В. Воробьев. Что важнее для спасения души?

Давайте, братья и сестры, подведем какой-то положительный итог нашему 2-х дневному общению...

Не буду еще раз перечислять всех нехороших слов и определений, высказанных в мой адрес, они, конечно же, не могут быть приятны любому человеку, тем более, если они сыпятся от православных людей в адрес православного человека... Где-то и я, под напором этих слов и определений, что-то сказал чрезмерно категоричное и даже неуважительное - прошу меня простить. При этом я старался не поддаться на провоцирующие конфликт оскорбительные слова, а остаться в рамках христианского общения. Получилось это или нет - судить Вам. Если, повторюсь, кого-то обидел - прошу простить...

Не знаю, из чего можно сделать вывод, что я жестокий, бессердечный человек, не имеющий любви и даже самой малости Духа (на что делался в нашей дискуссии особый акцент), но в своих комментариях я ни слова не сказал против ЛЮБВИ, и не ставил под сомнение необходимость наличия любви у каждого христианина - это легко проверить, пройдя вверх по нашей дискуссии. Поэтому такого аргумента для доказательства моей неправоты принять не могу, тем более что ни один из прихожан нашего Храма и верующих Таганрога о таком моем "окаменелом нечувствии" не говорил даже в откровенных беседах. Батюшка наш делает мне замечания относительно духовного состояния, но и они не лежат в данной плоскости. Из чего делаю вывод, что, если бы мы общались, например, в одном приходе, и вы хорошо меня знали, никогда не укоряли бы Владимира Воробьева в том, что он камень, истукан, бревно...

Имя, фамилию привел для знакомства - я их не скрываю, как и свои фото. Что касается благословения на общение с верующими, то я еще не видел ни в одной Церкви немого пономаря, разве что в особых Церквах... Как я могу не общаться с прихожанами, верующими города, если служу пономарем уже 10 лет в Храмах Таганрога? И какой пономарь не имеет на это благословения? Если нет благословения на общение с верующими, то кто же назначит человека пономарем? И кто будет отвечать на вопросы многочисленных прихожан и посетителей Храма, если в это время нет батюшки в Храме? Секретарь?

Мне тоже жалко погибшего из-за травли человека, как и всех преследуемых людей за их убеждения и просто за то, что они есть и живут на этой земле (т.е. беспричинно). И я не говорил, что в погибшем нет образа Божия - он есть в каждом человеке, даже в Гитлере или Ленине. Я говорил о другом - об очень большом сомнении в том, что, несмотря на свои положительные человеческие качества, друг нашего Алексея попадет в Рай, если он не являлся при жизни членом Церкви Христовой и не Причащался в Господней Церкви Святых Даров. Протестанты, как известно, не в лоне Православной Церкви (говорю это на всякий случай, потому что часто люди в интернете даже этого не знают)...

Теперь, отбросив негатив, поговорим относительно СУЩЕСТВА спора (дискуссии). В энциклопедии для православных я нашел достаточно подробное рассмотрение этого вопроса по существу и со ссылками на Евангелие, Апостол и труды Святых отцов Церкви. Чтобы приблизить нашу дискуссию к кульминации, привожу отысканное рассмотрение этого вопроса практически полностью. И прошу всех ознакомиться:

ДРЕВО – ОТКРЫТАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

http://drevo-info.ru/articles/665.html - ЦЕРКОВЬ

Церковь есть общество верующих в Господа Иисуса Христа Сына Божия людей, возрожденных Им и Духом Святым, соединенных в любви и под непрекращающимся воздействием Св. Духа достигающих совершенства [1].

Созданный по образу и подобию Творца, человек предназначен к полноте богообщения, к жизни в Боге – во Христе и в Духе Святом. В этом и состоит призвание человека: достигнуть обожения, достигнуть святости, соединив в себе тварную природу с нетварными энергиями Логоса. Подлинное приобщение Богу возможно только в Церкви Христовой, и поэтому, как заметил прп. Максим Исповедник, единственная цель духовной жизни состоит в претворении человека в Церковь, в храм Святого Духа.

Без Церкви не существует христианства. "Церковь – это Христово Царство, в которое Он вводит тех, кого избрал Своими детьми и кто избрал Его своим Отцом". Под именем Церкви известна в истории первая община учеников Христа. Вне связи с этой общиной христиан не существовало, и потому "уверовать во Христа значило присоединиться к Церкви"…

Церковь — это место спасения. Она, как любящая мать, прилагает заботу не только об очищении души, но и освящает все стороны жизни человека, все виды его деятельности. "Церковью изначала освящались все сферы бытия человека, всё было направлено к тому, чтобы верующий осознал свою жизнь частицей общей жизни Христовой во всех". "Все стороны жизни верующих должны быть проникнуты Христом".

Итак, главная задача Церкви — спасение людей. Спасение же неотделимо от Евхаристии — этого пира Царства, Вечери Господней, благодаря которой человек самым тесным образом соединяется с Богом. Можно даже утверждать, что назначение Церкви — совершать Вечерю Любви…

Церковь неотделима от Евхаристии. Она — основа, фундамент Церкви, без которого невозможно ее существование. Дионисий Ареопагит называет Евхаристию "Таинством Таинств", выделяя ее центральное значение в жизни Церкви. Вне Евхаристии невозможно спасение: "Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу Его в последний день" (Ин. 6: 53–54). Поэтому Церковь — это, прежде всего, собрание вокруг Евхаристической трапезы. Быть в Церкви, основанной на Новом Завете с Богом, — значит "совершать акт принятия Нового Завета: участвовать в преломлении хлеба и благословении чаши, то есть, в Евхаристической трапезе". Некогда "рассеянные чада Божии" (Ин. 11: 52) теперь собраны воедино: "Как сей преломляемый хлеб был рассеян по холмам и, собранный вместе, стал единым, так и Церковь Твоя от концев земли да соберется в Царствие Твое".

