A Rendezvous at the Opera

Чуть больше месяца тому назад Фаруху Булсары исполнилось бы 64!!! В это невозможно поверить... И тем не менее. По этому поводу давайте вспомним события 35-летней давности. Ну кто помнит, конечно.

К 1975-му году Queen были достаточно известны как в Европе, так и за ее пределами. Отличительной чертой еще до 1975 года стала узнаваемость звука группы. Обычно такое впечатление создается, когда есть один автор, один певец, один гитарист, короче говоря – один. Queen, несмотря на все разговоры вокруг Фредди, никогда не был группой, в которой есть "один". Они всегда были - Группой. "We always were four writers who write very different songs" (Меркюри). Если посмотреть на любой альбом группы, становится видно, что все вещи, входящие в этот альбом – не просто индивидуальные композиции, нет. Все вещи, входящие в любой альбом Queen – часть их эстетики, часть их культуры, часть их самих, составляющая кусочек мозаики, являющейся единым целым – группой Queen. A Night at the Opera – не просто пласт мозаики, а самый настоящий драгоценный бриллиант невиданной огранки, равного которому в мире просто не было, а на мой взгляд, до сих пор нет.

I love groups who’s taking great risk, - сказал глава студии звукозаписи EMI. И Queen выдали этот риск с лихвой, поставив "на банк" все, что имели и все, о чем мечтали к тому моменту. "It was always what we wanted to achieve, we always wanted to be that sound – incredibly deep and incredibly wide" (Мэй). Выпустив в свет A Night at the Opera, Queen и все, кто их окружали, поняли – жизнь группы никогда уже не будет такой же как была до выхода альбома. Достаточно сказать, что даже люди, никоим образом никогда до этого не связанные с музыкой, после 1975 года знали кто такие Queen.


Death on two legs.

Первая вещь альбома – персональное заявление Меркюри к тем, с кем ему приходилось вести бизнес. Отчасти, конечно, есть в песне и юмористическая нотка, но для Фредди эта вещь явилась неким "выпуском пара". После выхода успешного альбома группы Sheer Heart Attack, Фредди считал, что менеджмент группы (с 1972 по 1975 год) недостаточно уважает группу, недостаточно ей платит, предоставляет недостаточные условия работы. Результатом этого состояния стала забойная передовица альбома - Death on two legs. Интересно, что начальные музыкальные ходы Фредди, едва послушав наброски вещи, Брайян тут же переложил на гитару и звучало это так, как будто написано было именно для гитары. Прослушав всю вещь целиком, группа постояла в молчании, после чего Брайян, обхватив голову руками, поинтересовался у Меркюри насколько злым и злобным он хочет выглядеть и не стоит ли смягчить слова, на что тот ответил "it’s an author who has the last say. And that’s the way I want this song to be. And that’s the way I am going to have it."


Lazing on a Sunday Afternoon.

Песня, соло вокал в которой записали совершенно необычным, хоть и натуральным, в отличие от современных цифровых эффектов, способом. Фредди совершенно "нормально" напел свой вокал в студийный микрофон, звук записали и с микшерского пульта подали в наушники. Наушники засунули в металлическую банку. В ту же банку сунули и микрофон, который вновь записал полученный звук. Хоровые партии, на фоне которых идет соло, пели все музыканты группы. Не впервые из-за многократного послойного наложения голосов и инструментов 24 каналов микшерского пульта не хватило для всех "слоев". Инженерам звукозаписи пришлось пускать гитары по двум звуковым каналам. Стоит отметить, что использование группой техники для записи этого альбома заставило звукоинженеров изыскивать невиданные доселе резервы аппаратуры и использовать ее методами, ранее никогда и никем не применявшимися. Из-за этого нередки были дни работы над альбомом, когда результатом целого дня, проведенного в студии, оказывались лишь 30 секунд записи, оказавшихся позднее на пластинке.


I’m in Love With My Car.

