Воспоминания

      
     Десяток лет назад я столкнулась с тем, что я практически не помню  событий прошедшей жизни, и, особенно, из детства. При этом окружающий  меня Мир постоянно демонстрировал мне то, что большинство людей помнят различные ситуации, эпизоды, образы из своей жизни, причем вспоминают с удовольствием даже о тех моментах, которые первично были неприятны. А я  не помню.  Что-то закрыло мои воспоминания. Создавалось впечатление, что я хожу из угла в угол в крошечной квартире и не могу выйти из нее.

     И еще запахи. У меня стала самостоятельно срабатывать память запахов. Вдруг сам по себе возникал запах знакомый до боли, но совершенно не связанный с данной обстановкой. Ранняя весна, утро в Киеве и вдруг запах степи у моря, напоенного солнцем юга.
Бабушка говорила: «Все, что не случается, случается к лучшему». Эти слова все чаще приходили мне на ум. Потребность вспомнить усиливалась, но все попытки, казалось, только ухудшали ситуацию. Тем более, что ко времени осознания сложившейся ситуации поговорить о своем детстве мне было уже не с кем.

    При этом «оперативная» (имею в виду память реагирования) была довольно активна, устойчива, но образная память, возможность внутреннего видения, способность войти в прошедшее событие и увидеть его, углубить, вернее, уточнить что-либо практически исчезла. При этом почти все события через некоторое время как будто  поглощались этим туманным  прошлым. Очень неприятное ощущение.

    Плохо или хорошо.  Положительно или отрицательно. Плюс или минус. Мы постоянно оцениваем, часто забывая, что эта оценка всегда ситуативная и субъективная.  Мне больше нравится подход Тамары Зюрняевой, которая назвала эти противоположности гармонизирующими и напрягающими энергиями, пояснив, что если одна из них находится в избытке, процесс останавливается, не развивается. Это же касается и воспоминаний – яркое воспоминание может заблокировать память вообще, особенно, негативное.

    Пришлось воспользоваться специальными психотерапевтическими методиками. Результаты появились не сразу. Я чувствовала сильное сопротивление внутри себя, панику и ощущение невозможности реального изменения ситуации.
    Переломным моментом стало то, что психотерапевт, заметив одно  из повторяющихся воспоминаний под названием «Угол» и попросил меня о нем рассказать. Рассказывать, собственно было  не о чем. Я видела себя, наверное, лет четырех-пяти, сидящей, свернувшись в клубочек, на кровати в углу комнаты, причем крайне испуганную и растерянную. Он предположил, что в детстве, после пережитого стресса, я разделялась – «вылетала в астрал» и предложил «сесть на свое место, войти в себя и увидеть то, что я видела тогда».

    И я это сделала. Я вошла в себя ТАМ. Странное ощущение. Воспоминание открылось и перестало беспокоить. Более того, я поняла, почему оно, возникнув одно из первых, так фиксировало меня на себе. Главная причина – обвинение себя, а дети так часто делают, в смерти близкого человека и горе других родственников. Чувство вины, стыда, страха, что все об этом узнают и, конечно, больше никогда не будут меня любить. Теперь мне нужно было заслужить прощение, кстати, за то, чего не совершала.


      Как часто нам хочется, чтобы окружающие были к нам бережнее, внимательней или оставили нас в покое и дали насладиться тишиной.  И сложнее всего понять, что реализация этого желания  зависит от того, насколько мы в своем сознании или подсознании позволяем им это сделать. Это зависит от степени взятой на себя вины, степени обремененности себя долгом, хранящейся глубоко под сердцем обиды или, наоборот, неосознанной потребности в опеке  и, как следствие,  в наличии множественных и разно образных страхов.  В любом случае реальность настоящего дня заслоняется, искажается и наши реакции на события, действия и слова окружающих, порою, удивляют даже нас самих.   

      В жизни гармонизирующих, творческих энергий заведомо больше, чем энергий напряжения и разрушения. Но наш страх перед переменами,  восприятие любой ситуации через призму прошлого опыта, может достаточно жестко исказить реальность сегодняшнего дня. И вместо того, чтоб в ситуации напряжения увидеть бесконечные возможности развития нового, а значит радость творчества, человек цепляется за   то, что уже ушло, пытаясь вернуть его любой ценой.

     Если говорить о работе с воспоминаниями, о прощении и, даже, ритуальном покаянии, то на уровне ума можно убедить  в необходимости простить человека, ситуацию, жизнь, себя, но это если обида или что-то еще осознаны, означены.
Но если я видела что-то, что потрясло меня настолько, что мыслей не было, эмоции и чувства не включились, ощущения на уровне животных (?), да еще и было это в раннем детском возрасте… Как я могу простить на уровне логики то, что не сформулировано? А ведь Там еще и вывод на этом уровне был сделан, и ошибочный вывод, хотя бы потому, что  используется во всех случаясь жизни, которые лишь отдаленно напоминают Ту ситуацию. Единственный способ – это нужно увидеть Там, осознать и простить сердцем себя - ребенка. Кстати, и прощать то там нечего.

