Поток без сознания

Эрудиция, начитанность, компетентность, знания порождают качество потока.
Это умение излагать мысли, идеи, связывать  в цепи разрозненные следствия, понятия, формировать новые смысловые системы и системы-выводы.
Но если посмотреть на это с иной стороны, то часто эти новые мысли и идеи оказываются на поверку не новыми, а чужими. Интеллект в части восприятия и последующей систематизации воспринятого оказывается кем-то или чем-то ведомым.
Ничего нового.
Инициатором мысли бывает разговор, общение, спор, книга. Обобщённо – получение информации извне. Таким образом, активный сознательный процесс не возникает сам по себе, из ничего, он инициирован окружением, иным – другим, чужим процессом, при условии, что последний всё же несёт информацию. Однако это обидно. Хотя, если поразмыслить – а почему, собственно, обидно? Мы собираем информацию одним способом, за неимением другого. «Самодельными» писателями, или как здесь говорят, авторами, становятся, начитавшись других… Впрочем, это относится и к «настоящим». Первых от вторых отделяет уровень той же эрудиции, начитанности, компетентности и знаний. А в последнее время ещё и толщина кошелька.
Листая сетевую литературу – здесь, на Прозе, замечаешь, что публицистика занимает особое «почётное» место. Ещё бы! Ведь здесь не обязательно быть художником, достаточно чисто канцелярского таланта, но это тоже талант.
Умная грамотная публицистика производит впечатление совсем не то, которое ждёт от читателя автор, во всяком случае на меня она производит впечатление, никак не связанное с содержанием. Возникают мысли об авторе как о гностике, узком кабинетном специалисте. Что же в этом плохого?
То, что можно выразить двумя-тремя словами, оказывается расписанным наподобие жостовского подноса, подчас занимает несколько страниц… Доказательства, причинно-следственные связи, аргументы, подробности действий тех или иных политических, исторических лиц должны бы работать на замысел публициста, но слабы философские основы и смысл сказанного весьма субъективен, а порой и вовсе невнятен и противоречив. Одно единственное предложение, сказанное вовремя и в нужном месте с должным талантом, не обременённое абстрактными формулами, несущее простой и понятный смысл – делает во сто крат больше.

Создать что-то действительно новое невероятно трудно. Нужна, как воздух, истина, но она не желает укладываться в рамки обыденного сознания. Истина – в алгоритме движения ног сороконожки, но как только мы препарируем этот алгоритм, полагая, что мы-то умеем это делать, так сороконожка застывает в неподвижности, а истина исчезает. Схоласт никогда не познает её, поскольку она неприменима к какой-либо конкретной области, не является частью её, не является смыслом и основанием её. Она абсолютна по величине и по существу. Познать хоть какую-то истину – это вызов. Вызов себе, вызов критику, критикану, соседу, тому кто ниже и тому кто выше.

…Ты готов бросить вызов кому угодно. Близкому человеку, представителю власти, кровному врагу, государству, народу, всему миру. И ты имеешь на это право, и, возможно, силу. Возможно, что ты победишь. Но только вызов Богу  будет верхом глупости и скорее самоубийством, нежели подвигом. Бог же, вознамерившись наказать тебя, приведёт свой промысел в исполнение, и твоя задача – не противиться сему, а достойно принять это. Достойно, как подобает воину, даже если это будет твоя смерть. Или твоё унижение. Можно попытаться найти истину через отрицание не-истины, через бунт, но это уже было…

Как уйти от линейного к нелинейному? Это вовсе не так сложно, противу того, что утверждают сами представители и «правообладатели» нелинейного способа… Нелинейное живёт в каждом из нас, но мы его скоро не замечаем. Стоит только остановиться, оглядеться вокруг – спокойно, без спешки, не торопясь на работу или собственные похороны, как мир раздвинет свои границы до непознаваемого. Как колос пшеницы Лысенко, путь начнёт ветвиться, противоестественно раздваиваясь и расстраиваясь, и цепочки причинно-следственных связей устремятся по сим каналам, создавая отдельные реальности, которые затем начнут жить своей жизнью, взаимодействуя друг с другом уже без твоего участия…
Соединить их снова воедино, затем повторить процесс вновь – вот задача. Иначе всё рассыплется, так и не создав даже песчаного замка. Песчаные замки же вовсе не такие хрупкие строения. Иные стоят тысячелетиями, когда рушится более крепкое. Они – как ложь, живут вечно.

