Сура 31. Против религии

               
               
1. О, Аллах! – не напоминаю ли я Тебе иногда собачонку, самозабвенно лающую на идущий своим путём караван? Муху, докучающую верблюду? Мальчика, что, размахивая игрушечной саблей, «сносит» головы воображаемым противникам?

2. Нет, я не хочу ни «сносить голову» религии, ни жалить её в незащищённые места; лай же мой никому не принесёт вреда – кроме чересчур нервных… Пусть караван идёт своим путём; а вот у самого последнего верблюда тюк плохо увязан – гав! гав!

3. Когда человек становится взрослым, собственное детство кажется ему «золотым веком»; «золотой век» человечества – из этого же ряда. Но отчего любая религия свою «взрослость» предпочитает «золотому веку» веры?

4. Не потому ли, что невозможность вернуться в лучшее из времён вызывает некую досаду, некую ревность к «золотому веку», некую обиду за себя-сегодняшнего?  О, как ревнива религия к свободомыслию, которое она приравнивает к лже-мыслию!.. Как ей хочется неизменности, неизменяемости – даже несмотря на то, что за этими словами вырисовывается мрачный лик смерти!.. Ах, да – на этот случай у религии есть «бессмертие души» – одно из лучших утешений для умирающего!..

5. Именно «взрослением» веры объясняется превращение её в религию, а затем – и в «правоверие». Последний термин соответствует, обычно, религии стареющей, приближающейся к своему последнему этапу…
    Да, религия – это «взрослая» вера – и, к тому же, вера, утерявшая опыт непосредственного, радостного, свободного общения с Богом; заменившая это свободное общение формализованным молитвенным, произносимым по определённым правилам с соблюдением соответствующих обрядовых действий, обращением к Богу.

6. О, Аллах! Каким чудовищно нудным должно казаться Тебе это вечно недовольное, постоянно чего-то выпрашивающее «стадо» человечества!
«Стадо», простую благодарность превратившее в соревнование по количеству льстивого славословия в Твой адрес!.. Вслушайтесь только в  изъяснения любви к Богу тех, которые, выйдя из храма, быстренько превращаются в ненавистников и осквернителей чужой веры и чувств других людей! И это люди, называющие себя «правоверными»  –  неважно, какого вероисповедания…

7. Что же должен предпринять я, чтобы ученики моих учеников – будущие основатели церкви во Имя  моё – не впали в этот роковой водоворот рождений-смертей вер и религий; водоворот, вращающийся, к тому же, всё быстрее?.. Какие слова должны быть мной сказаны, чтобы истину их не могли перетолковать «вольные интерпретаторы»?

8. Ученики мои! Знайте, что истина веры в Бога выражается языком вод, истекающих из Будущего в Прошлое и из Прошлого в Будущее!  Языком вод – повторяю! – но не священным  «телом» вод!  Роковую ошибку допускали предшествующие вам: они набирали воды, говорящей об истине веры в Бога, в сосуды человеческие – и вода теряла божественную речь. Знайте, что священна лишь Истина, и весть об Истине, –  но не «орудие» Истины!

9. Итак, если желаете знать истину – придите без  всякого сосуда  к источнику вод  и слушайте речь его – сколько сможете вместить… Но не пытайтесь словами языка вашего передать её другим: ваш язык не приспособлен для этого; лучше укажите жаждущим путь к источнику!

10. Я же расскажу, что слышал сам – но, скорее всего, вы услышите другое… 

11. Слушай – сказали мне воды  –  мы рождены соединять, разъединяя; быть путём – и преградой на пути; быть отражением мира – не будучи миром. Огонь первородный породил нас, растопив то, что существует вне времени – Хаос мысли неопределимого. Так из единого Хаоса родились два лика множеств: лик неопределимого – что значит «Аллах»; и лик видимого, означающего «мир». Оба произошли из Хаоса, но лик видимого не мог быть без формы – и Аллах дал ему форму мира; поэтому мы говорим «мир сотворён Аллахом».