    Интересное открытие сделала совсем недавно.  Меня беспокоило, что я вообще в воспоминаниях не вижу отца.  Но, просмотрев внимательно свои детские воспоминая, я поняла, что когда мы гуляли с ним, я  смотрела  не на него, а на мир вокруг. Я вижу лес и грибы, набережную и реку, кафе и молочный коктейль. Я поняла -  мне Там было хорошо, Там меня папа любил. Это уже позже я решила, что он меня не любит, может потому, что меня так научили.

    Сейчас воспоминания возникают у меня естественно, как у всех,  часто сами по себе, разные. Мое пространство, моя жизнь вернулись ко мне.
     Но я всегда отслеживаю те, которые вижу как бы «со стороны», стараюсь придать им нормальное состояние.  Кстати, я поняла, что они бывают двух видов: те, которые возникли в следствии «вылетания», чему содействует стрессовая реакция на ситуацию и другие – «нарисованные», некоторая подмена реальной ситуации – якобы реальное воспоминание -  попытка ума нарисовать для меня необходимую картинку? Думаю, что не одинока в этом.

2009г.


Рецензии
Разум сложная вещь. Так до конца и не понятая. И наше мирощущение, оно несомненно меняется со временем. Как и наше восприятие прошлого.

Нельзя войти в одну и ту же реку дважды
Нельзя вернуть оставленного ранее
Если даже мы придем однажды
Туда куда ведут воспоминания
Вдруг понимаем, все здесь по другому
Ведь жизнь иде, свое берут года
Вернешься к ранее покинутому дому
И видишь что пришел ты нетуда.

Валерий Афанасьев   03.11.2010 01:03     Заявить о нарушении
Согласна, Валерий. Кстати, в реку зайти можно неоднократно, а вот в одну и ту же воду нельзя. Река это объект, дом - объект, а вод вода - сущность, дух дома сущность. Дом тот же, но все не так дух поменялся, люди изменились, одни ушли, другие пришли - это как текущая вода.Но в нашей памяти есть архив. В нем хранятся записи о доме фактическом, о людях тогда, о том, что мы видели под воздействием эмоции, и о том, ЧТО БЫЛО НА САМОМ ДЕЛЕ. Когда ТУДА входишь, то не просто видишь, но и чувствуешь происходящее ТАМ. Это передать невозможно. Это нужно увидеть.
Кстати, события в Вашем произведении происходят на земле, только в другом измерении. В каком-то веке развитие двух измерений было экспериментально раздвоено - в нашем стали развивать ум и НТП, а в том - чувства и магию. Ну как? Фантазерка ли я?
Вы ко мне на страничку не заглядывали? Сегодня не написала ни строчки. Ничего, кроме переписки. Отпуск мне дали.
С улыбкой Татьяна

Татьяна Беляева4   03.11.2010 22:29   Заявить о нарушении
На счет реки позвольте с вами поспорить. Река это не только русло, но и вода бегущая в нем. Она неотемлимая часть реки. Если вода меняется, меняется и река. И человек, оставаясь внещне прежним, становится немного другим.
На счет паралельного измерения? честно говоря не думал, но мысль интересная. У Вас масса интересных идей. Я думаю, пройдет немного времени и Вы удивите всех нас интересными произведениями.)
На счет страницы, Вы у меня в списке избранных авторов. Я регулярно просматриваю новинки, есть такая функция "произведения избранных авторов".
На стихи, правда, заглядывал мимоходом. К ним надо специальный настрой.
А насчет написания, наверное, у всех это неравномерно. Когда-то слова идут, когда-то притормозят.
С уважением.

Валерий Афанасьев   04.11.2010 00:15   Заявить о нарушении
Добрый час, Валерий. Я сама удивляюсь возникновению разнообразных идей. И хотела бы в тандеме попробовать, а то в малой форме только пишу, а так бы и малая форма - глава, и часть целого, тем более Вы, как автор, мне очень приятны. Мне нравится Ваша техника написания, но чтоб глава стала частью, мне нужно как бы подключиться к Вам, войти в канву, что ли... Не копировать, но и не выбиваться из Вашего ряда. Хотя может просто описать двух женщин( внешность, характер, одежду - я поэтому выясняю место действия, время действия, в смысле век какой), место в котором они живут и отправить Вам по внутренней почте, а Вы самит их вмонтируете по усмотрению.
Сегодня занималась хозяйственными делами и не думала. Такое странное и забытое состояние. Вероятно последние стихи меня сильно утомили - сложные. Я их здесь опубликую, чтоб Вам не гонять туда, сюда.
Про избранных знаю со Стихаря. Я выбираю не для читателей, а для себя. Вы там один из первых, или первый.
Отчиталась. С улыбкой Татьяна

Татьяна Беляева4   04.11.2010 20:58   Заявить о нарушении
Пусть сложиться так как сложиться, не задумывайтесь слишком.)

Валерий Афанасьев   05.11.2010 17:53   Заявить о нарушении