Моя фамилия - большое коварство

С Заслуженной артисткой Российской Федерации, актрисой Московского театра «Современник» Галиной Петровой мы договорились о том, что писать этот материал я буду только после просмотра спектакля «Звезды на утреннем небе» с ее участием. «Это одна из моих лучших ролей», – сказала Галина Леонидовна. И была права. Написанная Александром Галиным драматическая история в постановке художественного руководителя театра Галины Волчек затрагивает события 80-х годов прошлого столетия – проведение Олимпиады в Москве. В то время все «чуждые нашему обществу элементы» выпроваживались из столицы. Галина Петрова играет в этом спектакле алкоголичку Анну. Играет правдоподобно и искренне.
На счету Галины Леонидовны и множество киноролей. Достаточно вспомнить фильмы «Дежа вю», «Настя», «Свадьба», «Зонтик для новобрачных», «Водитель для Веры», телесериал «Next 2», где Петрова сыграла домработницу семьи бизнесмена Кирсанова Лизу Голощапову.

- Галина Леонидовна, вы снялись более чем в тридцати кинокартинах. Однако режиссеры постановок предлагают вам довольно однотипные роли, не так ли?

- Вы совершенно правы. Я очень благодарна «Современнику» за то, что здесь сыграла самый разнообразный репертуар. Начиная от детей и героинь-любовниц и заканчивая старухами. В кино же почему-то для меня отвели своеобразную нишу. В основном я играю матерей главных героев и героинь, подруг главных героинь, или каких-нибудь «чекалдыкнутых» тетенек, у которых «крыша» давно подтекает. К сожалению, только это.
   
- Только?

- Конечно, есть несколько ролей в кино, которые мне очень близки.

- Если можно, подробнее.

- Одна из них в фильме «Параня», поставленном по рассказу «Параня идет!» В.Тендрякова и снимавшемся на «Мосфильме» в 1991 году. Действие картины разворачивается в 1937-м. Я играла сумасшедшую, которая живет в далеком поселке. Она постоянно слышит из репродуктора: «Товарищ Сталин — самый человечный из всех людей, великий вождь и учитель». Постоянная подобная «давка на мозги» приводит к соответствующим результатам. Если Параню обижали, она грозилась пожаловаться Иосифу Виссарионовичу. Указывала пальцем на, как ей казалось, неблагонадежных. Говорила, что они готовят покушение на Сталина. Людей, которых Параня обвиняла, действительно арестовывали. Это привело к своеобразным результатам. Ее стали бояться и преклоняться, как перед святой. Местные жители ходили к ней с просьбами и подарками, чтобы она замолвила словечко за них перед Сталиным. Финал истории трагичен. Параню убивают. С одной стороны — у девушки мозги, как у котенка, а с другой — она стала довольно могучей силой, коварным и роковым существом. Именно в этом фильме я и снялась в главной роли. Почему рассказываю об этой картине? Потому что, к сожалению, фильм не был показан по ТВ. Где-то в Молдавии он единожды прошел по каналу кабельного телевидения и все.
 
- Галина Леонидовна, вы – не москвичка?

- Нет. В столицу я приехала из Тамбова. В 1979 году закончила ГИТИС им. Луначарского, ныне РАТИ. Мое институтское обучение проходило в мастерской Андрея Попова. Человек он известный, да и картины с его участием знакомы многим. Достаточно вспомнить «Укрощение строптивой», где снималась Людмила Касаткина, а также фильм «Шведская спичка».

- А как родственники восприняли ваше желание стать актрисой?
 
- Все посчитали меня за сумасшедшую. Родная тетка крутила у виска: «Ты — страшная! Таких артисток не бывает».

- Однако вопреки всему вы все же решили выйти на театральные подмостки?
 
- У меня всегда было внутреннее ощущение, что я получаю энергию из Космоса, от Бога. То есть абсолютное предчувствие того, что мне одна дорога – в искусство. Вся моя жизнь, мои мечты, иллюзии были связаны именно с театром. Я безумно радовалась редким возможностям посещения Тамбовского областного драматического театра. Там со мной творилось нечто невообразимое. Именно в театре моя душа жила. Остальные профессии меня совершенно не привлекали, хотя бабушка очень хотела, чтобы ее внучка стала врачом. Но я чувствовала, что это не мое. Мне очень жалко людей. Я не знаю, как это объяснить, но даже укол человеку боюсь сделать, дабы не причинить ему боль. Умею и могу делать инъекции, но для меня эта процедура безумно тяжела.
 
- Галина Леонидовна, скажите, а как вообще к вам пришла идея поступать в театральный?
 
- Неожиданно. Моя семья никакого отношения к искусству не имеет. Мама была водителем троллейбуса. Родная моя мама...
 
- Поясните, пожалуйста.

- Так сложилась жизнь, что родители развелись, когда мне было три года, и мама стала жить отдельно от нас. Как следует я познакомилась с ней, когда была достаточно взрослой. В 21 год. Как это не удивительно, но я очень ее полюбила. Мама оказалась замечательным человеком. С трехлетнего возраста меня воспитывали папа и бабушка. Когда мне исполнилось шесть лет, отец женился на другой женщине – маме Нине, как я ее называю. Она тоже очень хорошая, и я ей благодарна за все, что она для меня сделала. Папа умер два года назад, да и родная мама довольно рано ушла из жизни. В сорок четыре года она скончалась от рака. А вот мама Нина родила мне братика. У него сейчас своя семья в Тамбове, подрастает сын.

