Число зверя, или Стоит ли бояться трёх шестёрок?

            «Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое. Число его шестьсот шестьдесят шесть» (Откр. 13.18).

            Так говорится в Откровении Св. Иоанна Богослова - последней книге Нового Завета, которая, пожалуй, более широко известна под представляющимся неким по-особому интригующим, мистическим и грозным названием «Апокалипсис». Уже 19 веков существует данная книга и все это время тем, кто с ней знаком, так или иначе не дает покоя загадочное «число зверя». Сегодня, завидя пресловутое сочетание трех шестерок, особо суеверные люди переживают чуть ли не душевное потрясение, словно невзначай пересекли трассу черной кошки или неосмотрительно запрыгнули в трамвай с номером 13, а остальные, даже те, кто считают себя вовсе чуждыми всякой мистике, ощущают хотя бы отдаленный намек на эмоции, которые вряд ли можно назвать положительными. Три сопряженные шестерки стали символом чертовщины, сатанизма, конца света, погибели и вообще всяких неприятностей и зла в целом.

            Но если, оставив стереотипные эмоции, попробовать здраво взглянуть на суть дела, то задаешься вопросом: почему из всего бесконечного ряда чисел именно 666 оказалось в роли клейма мирового зла? Понятно, что речь нужно вести не о конкретных цифрах с их начертанием, а о некоей символике, которую они выражают.

            Существует достаточно много толкований «числа зверя». Помимо тех, что сводятся к указанию на определенные исторические реалии вроде имен и титулов римских императоров, одним из наиболее обоснованных и логичных выглядит мнение, приписываемое св. Бэде Достопочтенному (VII-VIII вв.) и св. Альберту Великому (XIII в.), что тремя шестерками трижды провозглашается творение без Субботы (Седьмого дня) и мир без Творца, а тем самым – троекратное и окончательное отречение от Бога.

            Подобной трактовкой можно бы удовлетвориться, если бы в Писании действительно фигурировали именно три и именно шестерки. Но в тексте мы видим слова, а не цифры. Вдобавок озадачивает то обстоятельство, что ни в I веке, когда создавалось Откровение, ни во времена св. Бэды, ни даже много позже, при жизни св. Альберта, в сознании христиан слова «шестьсот шестьдесят шесть» никак не могли ассоциироваться с тремя цифрами «6», поскольку привычные для нас сегодня так называемые арабские цифры получили широкое распространение в Европе только к XV веку. Во всяком случае, автор Апокалипсиса не знал и не мог знать никаких шестерок (тем более - трех к ряду).

«Кто имеет ум, тот сочти число зверя...» Какие же цифры могли представать перед мысленным взором Апостола Иоанна, когда он писал эти слова? Что это за число, которое, если уж быть буквалистски точным, нужно именно сосчитать?

            Какие способы записи чисел могли быть обиходными для Апостола? Таковых, похоже, было три. Это римский, официальный, разумеется, на территории империи, греческий – в силу достаточной распространенности языка и, конечно же, родной Иоанну еврейский. Но этот последний вряд ли стоит принимать во внимание хотя бы по той причине, что книга Откровения адресована гораздо более широкой аудитории, чем Израиль и его диаспора. Кроме того, не вдаваясь в графические детали, можно сделать общее замечание, что по-еврейски числа записывались отдельными буквами алфавита, обозначавшими единицы, десятки, сотни и т.д. Число 666 в таком случае выглядело бы как три литеры, соответствующие числам «600», «60» и «6». Примерно такой же принцип использовался и греками (впоследствии и на Руси до самых реформ Петра I). Совершенно очевидно, что при такой записи вычислениями заниматься нет необходимости.

            Остается рассмотреть вариант с римскими цифрами. И здесь примечательно, что сама по себе римская система записи чисел просто предполагает обязательным проведение операций сложения и вычитания. Та же шестерка, например, выглядит как VI, т.е. 5 плюс 1, а, скажем, номер последнего года минувшего века – 1999 --  и вовсе представляется головоломкой: MCMXCIX, т.е. 1000 да 1000 минус 100, да 100 минус 10 и 10 минус 1. Так что, призыв Апостола Иоанна «счесть» вполне понятен, если сталкиваешься с римскими цифрами.

           Теперь о пресловутом 666. В записи по-римски оно предстает в таком вот виде: DCLXVI, где D - 500, C – 100, L – 50, X – 10 и I – единица. Никаких шестерок, разве что самих цифр шесть и у любителей суеверий еще не все потеряно.

            Стоит заметить, что «римская версия» способна между делом объяснить и существующие в списках книги Откровения разночтения относительно «числа зверя», где встречаются варианты не «666», а «616». Подобное  недоразумение может легко возникнуть, если по недосмотру того или иного переписчика потеряется знак числа 50 – L. Тогда DCLXVI, соответствующее числу 666, легко превратится в DCXVI – 616.

            Теперь, на основании представленных соображений, можно, пожалуй, осмелиться на утверждение, что Иоанн Богослов, говоря о «числе зверя», подразумевал  его записанным именно римскими цифрами. Но почему? Есть ли что-то особенное, исключительное в данном наборе латинских литер, выступающих в роли чисел?

            Такая исключительность есть. Если обратить внимание не на сами знаки, а на их порядок, последовательность, то можно увидеть любопытную закономерность: именно число 666 буквально заставляет «чистые» (не составные) римские цифры – знаки единиц, десятков, сотен и их половин – выстраиваться в строгой последовательности и в порядке убывания: 500, 100, 50, 10, 5, 1! Можно привести лишь один современный аналог подобного построения: 9876543210. Будь Откровение написано сегодня, «число зверя» выглядело бы, возможно, именно так. При более громоздком исполнении (особенно в словесной форме) смысл остается тем же.

            Каков же этот смысл? Что в таком случае должно означать «число зверя»?

            Это «число имени его» (Откр. 13.17), само имя антихриста. Имя в древней традиции отождествлялось с сущностью его носителя. Можно предположить, что в данной форме своеобразной шкалы обратного отсчета «число зверя» и символизирует этот самый отсчет, деградацию, упрощение и распад, мир, противоположный тому, каким замыслил его Творец. Тогда поучается, что клеймо антихриста стоит на тех, кто принимает предложенный негативный «новый порядок» и в большей или меньшей степени сознательно служит регрессу во всех его многообразных проявлениях.

           «И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их…» (Откр. 13. 16). Не стоит, конечно, искать на руках и лбах «слуг антихриста» татуировки и печати. «Начертание» кладется глубже и существеннее: «на правую руку» – надо думать, значит на дела, а «на чело» – на мысли и устремления – эгоистические, приземленные, низменные и примитивные…

            «Кто имеет ум, тот сочти число зверя…» Сочти его прежде всего в самом себе и… постарайся поменьше грешить.



          P.S. вместо предисловия

"Открытие" это сделано мною давно, еще в конце прошлого века, но до сих пор никто из компетентных лиц, к которым доводилось обращаться, не дал оценки, насколько моё предположение достойно права на существование. Ответ (и очень высокопоставленный) пришёл даже из Ватикана, но, к сожалению, внимание там было обращено не столько на суть взгляда и выводы, сколько на справедливость общего заключения... Суть же в том, что суеверие появилось на пустом месте, а "носитель" его - совершенно безобиден и к делу, в общем-то, никак не причастен...Чураться же следует вовсе не трёх шестёрок...


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.