Через Литургию осуществляется созидание Церкви. Причащаясь Воскресшей плоти Христа, человек становится Христовым, прививается к Его Телу и таким образом является новым членом Церкви. "Совершеннейшие по степени преуспеяния составляют как бы одно лицо и тело Церкви. Лучшие... делаются Церковью",— говорил сщмч. Мефодий Олимпийский. "Затем священник просит о том, чтобы благодать Духа Святого снизошла на всех здесь собравшихся, дабы соединенные в одно тело символом возрождения, были бы заключены теперь в одно тело причастием телу Господа нашего, дабы собрались они в единство, связанные взаимными узами, единодушием, миром, ревностным служением" (Феодор Мопсуетский). В Евхаристии мы становимся, по выражению отцов Церкви, "сотелесными Христу". Творение соединяется с жизнью Творца через Тело и Кровь Сына Божия…

Церковь, прежде всего, есть не общество или установление, но особый опыт новой жизни — жизни Божественной, которая открывается в тварной через Боговоплощение и Пятидесятницу. В основании Церкви положено воплощение Сына Божия, она есть "сверхъестественное благодатное соединение возрожденных Богочеловеком людей в союз любви". Церковь — это Богочеловеческий организм, "возглавляемый Самим Господом Иисусом Христом и одушевляемый Святым Духом, …основанный и управляемый Господом, по воле Бога Отца, и состоящий из всех — на небе и на земле — верующих, стремящихся к вечной жизни во блаженном единении с Триединым Богом, а в Нем и между собой".

Утверждение о необходимости Церкви для спасения, высказано твердо и решительно св. Киприаном Карфагенским: "вне Церкви нет спасения (salus extra ecclesiam non est). Тот, кто отделяется от Церкви,— говорит св. Киприан,— "присоединяется к жене незаконной и делается чуждым обетований Церкви… Не имеющий матерью Церкви не может иметь Отцом своим Бога. Если бы кто-нибудь спасся из находившихся вне ковчега Ноева, то и находящийся вне Церкви мог бы также спастись".

Мы приходим в Церковь, если ищем жизнь вечную, полноту любви. Бог есть совершенная Любовь, дарующая Себя нам в Евхаристии. Евхаристия же существует только в Церкви как Теле Христовом, и вне нее невозможно. Тело Христово пребывает единым, и попытка разорвать его, отделившись, заранее обречена на неудачу. Поэтому Церковь святые отцы понимали как единственное место спасения: "говорим, что всяк спасающийся спасается в Церкви" (блж. Иероним); "никто не достигает спасения и вечной жизни, кроме того, кто имеет главою Христа; а иметь главою Христа может лишь тот, кто находится в Его теле, которое есть Церковь" (блж. Августин).

Отделяющиеся от Церкви грешат против любви и идут путем погибели. Никакие подвиги, ни чистота жизни, ни девственность, ни постничество, ни даже мученичество вне Церкви не спасают, потому, как нарушена главная заповедь — о любви. Относительно же тех людей, которые остаются вне Церкви не по причине отделения, а в результате времени или места своего рождения, либо в силу воспитания, окружения или национальных традиций, Церковь не утверждает определенно уверенность в их погибели. Если язычники "естеством законное творят" (Рим. 2: 14), то Господь не оставляет и их. Поэтому нельзя категорично высказать предположение об их дальнейшей судьбе; суд и попечение о них мы должны возложить на милосердие Божие. Все же уверовавшие обязаны пребывать в Церкви, если ищут подлинной жизни — самоотдачи в "безумной любви" к Богу.

Литература:

Свт. Иларион (Троицкий), Очерки из Истории догмата о Церкви, Православный Паломник, М. 1997.

Прот. Г.Флоровский. Христос и Его Церковь - http://pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=771

Использованные материалы:

http://pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=771

http://kiev-orthodox.org/site/theology/380/

http://www.mgimo.ru/kf/myweb8/about.htm

[1] Свт. Иларион (Троицкий). Очерки из Истории догмата о Церкви, стр. 10-11

[2] "Костел" словаря Брокгауза и Ефрона, http://gatchina3000.ru/brockhaus-an...edic-dict...htm

Вот, братья и сестры, существо рассматриваемого нами вопроса... Не думаю, что и святых, которые говорят о том, что вне Церкви нет спасениями, вы будете называть теми же словами, что и меня... И хотя я самый простой человек, мне так кажется, что говоря о любви к ближним нельзя оскорблять и самого малого человека в Церкви Христовой, ибо мы все единое есть, и дополняем друг друга, и все любимы Богом вне зависимости от сана, должности и других внешних атрибутов... Иначе получается у нас какая-то странная любовь к ближним - избранная, причем не избранность человека при такой вот странной "любви к ближнему" стоит ему самой настоящей ненависти, оскорбительных слов и эпитетов.

Давайте любить друг друга НА САМОМ ДЕЛЕ, а не на словах, иначе получается, сами видите, что...

С ЛЮБОВЬЮ И ПРОЩЕНИЕМ: Владимир Воробьев, пономарь Свято-Вознесенского Храма с. Петрушино Таганрогского благочиния Ростовской на Дону епархии Русской Православной Церкви

P.S: И вы меня простите, ради Бога, братья и сестры... Надеюсь, что простите...

ОРИГИНАЛ ЗДЕСЬ:
01. 10. 2010 года

г. ТАГАНРОГ (ДОН)


Рецензии