чья сказка лучше?

А.Лактюхов
«ЧЬЯ СКАЗКА ЛУЧШЕ?»
Пьеса для театра кукол.

   Выходит на сцену Федот, потягивается, увидел детей в зале и от радости застыл, разинув рот.  Следом выходит Степан, зевает.
СТЕПАН: Федот, а Федот,
Ты чего разинул рот?

ФЕДОТ: Погляди туда, Степан,
И разинешь рот ты сам.

(Степан глянул в зал и то же застыл с раскрытым ртом. Выходит Маланья, вся делами занятая.)

МАЛАНЬЯ: Что застыли ротозеи?
Вы чего там разглядели?...  (обращает внимание на зал)
Ух, ты! Сколько ребятишек!
И девчонок, и мальчишек!

ФЕДОТ: Вон девочка с косичками, а вон с бантами…

СТЕПАН: А вон мальчишка стриженный, а вон с вихрами…

МАЛАНЬЯ: А вон те с веснушками!

ФЕДОТ: А вон с конопушками!

СТПЕПАН: Молчаливые и разговорчивые!

МАЛАНЬЯ: А давайте мы их сказочкой по почиваем!

ФЕДОТ: Чур, сказку буду рассказывать я!

СТЕПАН: Нет, сказку буду рассказывать я!

МАЛАНЬЯ: А я чем хуже вас?!
У меня тоже сказка есть про запас!

ФЕДОТ: Моя сказка лучше вашей!

СТЕПАН: Вот и съешь ее с кашей!
Моя сказка лучше всех!

МАЛАНЬЯ: В лоб тебе грецкий орех!
Лучше моей сказки на свете не сыщешь!

СТЕПАН: А тебе в лоб орехов тыщу!
Моя сказка лучше!

ФЕДОТ: Нет моя!

СТЕПАН: Моя!!!

МАЛАНЬЯ: Так мы спорить будем до утра!
Разбежится от нас детвора!
Давайте как-нибудь договоримся,
Меж собой определимся.

ФЕДОТ: А пусть каждый свою сказку расскажет,
А ребята, чья лучше скажут!

СТЕПАН: Кто первый рассказывать будет?

ФЕДОТ: Пусть жребий нас рассудит!

СТЕПАН: Я считалочку знаю,
Сейчас я нас посчитаю!

Колесо катилось,
В ямку провалилось,
На кочке подскочило,
С горки покатило,
Через забор ухнулось,
На Маланью плюхнулось!

ФЕДОТ: На Маланью жребий указывает!

СТЕПАН: Стало быть, она первая сказку сказывает!

МАЛАНЬИНА СКАЗКА.

МАЛАНЬЯ: Выдумка то, аль взаправду было,
Врать не стану, продаю, за что купила.
Как-то раз Ёж по лесу шагал,
Да так сам с собой рассуждал…

ЁЖ: Живу один совсем,
Словом обмолвиться не с кем.
Не с кем вечерком чаю испить…
Совсем не весело так жить.

МАЛАНЬЯ: Слышит вдруг под кустом
Кто-то вздыхает тоненьким голоском.
Заглянул под куст, а там Мышка сидит.
Сидит одна одинешенька и грустит.

ЁЖ: Ты чего прохожих пугаешь?
Чего так грустно вздыхаешь?

МЫШКА: Как же мне не вздыхать?
Грустно одной век коротать.
Не с кем вечером чаю испить…
Разве весело так жить?

ЁЖ: А давай вместе век коротать!
Будем вечерами чаи  гонять!
Отыщем в лесу опушку,
Построим на ней избушку.
Будем жить-поживать,
Добра наживать!

МЫШКА: Эх, была – не была! Будь, что будет!
Вдвоем все веселее жить будет!
Пойдем!

МАЛАНЬЯ: И пошли они дальше вдвоем.
Идут не спеша,  а куды им торопиться?
А тут на встречу им Дрозд – вольная птица…

ДРОЗД:  Далеко ли шагаете?
По делу, аль без дела гуляете?