Ложь.
Я говорю себе: « Я прав». И это ложь. Я ищу истину, но на самом деле это поиски лжи совершенной. Такой, в которую можно будет поверить без оглядки, без мучительных проверок на подлинность, такой, которая станет щитом от всех стрел. Я бегу по тоннелю, в который я сам забрёл в этих бесплодных поисках, а позади – поезд.
Я слышу стук колёс, голос машиниста, свист ветра. Но не могу оглянуться, потому что тогда фантом поезда растворится в тяжёлом воздухе тоннеля, и смысл жизни исчезнет. Исчезнет ложь и истина, тоннель, рельсы, этот мир, исчезну я…
На лжи построен мир, который есть «я».

Писательство же – это ложь, основанная на чувстве исключительности себя, на ощущении необходимости со стороны общества оценить то, чем ты не являешься. Эта безобидная ложь самому себе осуществляет свой вечный драйв в тупик, а возможно и к выходу из него, в пропасть, до верха наполненную ещё большей ложью.
Но есть вещи, которые хуже лжи. К примеру, патологическая ложь. Осознавая свою собственную ложь, я совершаю подвиг, я делаю убийство дракона.
Это Великое Делание. 
Или ты будешь великим талантливым лжецом, или бездарным Буддой.
Плавающие по поверхности обогреваемы солнцем, дарующим плотскую жизнь, нырнувшие на глубину, разлагающие собственную плоть, но – бессмертны…
Только настоящий художник непостижим.


Рецензии
.

"«Самодельными» писателями, или как здесь говорят, авторами, становятся, начитавшись других… Впрочем, это относится и к «настоящим». Первых от вторых отделяет уровень той же эрудиции, начитанности, компетентности и знаний. А в последнее время ещё и толщина кошелька..."

Насчёт толщины кошелька -- согласна полностью, пусть и не кошелька самого автора, а только его спонсора.

А вот разница между действительно писателями и просто любителями писать, думаю, сложнее. Писатель несёт в своих произведениях некую идею, мысль, настроение... Ну, как бы маленькое, но важное для большенства читателей открытие, яркое чувство..., а любители писать просто более или менее удачно пересказывают увиденную жизнь, переливают из пустого в порожнее.

Поэтому у нас на Прозе ру. частенько "...не обязательно быть художником, достаточно чисто канцелярского таланта..."

Иногда читаешь автора... Вроде бы безукоризненно изложено... Все слова ловко прижались друг к дружке, никаких речевых шероховатостей, пишет об общеизвестном, а завтра встречаешь это же произведение в рейтинге и не можешь вспомнить содержания... Больше! Перечитываешь, и только, дочитав до конца, наконец, вспоминаешь. За этим умением гладенько излагать ничего нету...

А попробуй сказать, что не произвело впечатдения, не запомнилось! Порвут! У нас ведь тут сплошь и рядом таланты: "моё творчество", "мои произведения"..., "я член...", "я публиковался...", а на самом-то деле просто обладатели "кацелярского дара".

А, если заметишь в переписке с кем-то к слову, что не нравится, когда пишут "из-под себя", рассказывают реальные истории, повествуют о любимых мамах-папах-бабушках-дедушках..., обязательно кто-то да взовьётся негодованием (пусть он и всего одну вещицу такую написал и не его имели ввиду, а тенденцию как таковую): молчать! не сметь!

А какие конкурсы здешние мастера канцелярского таланта устраивают! Например, конкурс, в котором и его участники, и судьи -- одни и те же лица. Да-да! Друг другу и себе самим оценки ставят! И побеждает у них не тот, кто написал сегодня лучше, а кто вокруг себя больше "друзей" собрал и больше лестных рецензий написать сумел.

