойдут один на один с хулиганом или бандитом?
В прошлом году ушли от ответственности девять хулиганов, оказавших сопротивление милиции! И, думаю, что именно по этой причине из нашего  горотдела уволилось 25 человек. Многие из них – отличные работники, но видимо, разочаровавшиеся в службе.

В стране нарастает преступность. Об этом с тревогой сказано премьер-министром Н.И. Рыжковым с высокой трибуны.
Биробиджан, к сожалению, не является исключением. Сравним также все цифры. В 1988 году в городе было зарегистрировано 888 преступлений, а в 1989 году – уже 1266. Только за десять месяцев текущего года их стало более тысячи! Тревожно? Безусловно. И эту тревогу должны разделить не только милиция и жители, но также руководители областного центра. Между тем количество личного состава горотдела милиции всё остаётся прежним. И, естественно, ослабла борьба с преступным миром.
Если, например, раскрываемость преступлений по линии уголовного розыска в 1988 году составила 81,9 процента, то в 1989 году она сократилась до 56 процентов. А нынче ещё хуже.
Мы вынуждены были обратиться к коллективам предприятий с убедительной просьбой – оказать нам материальную помощь для организации надлежащей охраны населения города. И большинство коллективов охотно откликнулись, решили выделить отделу по 15 рублей в год от каждого работающего. На эти деньги мы приобрели компьютер, две автомашины, пишущие машинки. А главное – смогли увеличить число нарядов на улицах. И результаты не замедлили сказаться. За девять месяцев текущего года, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, преступность в общественных местах сократилась с 215 до 126 случаев, а на улицах – с 88 до 54 (не путать с общим числом преступлений).
Это, как говорится, хорошо. Но это только малая толика того, что нужно сделать. И один из самых больных вопросов – это транспорт. Две машины УАЗ-459 в дежурной части и столько же во взводе патрульно-постовой службы. А что это за машины? Старые – престарые развалюхи. Ремонтной базы нет, запчастей – тоже. И когда наш ветеран милиционер-водитель В.Т. Сидоров однажды мне сказал, что уже третий раз за месяц в его машине «полетело» сцепление, я невольно подумал: «Ну, всё, отслужила старушка. Дошли мы до ручки».
Бывает, что в течение целой недели, машины не могут выехать на службу: нет резины, нет запчастей, нет бензина.
Ну, подумайте только – на машину в сутки выделяется… аж 20 литров горючего! А порой бывает, что только за ночь приходится по пять-шесть раз выезжать на происшествия.
Недавно в городе было совершено восемь преступлений, которые, думало, можно было бы предотвратить, появись наши патрули вовремя на местах происшествия.
Вижу скептические улыбки на лицах некоторых читателей: «Только ли по причине отсутствия транспорта». Да, главным образом по этой причине.
В дежурную часть поступает сигнал: воры забрались в магазин или в квартиру. Надо немедленно отправить туда наряд, но единственная дежурная машина на выезде. Пока приедет, пока раскачается, и след преступников простыл…
Ещё и ещё раз вчитываюсь в постановление Совета Министров СССР «О неотложных мерах по укреплению законности и правопорядка в стране: «Обязать Госплан СССР и Министерство финансов СССР, предусмотреть в проектах плана и бюджета на 1991 год выделение правоохранительным органам материально-технических и финансовых ресурсов, а также дополнительной штатной численности, исходя из предусмотренных в проекте общественной программы по борьбе с преступностью потребностей».
Радует, конечно, и  намерение улучшить материальное благосостояние личного состава милиции. Но почему-то сомнение гложет душу: первое ли это постановление, направленное  на борьбу с преступностью? Не останется ли и это на бумаге? А медлить нельзя. Надо действовать энергично, решительно, совместно – милиции, суду, прокуратуре, всей общественности, объявить преступному миру непримиримый бой!


Рецензии