ЁЖ: Да вот, ищем опушку,
Чтоб построить на ней избушку.

МЫШКА: Будем в ней жить-поживать,
Да добра наживать!

ДРОЗД: Возьмите меня к себе жить.
Я буду вам щи да кашу варить!

ЁЖ: А что, чем больше друзей –
Тем веселей!

МЫШКА:  Что ж, с нами пойдем!

МАЛАНЬЯ: И пошли они дальше втроем.
Вскоре отыскали опушку
И стали строить избушку.

Мышка березку сточила,
Бревен из нее напилила.
Ёж из тех бревен стены сложил,
А Дрозд соломой крышу покрыл.
Щели законопатили,
Новоселье сладили!

И зажили они славно,
Все у них в доме исправно!
Каждый своим делом занимается:
Ёж с утра по грибы, по ягоды отправляется.
Мышка дров натаскает,
Лучин нащипает.
Дрозд печь растопит,
Еды наготовит.

А вечером все соберутся,
Чаю с вареньем напьются
И давай песни распевать.
Не жизнь, а благодать!

Только раз конфуз случился.
Толи Дрозд кипятком обварился,
Толи Ёж на сук наскочил,
Толи Мышке кто на хвост наступил,
Только пошел у друзей разлад –
Всяк своей работе не рад…

(Возится Дрозд возле печи и сокрушается)

ДРОЗД: Да что ж это такое твориться?!
Я - Дрозд, вольная птица!
А тут целый день у печи хлопочи,
Щей навари, напеки калачи!
Всех накорми, напои!
И ни какой благодарности за труды мои!
А они весь день на свежем воздухе гуляют,
Ни хлопот, ни забот не знают!
Я в кухарки к ним не нанимался.
Я б с Ежом работой поменялся!

(Идет Ёж по лесу и ворчит)

ЁЖ: До коли же так будет продолжаться?!
Умаялся я по лесу шататься!
С утра до вечера грибы, ягоды ищу я,
Возвращаюсь, под собою ног не чуя!
А они со двора и носа не кажут,
А мне даже спасибо не скажут!
Не желаю больше по колючим кустам мотаться!
Хочу с Мышкой работой поменяться.

(Села Мышка на пенек во дворе и возмущается)

МЫШКА: Да что ж дрова колоть я буду целый век?!
Я Мышка,  а не дровосек!
У них только и забот – в лес ходить, да щи варить,
А мне надо и дров наносить, и лучин нащипить!
Больше так не желаю жить,
Хочу вместо Дрозда кашу варить!

МАЛАНЬЯ: Вот поспорили они, разругались,
Да делами друг с другом поменялись.
Мышка осталась кашу варить,
Ёж пошел дрова рубить,
Дрозд по грубы, по ягоды полетел.
Каждый получил то, что хотел.

МЫШКА: Хитрое ли дело – кашу сварить!
Для этого надо только печь растопить.

(Стала Мышка печь растапливать, споткнулась о полено, ударилась об кочережку, кочережка об полку, а с полки полетела посуда)

МАЛАНЬЯ: Вот Мышка печь растапливать стала,
Да на нее кастрюля с печки упала.
Пока она под кастрюлей возилась,
Умаялась вся, уморилась,
Вот только кашу сварить так и не получилось.

ЁЖ: Дров нарубить – много ль заботы?!
Ветку сломал и вся работа!

(Согнул Ёж ветку, а она разогнулась, да  хлесть ежа по носу, он тогда на ветке повис, она согнулась, да разогнулась и зашвырнула Ежа в кусты)

МАЛАНЬЯ: Намучился Ёж до упаду,
А с веткою нет и сладу!

ДРОЗД: Что может быть проще – грибы собирать!
Вот только сверху их не видать…

(Стал Дрозд с ветки на ветку перелетать, да так и улетел)

МАЛАНЬЯ: До темноты Дрозд по лесу летал,
А грибов, ягод так и не видал.