А есть такие, где и организатор, и судья, и подводящий итоги -- одно и тоже лицо.

Хотя мы и не без конкурсов, где присутствуют судьи, но и здесь имена участников тоже обнародованы сразу по публикации конкурсного произведения, а 99% написанных рецензий и отзывов пришли от самих соревнующихся, и судьи заранее предупреждены, что имена их будут объявлены после подведения итогов, поэтому как же они могут критиковать, если под произведением только восхищённые рецензии...

А напишет кто в рецензии, что не нравятся подобные конкурсы по такой-то причине, организаторы ему в ответ: ах! да ты такой-сякой! да ты в Христа не веруешь! Маню обидел! на тротуар в прошлом году плюнул! Как смеешь заслуженных людей обижать?

Истина "абсолютна по величине и по существу. Познать хоть какую-то истину – это вызов. Вызов себе, вызов критику, критикану, соседу, тому кто ниже и тому кто выше" Совершенно верно. Но никому та самоя истина и не нужна, что страшнее всего, приходят сюда на Прозу ру. мастера канцелярской литературы, как на ярмарку тщеславия, похвалы послушать и кого-то в ответ похвалить.

"Песчаные замки же вовсе не такие хрупкие строения. Иные стоят тысячелетиями, когда рушится более крепкое. Они – как ложь, живут вечно...." Вот именно! ВЕЧ-НО!
И это не только в том, что так или иначе касается литературы или какого иного искусства. Это жизненное явление во всём и везде.

"Писательство же – это ложь, основанная на чувстве исключительности себя, на ощущении необходимости со стороны общества оценить то, чем ты не являешься. Эта безобидная ложь самому себе осуществляет свой вечный драйв в тупик, а возможно и к выходу из него, в пропасть, до верха наполненную ещё большей ложью.
Но есть вещи, которые хуже лжи. К примеру, патологическая ложь. Осознавая свою собственную ложь, я совершаю подвиг, я делаю убийство дракона.
Это Великое Делание..."
Очень интересная мысль. Я ещё буду её думать.

Но мне кажется, что тут всё шире. Наши прозарузовские члены всяких союзов возмущаются, что их не читает народ, плохой он, мол, стал, безыдейный... А дело в том, что нету тех идей, в воздухе они не носятся, чтобы кто-то мог их уловить и донести до читателя. Ведь в литературе самое главное не то, о чём в книжке рассказывается, а идея, мысль, чувство, которые до читателя книга донесла. И пусть слово высказанное есть ложь, но подталкивает она нас к необходимой мысли.

Спасибо, СМОТРИТЕЛЬ, было интересно подумать.

С уважением

Надежда Андреевна Жукова   12.01.2019 15:12     Заявить о нарушении
Есть еще один аспект - графомания. Здесь под этим словом понимают бездарность.
Однако это не так.
Графомания это тяга писать постоянно. Скажем, Д. Донцова написала более ста книг тиражом 2 млн. Здесь графомания налицо, но это позволяет зарабатывать деньги. Можно сколько угодно спорить о качестве этих книг, о их художественной ценности, но...деньги это вещь реальная.

Смотритель Дебаркадера   12.01.2019 17:26   Заявить о нарушении
.
Знаекте, СМОТРИТЕЛЬ, я убеждена, что графоманом был КАЖДЫЙ великий писатель. Помните, как Пушкин, по завешиению работы над "Годуновым", писал Вяземскому: ай да Пушкин, ай да... Не получающий хмельного удовольствия от написанием чего-то своего человок никогда не станет писателем, хотя, разумеется, не каждый графоман -- писатель.

Надежда Андреевна Жукова   12.01.2019 18:36   Заявить о нарушении
Да, но почти каждый писатель - графоман. Примеров достаточно.
Дюма, Пелевин...
Есть и исключения: Грибоедов.

Смотритель Дебаркадера   12.01.2019 19:00   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.