Когда Роджер Тейлор впервые спел группе свое произведение, сопровождая его лишь ударными, Брайян поинтересовался "You’re joking, right? Just tell me you’re joking aren’t you?!" На что Роджер ответил "No! I am dead serious!" Не зря многие критики сравнивают Queen с Beatles – и тут и там в группе было 4 равных по правам музыканта. Да - у каждого была своя роль, у каждого были свои инструменты, но права были одинаковы для всех. Поэтому Брайян, схватившись за голову, только простонал "He’s gone insane! He’s fucking gone insane!" Но делать было нечего – работа есть работа, и вещь Тейлора, как и все остальные, по праву вошла в альбом и считается одной из лучших его песен.


You’re My Best Friend.

Джон Дикон, самый молчаливый из Queen, совершенно неожиданно даже для всех остальных участников группы, предложил написать для альбома свою вещь. В сумме Джон написал не так уж много вещей, их можно пересчитать по пальцам, при этом каждая из них без исключения становилась моментальным хитом ("Another One Bites the Dust", "Spread Your Wings", "I Want to Break Free"). Вы можете не поверить, но You’re My Best Friend до сих пор входит в вершину списка самых популярных вещей на американском радио. Джон всегда был "темной лошадкой" в группе. Он никогда много не говорил, частенько из него не удавалось часами выдавить слова. Но бывали моменты, когда он и говорил, и выходил из себя, и входил в раж. Тогда уже "спасайся кто может!" Каждый раз, когда для очередного альбома группа собирала, писала и группировала песни, все спрашивали у Джона – у тебя есть что-нибудь? И он, как правило, отвечал "No, nothing serious. Here, it’s junk, but we can try this, may be we get something from it." Зная его способности производить на свет хиты, остальные музыканты старались подвигнуть Джона на творчество, но он был самым скромным из всех, постоянно присоединялся ко всем самым последним, сдвинуть его с этой точки было весьма непросто. Как считали музыканты группы, что, кстати, так и не было никогда подтверждено самим Джоном, песня You’re My Best Friend посвящена его жене Веронике. "Further than that you’d have to ask John, and I don’t think he is in a mood to answer you about it" – сказал как-то на эту тему Брайян.


39.

Как сказал Роджер Тейлор про эту вещь Мэя - "It was sort of a science fiction space folk." Сам Брайян рассказал, что как-то проснувшись, он понял, что огромное количество фолк баллад написано для акустической гитары про моряков, уходивших в далекое плавание. Но до сих пор не было ни одной такой песни о космонавтах. В итоге Брайян написал трогательную слезливую историю о том как один год в космическом полете из-за теории относительности превратился в 100 лет на Земле в результате чего, вернувшись, космонавты обнаружили всех своих близких давно умершими. Естественно, существуют мнения, что название песни – некий намек на 1939 год, год начала Второй Мировой войны, хотя сам Мэй никогда про это не говорил.


Sweet Lady.

Брайян Мэй может и не так велик как самые великие "гитары" рока, но среди специалистов он давно и прочно размещен в первых рядах лучших гитаристов современности. В этой его вещи, чуть ли не в единственной в альбоме, идет его длинное соло, в студии эту часть записывали слоями и слоями, накладывая все больше и больше звука на основу мелодии. На "живых" концертах Фредди, исполняя эту композицию, вполне успевал отдохнуть от пения, бегая вместо этого по сцене с микрофоном, пока Брайян несколько минут выполнял высший пилотаж.


Seaside Rendezvous.