12. «Как же – спросите вы – Хаос может существовать «прежде» Аллаха, да ещё и порождая Его?  И что это за «огонь первородный»  –  не очередной ли «бог» философов?

13. Вместо ответа я приведу вас к жилищу человека – ранним утром. «Он же ещё спит!» – скажете вы мне. Но разве человек спящий и человек бодрствующий не отличается сам от себя? «О, да, отличается – и очень!» – будет вашим ответом.

14. К Древу у источника вод приведу я вас. «Ба, листья уже облетели, – заметите вы – скоро зима!»  Сон Древа продолжительней человеческого; но и у человека, и у Древа некто внутри знает, когда пробуждаться.

15. Хаос мысли неопределимого так же существует «внутри» Аллаха-«спящего», порождая в час утренний Аллаха-бодрствующего.  Огонь первородный – не Бог, но «будильник» Бога.

16. Итак, время, наряду с вечностью, присутствует «внутри» Бога – в мире. Но присутствует ли в мире вечность? Есть ли внутри мира нечто, где нет течения времени?
    О, да, конечно же есть! Это – наименьшее из составляющих мир, находящееся в состоянии покоя. Это – структурная единица материи, лишившаяся в результате происходящих в мире физических процессов предельно допустимого для существования её в качестве «материи» количества энергии – «огня первородного» – и  «спящая» в виде структурной единицы «пространства».

17. Река мира, текущая в берегах вечности, – вот источник, находящийся в центре моего Храма. Свет же, обнаруживающий  воды истекающие для моего зрения, есть Аллах. Истинно сказано – нет бога, кроме Аллаха!

18. Река мира, текущая в берегах вечности, есть и сотворённое, и акт творения мира Аллахом – ибо ему свойственна как протяжённость времени, так и неопределённость вечности. В вечности же соединены бесконечно краткое с бесконечно длительным, наличие – с отсутствием; сотворённому нельзя быть в мире, не будучи в вечности, и нельзя быть в вечности, не будучи в мире.

19. Таким образом, в мире нет ничего, не сотворённого Аллахом. Ибо вечность не принадлежит миру, хотя и присутствует в мире; поэтому тщетны усилия тех, кто пытается доказывать вечное существование мира вне Бога.

20. Отчего же бесконечно множествен – точнее, едино-множествен – Лик неопределимого – Аллах, а не «един», как утверждают мусульмане, и не «едино-тройствен» –  по мнению христиан?

21. Мы уже говорили о бесконечно множественном, совпадающем с единым, –  в отношении мира. Создал же мир Аллах – тем с большим основанием мы должны говорить то же  и о нём: «Аллах единомножествен; в нём вечность, и в нём мир; и вечность не смешивается с миром, но отражается в мире».

22. Шаг к единомножественности Бога сделали христиане: они решились на едино-тройственность. Но «очеловечивание» Бога, умаление определением до сравнения с тварным (пресловутое «по образу и подобию») истощили потенциал веры в христианской религии и свели собственно религию к обрядности и внешним установлениям вроде церковной иерархичности, обязательных постов и прочего.

23. Наиболее яркий пример влияния жёсткой первичной установки на молодой организм веры мы наблюдаем в исламе. Избежав ошибки «очеловечивания» Аллаха,  мусульмане впали в ошибку упрощения сложного. «Аллах» мусульман един; он – Абсолют, причём Абсолют Власти, в отличие от, хотя и лживого, но более доброго к человеку Абсолюта Любви в христианстве. «Аллах» мусульман бесконечно далёк от человека, в нём нет места человеку иначе как славословящему рабу; он не терпит отношений, отличных от покорности раба при всевластии господина.  В результате, ислам, появившись на исторической сцене значительно позднее других религий, стремительно прошёл путь от потенциально богатой внутренним содержанием веры до почти остановившегося в развитии «правоверия»; по сути, нынешний ислам лишь «буква» закона, оставшаяся от живой веры.

