Константин Дмитриевич Бальмонт Возглас боли

Стихотворение «Возглас боли» околдовывает с первого прочтения. Оно порождает аффективные противоречия, вызывая одновременно чувства радости и тревоги, приподнятости и напряженности, счастья и печали. Это стихотворение хочется раз за разом перечитывать, открывая в душе новые яркие взрывы переживаний и эмоций.
Константин Бальмонт наделил свое творение сложными, на первый взгляд незримыми, но интуитивно угадывающимися противоречиями.
Первыми на сцену нашего внимания выходят противоречия между содержанием и формой подачи материала (Л.С. Выготский). Чувства тоски и боли, передающиеся при помощи возгласа и крика, вводят читателя в эйфорию вместо ожидаемого ощущения печали. Вместо желания сопереживать автору хочется вслед за ним превратиться в «возглас боли», «крик тоски» и «камень, павший на дно реки». Перевоплощения поэта в «тайный стебель», «бледный облик», «легкий призрак», - во все тайное, бледное, легкое и по ощущениям малозначительное, напротив, подчеркивают значимость автора. Все эти характеристики выступают объектами гордости автора, и представляются в совокупности «сказкой взоров», «заветным знаком» - идеалом, к которому хочется стремиться.
При рассмотрении противоречий между формой и содержанием, становятся заметными и ранее скрытые противоречия в сюжете (Л.С. Выготский). Поэт описывает безрадостную картину, пропитанную одиночеством и тоской. Он – «камень, павший на дно реки», он – «стебель подводных трав», он – «призрак меж двух миров». Но под конец стихотворения, как по мановению волшебной палочки, он превращает печальный сюжет в «сказку взоров». И «возглас боли» становится «заветным знаком». Другим противоречием является то, что автор – один в этом мире и ему, казалось бы, никто не нужен. Но при этом он зовет примкнуть к нему, он не хочет более быть одиноким: «Лишь со мной ты скажешь сердцем «Есть мир иной».
В стихотворении прослеживается постоянное сопоставление мужского и женского начал (З. Фрейд). Автор чувствует себя зависимым от женщины. Его падение на дно реки и сравнение себя со стеблем подводных трав и бледным обликом речных купав может трактоваться как нахождение в плену женских чар, из которых нет спасенья. Поэт ощущает себя неотъемлемой частью женщины, которую любит.
И время, в которое жил и творил автор, и само стихотворение «Возглас боли», - все говорит о переходе к эпохе “шудру” (В.К. Шабельников).
В каждой строке стихотворение прослеживается отчужденность и уход от реальности: «Я возглас боли, я крик тоски…». Автор создает собственные миры и будто восклицает: «Это все мираж». Вся картина мира – продукт человеческого воображения, временное воплощение реальности. «Я легкий призрак меж двух миров…». В стихотворении чувствуется одиночество автора, его отрешенности от окружающих социальных систем.
Пытаясь ответить на вопрос: «Зачем я в этом мире?» Константин Бальмонт перевоплощается то в «возглас боли», то в «крик тоски», то в «камень, павший на дно реки». Реальности нет. Человек может быть и «тайным стеблем подводных трав», и «бледным обликом речных купав», и «сказкой взоров», и «взглядом без слов». Поэт играет с реальностью, образами, словами, показывая отношение к жизни, как к игре. «Я знак заветный, - и лишь со мной ты скажешь сердцем: «Есть мир иной».


Рецензии