Разнообразие жанров композиций альбома приводит в восхищение. Но при этом не стоит забывать основной идеи, выполняемой в тот момент звукорежиссерами – с первых аккордов песни мир должен слышать, что это Queen. И, несмотря на переход в явный мюзикл, первые же аккорды и ноты Seaside Rendezvous не оставляют никакого сомнения. Так играть и петь могла только одна группа. Меркюри всегда придерживался простого правила – песня должна или получиться сразу, практически с листа, или ни ее ни себя не стоит мучать вовсе. Роджер Тейлор рассказывал как появилась на свет эта композиция. Был жаркий день, в поту во время перерыва между работой он и Фредди, сидя рядом, стали настукивать пальцами прямо по деку пианино какой-то замысловатый ритм. Через пару минут к пальцам присоединились губы – музыканты начали голосами имитировать инструменты и любые другие звуки.  Роджеру "достались" басы и все медные, Фредди начал имитировать почти все остальное, вплоть до ветра. Никто ни о чем в тот момент не думал, это был просто перерыв, чтобы отдохнуть и расслабиться, все придуривались и хохотали, изображая музыкантов и танцующие на морской набережной пары. В результате появилась песня и практически все, что мы в ней слышим "на первом плане", создано голосами Фредди и Роджера, а вовсе не музыкальными инструментами.


Love of my life

Как это не иронично звучит о гомосексуалисте, любовью всей жизни Фредди была Мэри Остин. Песня изначально была написана Меркюри на пианино, уже после Брайян переложил ее для 12-струнной гитары. Частенько о Фредди говорили, что он прежде всего шоумен и уж только потом – музыкант. Послушайте еще раз эту вещь и попробуйте после этого согласиться с таким идиотским мнением.


Love of my life была одной из самый любимый вещей Меркюри, одной из самых исполняемых на концертах и любимой благодарной публикой. Начиная с тура в 1977 году, когда песня была впервые исполнена live, увидев, что зал поет вместе с ним, Фредди остановился и дал публике продолжать самостоятельно, сделав это практически стандартным исполнением для этой вещи. Думаю, неважно в какой стране вы живете и на каком говорите языке, слова и музыка этой песни настолько понятны и близки каждому из нас, что выворачивают вас наизнанку, потому что Фредди вложил в эту бессмертную композицию всю свою душу.


Good Company.

Первое на чем научился играть Брайян, было отцовское банджо, причем это было банджо, которое прошло с отцом Вторую Мировую войну. В те времена популярность джаза и диксиленда была просто сумасшедшая. Лишь в 7 лет Брайян заполучил в подарок на день рождения свою первую гитару. Good Company – это отчасти дань памяти отцу и его банджо, которое звучит в этой песне, и временам диксиленда, от которого Брайян, вырастая в музыканта, почерпнул очень многое. Понятно желание Брайяна, певшего соло в этой песне, звучать как джазбенд и исполнить гитарную часть "под диксиленд". Несмотря на кажущуюся простоту композиции при ее записи едва-едва хватило 24-канального микшерского пульта. Можете не верить, но все, что вы слышите в этой вещи – трамбоны, трубы, кларнеты, саксафоны, тубы и прочее-прочее-прочее – всего лишь ОДНА ГИТАРА Брайяна Мэя.


Bohemian Rhapsody.

"It’s Freddy’s baby. It always was it always will be. It was Freddy’s dream. Of course we all contributed to it, but it’s his, his masterpiece" – Брайян Мэй о Bohemian Rhapsody. Когда встал вопрос о выпуске сингла, студия никак не могла решиться на это, потому что до сих пор любой сингл был длиной 3-4 минуты. Эта композиция в рамки не укладывалась никак. Запись принесли президенту звукозаписи, одному из основателей студии. Прослушав все 5 минут и 55 секунд, он уставился на принесших запись. Они смотрели на него. "Вы все еще тут? Чего вы ждете?" - "Что нам с этим делать?" - "Идиоты!!! Немедленно в производство!!!" Bohemian Rhapsody – это бомба, это суперхит, это композиция, разбившая все каноны и правила рока, это отдельная взято частичка музыкального искусства, это вещь, о которой написано столько, что, пожалуй, больше писать и не стоит. Три недели по 10-12 часов ежедневного пения и записи в день ушло у группы, чтобы записать лишь одну эту песню, но, согласитесь, она того стоит.

"It was the most important album we’ve ever made" – сказал как-то Роджер Тейлор.

Группа Queen и весь рок мир никогда уже не были прежними после выхода в свет альбома A Night at the Opera.


Рецензии