Заводной и механический апельсин

Кто не читал этот рассказ,то наверняка видел или слышал про фильм.Я не буду пересказывать сюжет,дабы не портить впечатления тем кто не смотрел и не читал сего творения Энтони Бёрджесса.
Книга была написана им в далёких пятидесятых,но тема,провозглашённая в рассказе до сих пор жива.Будоражит и завлекает это произведение с первых строк,либо отсеивает тем самым тех читателей,которым это неинтересно.
Насилие,описанное в некоторых местах до мельчайших подробностей да ещё и собственно придуманным автором языком "nadsatyh"(стало быть-надсатых),производит впечатление некоего хаоса.Сначала,читателю хочется растерзать героя рассказа(от которого и ведётся повествование),но затем возникает странное чувство жалости.Не мудрено-насилие всегда пораждает насилие,но если посмотреть на это со стороны здравого смысла,то всегда будет жаль добычу хищника и самого хищника,которого позднее убивают на охоте.
Однако,речь идёт о немотивированном насилии и врядли кому хочется жалеть человека,насилующего,грабящего и убивающего беспомощных людей.И вроде бы это так,но когда осознаёшь,что какой бы ни был человек,сломать его волю и рассудок иной раз не составляет труда,а если потом отправить в мир,полный мстительного зла,то уничтожить и его самого.
Вроде бы,всё ясно-зло как таковое невозможно искоренить без насилия,но в рассказе полно политических подоплек.
И действительно,на примере дресировки и манипулирования животным,каким бы оно не было ужасным,можно осуществлять многие замыслы себе на пользу.И даже в искалеченном,безумном теле политики находят прекрасный способ борьбы.
Есть в Апельсине и другие изюминки.Можно проследить целый процесс закалки детского ума,занятого своими увлечениями,до полного изменения жизненных принципов,недоверчивости ко всем живым существам и осмыслению своего собственного существования.
Если прочесть рассказ в раннем возрасте,естественно многое воспримется как нечто удивительное и даже учащее чему-то.Может возникнуть желание подражать героям рассказа,поделится впечатлением с другими,чтото усвоить для своих "законов жизни"-что нельзя,а что можно.
У взрослых иначе.Кто то и не прочтёт книгу,бросив на первых описаниях избиений и кражи,а может погрузится в осмысление прочитанного-у всех свой ум и мысли,но нечто одно понять-таки надо.
Как говорится-"Рай лучше всего виден из ада",а рассказ написан по обратной цепочке:герой живёт в аду,но сам ощущает себя обитателем рая,не стремясь чтото менять.Да и каждый десятый человек не желает перемен,ведь всё привычное и знакомое гораздо лучше неизведанного,однако вскоре наступает момент или событие,когда он понимает что надо что то менять.С героем рассказа это вышло уже после того,как он совершил многие неисправимые поступки,на которые  натыкаются многие подростки в силу максимализма,а одумавшись решает встать на иной путь.
Так бывает не с каждым,да и сам Бёрджесс обдумывал иные варианты концовок,выбрав именно ту,которую все сейчас читают.
Но даже и не в этом дело,а в том,что каждый должен извлечь для себя особенный урок,который не проведут в школе-может для одних это-Думать,прежде чем действовать.Для других-Иметь голову на плечах...Иные и вовсе будут видеть в каждом человеке врага.
Но с другой стороны,это книга совсем не учебник,а скорее всего тонкий намёк.
Спросите-Намёк на что?Скорее всего,намёк на самих нас.


Рецензии