Вот собрались они  вечерком,
Друг на друга не смотрят, сидят молчком.

Солнышко за лесом село,
Волки вышли на темное дело…

(Появляются два Волка)

1-й ВОЛК: Братец, глянь-ка, на опушке,
Вроде как, стоит избушка!

2-й ВОЛК: Сколько раз тут пробегал,
А избушки не видал!

1-й ВОЛК: Сбегаю туда я живо,
Может, будет нам пожива!

(Волк побежал и заглянул в избушку)

1-й ВОЛК: Здравствуйте соседи, хе-хе, мое почтение!
А какое у вас для меня угощение?!

ЁЖ: Угощение-то найдется,
Только по вкусу ли оно тебе придется…

(Друзья догадались, зачем Волк пришел, и бросились его колотить)

МАЛАНЬЯ: Тут Ёж свои иголки расправил,
Да прямо в пузо Волка ударил!
А тут и Мышка подскочила
И за хвост Волка укусила!
Дрозд подлетел и клюнул в нос!
Волк еле-еле ноги унес!

(прибежал Волк к товарищу)

2-й ВОЛК: Ну что, брат, будет нам пожива?

1-й ВОЛК: Что ты! Сами бы остались живы!
Там живут такие злодеи,
Что нет и на всем свете их злее!
Один в меня сто ножей вонзил!
Другой хвост чуть не отпилил!
Третий кувалдой ударил мне в нос!
Я еле ноги от туда унес!

2-й ВОЛК: Пойдем-ка, братец, отсюда по дале,
Пока они за нами вдогонку не побежали…

МАЛАНЬЯ: А друзья наши, как Волка прогнали,
Так и друг на друга теплее глядеть стали.

ЁЖ: Вот что, друзья,
Порознь нам жить никак нельзя!
А чтоб нам больше не ссориться, не ругаться,
Каждый должен своим делом заниматься.

МАЛАНЬЯ: На том и порешили,
И снова все вместе счастливо зажили!

***

ФЕДОТ: Ну что, ребята, хорошую вам сказку Маланья рассказала?..
Да?.. Послушайте мою сказку сначала!

СТЕПАН: Почему это твою?! Я тоже хочу рассказать!

ФЕДОТ: Ладно, давай опять считать.

СТЕПАН: Колесо катилось,
В ямку провалилось,
На кочке подскочило,
С горки покатило,
Через забор ухнулось,
На Федота плюхнулось!

ФЕДОТ: Моя взяла!
И так - Сказка про упрямого козла.

ФЕДОТОВА СКАЗКА.

ФЕДОТ: У одного мужика доброе хозяйство было:
Жила у него Свинья – пяточком рыло,
Корова, сивая Кобыла,
С десяток Курочек за Петухом ходило,
Пес дворовый, Кот полосатый,
Да Козел рогатый и бородатый.

Жили они у мужика, поживали,
Летом на лугу паслись, травку щипали.
Зимой в хлеву отсыпались,
Да сеном душистым питались.

Да вот как-то беда, как с неба свалилась –
Волчья стая поблизости объявилась!
Стали Волки в деревню захаживать,
Да свои, волчьи порядки налаживать.

То там набедокурят, то тут нашалят,
То теленка утащат, то поросят.
Нагнали страху на животину,
Никому не охота в волчьей пасти сгинуть.
Все в хлеву сидят, боятся.
Даже Свинья перестала в луже купаться.

КОРОВА: Слышала я – сороки болтали –
Буд-то Волки уже в соседском хлеву побывали!

СВИНЬЯ: Ты нарочно хочешь нас напугать?!

КОТ: А на что нам Пес? Он должен нас всех охранять!

КОРОВА:  Вот Псу-то первому достанется от Волков,
Волки терпеть не могут дворовых Псов.

ПЕС: Ты бы, Корова, стояла и не мычала!
Волки Котов передушат сначала.

КОТ: Хе! Да появись тут хоть тыща Волков,
Я на дерево - шасть – и был таков!