24. Какое же средство должно быть употреблено для удержания молодой веры – да и, относительно молодой, религии – от преждевременного старения? Стоит ли вообще пытаться удержать веру от изменений – ведь как раз этим занимаются блюстители «чистоты» веры, блюстители «правоверия»?

25. Но «блюстители» появляются гораздо поздней Строителей веры; и процесс «обездвиживания», «архивирования» веры лишь доводится ими до логического конца. Начало же этому процессу полагают те из основателей, которые не видят опасности в создании внешней атрибутики веры, в появлении писаных правил «поклонения» Богу – и касты надзирающих за исполнением этих правил, т.е. – священнослужителей.

26. Ученики учеников Моих! Прислушайтесь к Моему призыву: «достаточно – веры вашей!» Не пишите обязательных правил; пусть единственным выражением веры вашей будут слова «Аллах акбар!»

27.»Но не это ли говорят и мусульмане?» – возразите вы, –  мы же, не пороча их веры, хотим отличаться от мусульман!»

28. Отличие веры вашей – и от мусульман, и от христиан – в отсутствии внешнего её выражения через «поклонение». Вера ваша да не покинет Храм вашей души, дом вашего сердца; и да не пойдёт «покорять» кого бы то ни было!

29. Ибо Наша вера – не дым костров и лязг оружия многочисленного войска приверженцев; она  - лишь нежный аромат цветов нашей души, доносящийся до Аллаха; она – лишь трепетание нашей рождающейся мысли об Аллахе – при молчащих устах!

 
30. Если же храните веру в глубинах души, то нет над вами надзирающих и приказывающих из людей… Ибо вера есть не отношение человека к Богу, но взаимоотношение  человека и Бога! Кто же более Аллаха знает о вас – чтобы вы могли доверить ему дела своей души!?

31. Истинно говорю вам: если для научения человеческому труду годен учитель из людей, то для научения труду веры годен лишь один учитель – Аллах! Берущие на себя смелость сказать «я научу вас вере!» – лжецы и обманщики: всякий из них учит лишь изображению веры! Все они  –  раболепные слуги демона зеркала, выдающего себя за Бога!

32. Ибо душа, взыскуя вечность, отражает лишь мир – ведь никоим образом не может быть отражено неопределимое!  Взор, направленный мимо поверхностных отражений в глубины души; слух, пронзающий звуки мира и улавливающий молчание вечности – вот инструменты вашего учения вере! Оттачивайте их ежедневным применением; упорство мысли вашей да будет достойной подмогой!

33. «Как же уверуют многие, если немногие будут молчать о вере?» – спросите вы.

34. «Многие вольны спрашивать немногих» – отвечу я. Разве Аллах отнял у вас язык или лишил вас слуха? Разве вы не способны обдумывать услышанное? Идите в мечеть; идите в другие храмы; идите к отрицающим Бога;  собирайте вашу истину по крупицам!

35. Так! Ведь Аллах не приготовил вам пищу и кров, чтобы не знать вас нестремящимися. Стремление обучиться поклонению Богу есть нечто противоположное стремлению вопрошать о Боге… Но только такое вопрошание – со всем тщанием и упорством – и способно взрастить на поле вашей веры колос истины.

36. Ибо бездумное поклонение  отвращает Аллаха от вас так же, как вас от лгущих и скрывающих мысли. Ни один умный человек не будет доверять славословящим ему – отчего же вы столь низкого мнения об Аллахе?

37. Не скрывайте от Аллаха ни своего страха перед Ним, ни своих надежд, ни вашего недоумения: ведь чистота души – единственное, что привлекает Аллаха в человеке!


38. Если же будут призывать вас к диспутам и спорам о Боге – скажите: нельзя применять определения к неопределимому; аргументы же в споре – всегда суть определения.

39. В спорах же о том, какая религия более «истинна», истинно лишь сотрясение воздуха голосами спорщиков.

40. Не лучше ли, остановив караван, увязать поклажу как следует! Гав! Гав!






               

               


Рецензии