Магдалина со светильником
Заманивая взгляд игрой света и тени, картина постепенно засасывает в искусно сплетенную художником паутину противоречий. Сидящая возле стола девушка, задумчиво смотрящая на пламя светильника, вызывает поначалу чувство спокойствия и умиротворения. Но присмотревшись, замечаешь, что девушка эта беременна, а на коленях ее лежит череп, который она машинально поглаживает. Спокойствие моментально сменяется нарастающим напряжением. Беспокойство все больше усиливается после прочтения названия картины: оказывается, художником была изображена не обычная девушка, а Мария Магдалина, христианская святая, последовательница Иисуса Христа.
Основным противоречием (Л.С. Выготский) в картине является противопоставление жизни и смерти. Оба эти начала представляются нашему взору в одинаково округлых формах: живота и черепа. Череп лежит на одном уровне с животом, и создает, тем самым впечатление угрозы для зарождающейся жизни. Магдалина не похожа на женщину, с нетерпением ожидающую появление на свет своего чадо. Вместо того чтобы положить руку на живот, Мария с нежной любовью поглаживает череп, делая выбор в пользу смерти.
Другим противоречием выступает несоответствие между беременностью и внешним обликом Марии. Длинные волосы Магдалины распущены, а приспущенная кофта обнажает плечо и часть ее груди, - все это придает легкомысленность образу, не свойственную положению, в котором находится Мария.
Противоречия выражаются и в цветах, которыми живописец насытил картину. Можно выделить противостояние черного, как символа несчастья, горя, траура, гибели и белого. Белого, как символа чистоты и невинности и красного, как символа страсти и влечения. Однако белый цвет может также означать и смерть. И в этом случае ему противопоставляется красный, как символ крови и жизни. И мы вновь возвращаемся к первоначально описанному противоборству жизни и смерти. Война красного цвета, в который окрашена юбка, и белого, которым окрашена блузка, уравновешивается коричневым цветом, представленным в виде веревки, обвивающей живот Магдалины. Навевающий пессимистические мысли коричневый цвет, являясь символом тревоги, показывает, что картина пропитана беспокойством за исход борьбы между жизнью и смертью.
На картине присутствует еще один цвет, воплощающий в себе эту борьбу – желтый цвет пламени свечи, который ассоциируется с золотом, солнцем, зрелыми колосьями, как символами жизни, и одновременно символизирует увядающую листву, болезнь и смерть.
Центральный элемент картины – светильник, интересен не только цветом пламени, но и своей формой. Олицетворяя мужское начало, светильник является еще и замкнутой емкостью – женским началом (З. Фрейд). Жидкое масло, которым наполнена эта емкость, говорит о беременности. Таким образом, светильник совмещает в себе мужское и женское начала, порождающие на свет новую жизнь.
На картине запечатлен переход от эпохи “кшатриев” к “вайшья” (В.К. Шабельников).
Художник отобразил борьбу между светом и тьмой, черным и белым, добром и злом. Идеалы где-то далеко, за них надо бороться. В картине присутсвует религиозный мотив раскаяния. Но идея покаяния уходит на второй план, оттесненная темой внутреннего диалога, размышления Магдалины о пугающем неизвестностью будущем. Происходит превращение человека из объекта в субъект, мыслящий и чувствующий. Мир из субъекта перевоплощается в объект.
Темнеющее над Магдалиной небо, свидетельствует об уходящем Боге. «Никто не даст нам избавленья ни Бог, ни царь и ни герой». Прослеживается проблема веры в возможности человека – томящаяся в одиночестве Магдалина охвачена страхом перед неизвестностью. «Добьемся мы освобождения своею собственной рукой».
Картина пропитана чувственностью и одиночеством.
Свидетельство о публикации №210110201589