СВИНЬЯ: А нам не спастись и не убежать…

КОЗЕЛ: Эх! Надоело мне тут с вами торчать.
Сейчас бы побегать. Поскакать,
Рога почесать, ноги размять!

ЛОШАДЬ: А мне нравится в стойле стоять,
За то не надо телегу таскать.

КОЗЕЛ: А я не желаю сидеть под замком! Чего их бояться?!
У кого есть рога – тот умеет бодаться!
Вот выйду сейчас и намну им бока!

СВИНЬЯ: Молчи, дуралей, не съели пока!

КОЗЕЛ: Не буду молчать. Надоело!

ПЕС: Как я погляжу – больно ты смелый.

КОЗЕЛ: Да, смелый! Никого не боюсь!
Пойду и с Волками сейчас разберусь!

КОТ:  Гляди-ка, какой отыскался герой.

КОЗЕЛ: Так я пошел. Кто со мной?

ЛОШАДЬ: Я не пойду. Мне Волки не мешают.
За то меня работать не заставляют.

КОРОВА: По мне, так Волки того не стоят.
Меня и здесь хозяин накормит и напоит.

КОТ: Я то же не помощник тебе,
Я Кот, гуляю сам по себе.

ПЕС: У меня что-то хвост ломит вроде,
Скорее всего, опять к непогоде…

СВИНЬЯ: А я бегаю медленно. Надо признаться,
Мне за Волками никак не угнаться.

КОЗЕЛ: Раз не хотите со мною идти,
Так и сидите тут взаперти!

ФЕДОТ: Ударил Козел в засов с разворота…
Бух! И вышиб наружу ворота!
Вот он на улицу выбегает,
А там разбойники от сытного обеда отдыхают.

1-й ВОЛК: Гляди-ка, братец, кто пришел!
2-й ВОЛК: Ой! Это ж Козлик! Сам к нам на ужин зашел!
1-й ВОЛК: Какой он упитанный!
2-й ВОЛК: Какой он воспитанный!
1-й ВОЛК: А я воспитанных уважаю, страсть!
2-й ВОЛК: А может он сам залезет к нам в пасть?!

ФЕДОТ: Тут наш Козлик не сдержался,
Что было силы, разогнался,
Да Волка рогами боднул,
Второго Волка ногами лягнул,
Одного – рогами в брюхо,
Другого – ногами в ухо!
И давай топтать!
И давай бодать!
Волки такой прыти не ожидали,
С перепугу хвосты поджали,
В лес дремучий  убежали!
Больше их в деревне не встречали!

Вот так Козел Волков победил,
За это хозяин  медным колокольчиком его наградил!

***

СТЕПАН: Ребята, хорошую сказку вам рассказал Федот?..
Что ж, теперь рассказывать мой черед.

СТЕПАНОВА СКАЗКА.

СТЕПАН: Жили-были три брата,
Не бедно жили, не богато.
Старший – Егорий – самым умным считался,
Средний – Данила – на старшего брата равнялся,
А младший – Ивашка – не отличался умом,
Про него говорили – дурак дураком.

Пришло время наследство делить,
Стали они думать, рядить.
Старший взял амбар с зерном,
Средний забрал телегу с конем,
А младшему бык достался худой,
К тому же на все четыре копыта хромой!

Задумали братья деньгами разжиться,
Собрались на ярмарку продавать пшеницу.

ИВАН: Братья, не забудьте меня на ярмарку взять,
Намерен я быка своего продать!

ЕГОРИЙ: Мы станем идти окольным путем,
Собирайся, да пойдем.

ИВАН: Э, нет, я короче дорогу найду,
Напрямки, через лес пойду.

СТЕПАН: Вот дурак полем-лесом идет,
На веревке быка ведет, да песни орет.
Бык до леса дошел и упал,
Стар уж был очень, в дороге устал.
Ивашка и так, и сяк – бык лежит.
Да еще береза над ухом скрипит.