- Галина Леонидовна, давайте теперь поговорим о вашей семье.

- Мой муж Олег Михайлович Осипов – режиссер театра-студии «Авансцена». Театр изначально создавался как самодеятельный, но сейчас ему должны дать статус профессионального государственного. Если все будет благополучно, то в столице появится новый театр. Сейчас он базируется на базе Дома культуры «Люблино» в Текстильщиках. Теперь о детях. Дочка Наташа — студентка киноведческого факультета ВГИКа, сын Рома — второклассник.
 
- А где вы познакомились с  будущим мужем?
 
- В Тамбове. Мы вместе, еще учась в школе, посещали театральную студию, занимаясь у одного режиссера – Веры Александровны Товма.
 
- Галина Леонидовна, почему такое большое количество сыгранных ролей не сделало ваше имя известным? Может быть, виной всему достаточно распространенная фамилия – Петрова?

- Знаете, здесь действительно кроется большое коварство. Об этом в свое время мне сказала поэтесса Лариса Рубальская: «Галя, ты совершила большую ошибку, не сменив фамилию. Потому что с фамилией Петрова быть известной практически невозможно». Я сначала согласилась с ней. Но потом подумала: а ведь композитора Андрея Петрова знают все. Почему? У меня сразу появился чисто спортивный интерес. Я решила добиться того, чтобы фамилия стала известной. Теперь думаю: если действительно буду чего-нибудь стоить –   запомнят. Надо достичь уровня в профессии, тогда тебя будут знать. Этим я всю жизнь и занимаюсь.

- Скажите, а с кем из театральных режиссеров вам приходилось работать?
 
- С Романом Виктюком, когда он ставил в нашем театре спектакли «Мелкий бес», «Адский сад». Много работала с Валерием Фокиным. Я ему благодарна за то, что он правильно меня сориентировал на работу в театре. Не могу не сказать об Александре Галине, Николае Коляде, которые одновременно являются и авторами многих пьес. Участвовала я и в проекте Олега Меньшикова «Кухня». «Кухня» просуществовала два года, моя работа получила премию газеты «МК» за лучшую женскую роль второго плана.

- Театральные «Капустники» «Современника» достаточно известны в Москве. Кто в вашем театре занимается их подготовкой?

- В основной костяк входят Сергей Гармаш, Александр Кахун и я. В последнее время к нашей группе присоединился Сергей Гирин.
 
- Вы завидуете молодым актерам?

- Нет. Их ждет слишком много разочарований. В этой профессии не все люди выдерживают. Я делаю определенные выводы, глядя на новое поколение актеров, приходящих в театр. Они могут быть органичными на сцене, умеют порой больше, чем мы. Но молодым всегда нужно точно знать, чего они хотят. Если они хотят денег и славы – им одна дорога. Ради Бога, я никого не осуждаю. Может у человека быть и такой путь. У людей, которые мне близки и дороги, – другая задача. Они хотят проникнуть в суть вещей. Мы приходили в театр с открытым сердцем, очень хотели играть. Поэтому, проходя через унижения, которые случаются в каждой театральной судьбе, воспринимали все как должное. Понимали, что в судьбе каждого творческого человека это неизбежно, для того чтобы сформировалась личность. Чтобы стать значимым человеком в этой жизни. Не важно, популярными или нет. Я очень много на творческом пути спотыкалась, набивала шишки, терпела позор. Но именно этот путь мне интересен.

- Какие качества вы цените в коллегах?

- Юмор. Мудрость. Профессионализм. Независтливость.
 
- Скажите, что вам мешает жить, а что наоборот – помогает?

- Мешает сознание собственного несовершенства, помогают же мои иллюзии. Когда человек расстается с последней иллюзией – он умирает. Есть и мечты, но все они глубоко идеалистичны и неосуществимы.

- Каково ваше отношение к рекламе на ТВ?
 
- Много раз подряд можно смотреть только на маленьких детей, на животных и на лихо и смешно сыгранные актерские куски. Например, помню парня из рекламы «Макдоналдса», который всего лишь дважды восклицает «Вау!». Но зато как!
 
- А вы не хотели бы сняться в рекламе?
 
- Нет. Не хочу, но не зарекаюсь. В жизни всякое может случиться.
 
- Вы влюбчивый человек?
 
- В нашей профессии все влюбчивые. Одни – в себя, другие – друг в друга, а третьи – в свое дело. Я предпочитаю вторых и третьих. - Создание имиджа необходимо в вашей профессии? - Необходимо тогда, когда не хватает мужества быть тем, кем ты являешься на самом деле. Это еще называется коротким словом «понты». Надеюсь, во мне этого нет. У Юрия Никулина и Евгения Леонова не было никакого имиджа, но их обожала вся страна.
 
- И в заключение небольшой блиц-опрос. Назовите круг ваших увлечений.

- Мировой кинематограф, книги, кроссворды.

- У вас есть друзья?

- В моем понимании этого слова – нет. С одними отношения исчерпали себя, с другими же нас развела жизнь.
 
- А чего вы больше всего боитесь?

- Богооставленности.

- То есть, вы – верующий человек?
 
- Безусловно. Но не религиозный.
 
- Ваши главные жизненные приобретения?
 
- Моя семья и моя профессия.
 
- Вы хотели бы начать жизнь сначала?

- Что вы! Я этого не выдержу...   


(газета "Петровка, 38", 2004 г.)
Фото с сайта www.ruskino.ru


Рецензии