ИВАН: (березе) Ты чего шумишь-скрипишь?
Али мне чего говоришь?!
… (береза скрип-скрип)
Хочешь быка моего купить?
Изволь деньгу заплатить.
…(береза скрип-скрип)
Говоришь – не можешь сегодня отдать?
Ладно, я могу и до завтра подождать.

СТЕПАН: Привязал дурак к березе быка
И пошел домой, подперев бока.
А в этом лесу Волки промышляли.
И случилось так, что они мимо пробегали.

1-й ВОЛК: Что за чудо, брат Волчок,
Мне мерещится бычок!

2-й ВОЛК: Может, брат, мы оба спим
И чудесный сон глядим?

1-й ВОЛК: Вот как мы с тобой оголодали,
Даже сон один и тот же увидали.

2-й ВОЛК: Сон такой мне видеть дико,
Ты меня, братец, ущипни-ка…
Ой! Довольно, брат, довольно!
Уж шибко ты щипаешь больно!

1-й ВОЛК: Значит, братец, мы не спим!
Идем скорей бычка съедим!

2-й ВОЛК: Стой! У меня еще от той сказки бока болят.
А вдруг нас опять отлупить хотят?!
Надо оглядеться осторожно…
Вроде все тихо… ну, теперь можно.

1-й ВОЛК: Ура! Мы будем есть! Есть!! Есть!!!

2- ВОЛК: Стой! Только не здесь. (уводят быка)

СТЕПАН: Тем временем Ивашка домой воротился
И на печку спать завалился.
Братья его уже поджидали,
Без расспросов спать ему не дали.

ФЕДОТ: Ну что, дурень, быка продал?

ИВАН: Продал.

ДАНИЛА: Сколько ж денег за него взял?

ИВАН: Да покупатель цены не назвал,
Завтра деньги отдать обещал.

СТЕПАН: Долго братья хохотали,
На конец, хохотать устали,
Как есть спать повалились.
Да еще и во сне веселились.
Утром дурак с печки слез
И пошел прямиком в лес.

ИВАН: (березе) Эй, земляк,  я за деньгами пришел!
Вижу, ты быка моего увел,
Так что, как обещал – плати.
…(береза скрип-скрип)
Что? Опять «подожди»?!
Не вздумал ли ты шутить со мной?!
…(береза скрип-скрип)
Ладно. Подожду до завтра, Бог с тобой.

СТЕПАН: Пришлось опять Ивану ни с чем возвращаться.
А братья давай  над ним потешаться,
Так хохотали,
Что животики надорвали!
Утром Иван проснулся в сурьезе,
Сунул за пояс топор и пошел к березе.

ИВАН: (березе) Слышь, я пришел, вышел срок,
А ну, отдавай долг!
…(береза скрип-скрип)
Что значит, опять денег нет?
Отдавай долг и весь мой ответ!
…(береза скрип-скрип)
Что? Опять завтра приходить?!
Ну, нет, брат, придется тебя проучить!

СТЕПАН: Тут дурак рассердился,
Хвать топором по стволу – тот пополам развалился,
А из дупла на Ивана мешок с золотом свалился!
Оказывается, в березе-то клад  хранился!

ИВАН: Не зря я три дня торговался,
Вон, с каким наваром остался!

СТЕПАН: С тех пор как Иван разбогател,
Говорят, он сразу же поумнел!
Хотите верьте, хотите нет,
Купил он на ярмарке мешок конфет!
Тот мешок он нам передал
И строго на строго приказал:
Всех детишек угощать,
С Новым годом поздравлять!

(Все побежали в зал детишек конфетами угощать. Угостили и на сцену вернулись.)

***

МАЛАНЬЯ: Ну, вот, и сказочки рассказали
И гостинцы раздали!

ФЕДОТ: А чья же сказка верх одержала?
Какая сказка лучшей стала?

СТЕПАН: Лучших сказок на свете не бывает,
Об этом каждый ребенок знает!

МАЛАНЬЯ: Все сказки одинаково хороши,

ВСЕ: Коль рассказывать от души!!!


ФИНАЛ.


Рецензии