Формирование национального самосознания

Формирование коллективного самосознания.  К вопросу о духовно-нравственном воспитании на современном этапе развития общества.


В век информационных технологий и искусственного интеллекта проблема формирования коллективного и национального самосознания вышла на передний план и стала актуальным предметом исследования во всем мире. Ею заняты антропологи, историки, философы, психологи, социологи, педагоги, искусствоведы и религиозные деятели.
Не буду заострять  внимание на пробелах в науке - истории чеченского народа. Отмечу лишь, что пора свою историю писать самим. Несмотря на сталинские репрессии, когда  уничтожили архивы и библиотеки (сожгли, вывезли, украли), следы все же есть и ведут нас к близким и дальним соседям.
        Литературоведы, лингвисты и педагоги внесут неоценимый вклад в дело подъема национальной идеи и пополнят науку необходимыми знаниями. Их мы найдем не только в склепах и башнях, но и в толще языкового пласта: лексических, семантических и лексикографических единицах родного языка, сохранившихся в среде вайнахской диаспоры, художественной литературе и устном народном творчестве.
         Только любовь к Родине и необъяснимое желание вернуться помогло представителям вайнахской диаспоры не только выжить, но и сохранить свой язык, традиции и обычаи. Сегодня эти нахи говорят на том языке, на котором говорили наши предки сто пятьдесят лет тому назад.
Как можно раньше необходимо начать работы над толковым, орфографическим  и фразеологическим словарями чеченского языка. Необходимы словари научно-технической лексики, терминологические и лингвистические словари: англо-чеченский (Джоана Николс и Арби Вагапов выпустили первый такой словарь) и чечено-английский, франко-чеченский и даже японо-чеченский.
Не задумывались, почему Великобритания называется Great Britain, а наша Чеченской Республикой? Есть альтернатива. Давайте же будем называться Чеченской Республикой Нохчийчоь.
Почему мы представляемся внуками своих дедов, а по документам числимся так, как кому-то было удобно нас записать?
Наши дети должны знать сказочных героев не только от братьев Гримм и Шарля Перро, но и из чеченского народного фольклора. К примеру, открыв словарь (под редакцией А.Т.Карасева и  А.Г.Мациева)  не находим перевод такому слову как "дельфин" (хьордж1ал). Этот первый чеченско-русский словарь, насчитывающий 20 тысяч слов( из них 5000 заимствованных слов из русского языка),  издан в 1961 году в Москве и с тех пор не переиздавался. После смерти А.Мациева, который успел составить первую половину словаря (буквы А-О и часть П), работу над словарем продолжил А.Карасев. И в 1978 году в издательстве"Русский язык", Москва, вышли чеченско-русский и русско-чеченский словари (40 тыс слов, из них 10 000 калькированных). Необходимо продолжить работу по редактированию чеченской части словаря, которой занимались доцент Чечено-Ингушского госуниверситета А.Д. Тимаев и Я.У. Эсхаджиев.
Ни для кого не секрет, что чеченский исследователь Арби Вагапов смело заявляет о миллионе слов в нашем языке.
Алфавит на основе кириллицы не передает богатство нашего языка, в котором более 50 звуков. И это тоже фронт работы для языковедов.
Мы увлекаемся нетрадиционной медициной, гоняемся за заморскими биодобавками, забыв о традиционном народном лечении: гам хьакхар, корта озар, чоь меттаххоттайар. Фронт работы для ученых-медиков.
Ведущая роль в исследовании проблемы самосознания всегда принадлежала философии жизни (ментальности) и вероисповеданию общины. Единство вероисповедания чеченцев всегда было серьезным связующим фактором в определении жизненных ценностей и, так называемого Кодекса чести «Нохчалла».
Чеченцы издревле живут на своей земле, говорят на своем языке, пытаются распоряжаться своей судьбой и устанавливают для себя не только социальные условия, но и нормы поведения, межличностных отношений. Мы желаем быть свободными от любого политического раболепия и строить свое государство в рамках своего сознания. Наше общество всегда жило по принципу демократии (глас народа), которая отличается от современной "дермократии".
Давайте же вспомним, что еще совсем недавно каждая община имела свой котел, печать и вело летопись. Даже я слышала, как в рассказах наши старики упоминали "место, где закопан котел".
В крупнейших научных библиотеках Ирана, Ирака, Сирии, Турции, Грузии, Армении и Азербайджана, Великобритании можно найти массу интересных сведений о наших предках. Направьте нашу молодежь на учебу в лучшие вузы мира, научные экспедиции - в страны компактного проживания этнических чеченцев и ингушей.
В сфере народного образования: начальная школа должна быть только на родном языке с постепенным вводом русского и одного из иностранных языков.
Должен работать институт проблем языка, где будут вестись научные исследования и проводиться полевые исследования с привлечением археологов и архивариусов.
Никто не может жить вне общества и за рамками его законов, правил, этики и морали. Несмотря на единство общечеловеческой морали, народы отличаются своей культурой. А культура любого народа - это его совесть.
Современное общество не деградирует, как многие пытаются это представить, а продолжают свой путь к совершенствованию. Оглядываясь в прошлое, мы живем сегодняшним днем и пытаемся строить будущее. Вчерашние события оставили тяжелый след в памяти народа. Целое поколение выросло на войне. Несмотря на отсутствие социальной защиты, народ не разучился любить, верить, доверять. Культура любого народа формировалась тысячелетиями и продолжает формироваться, несмотря на темп жизни. «Хлеба и зрелищ» требовалось всегда и в определенно достаточном количестве.
Общечеловеческие ценности остаются неизменными для любого общества. Но вот национальное самосознание почему-то ослабевает или усиливается. Человечество осознает трагизм и жестокость, бессмысленность ведения кровопролитных войн с уничтожением человеческого капитала. Но люди так и не научилось жить в мире, решая свои проблемы за столом переговоров.
В Священном Писании мусульман - Коране говорится: «Воистину, Мы создали вас мужчинами и женщинами, сделали вас народами и племенами, чтобы вы знали друг друга [творили друг другу добро]. Ведь самый благородный из вас перед Аллахом — наиболее благочестивый» (Коран, сура 49, аят 13)
А познавать друг друга мы можем через изучение культуры народов, населяющих земной шар. Никто не может жить вне процессов, происходящих в мире. Невозможно изолироваться и жить только внутренними проблемами.
Развал Советского Союза оголил и вынес на поверхность все скрытые проблемы. Экс-государство пыталось насильственно сделать всех безбожниками, людьми без веры, без лица. Утопическая философия коммунизма не имела под собой платформы и опиралась лишь на демагогию. Национальное самосознание формировалась посредством средств массовой информации лозунгами атеистов о борьбе с «опиумом для народов».
Надо отдать должное нашему народу, что чеченцы не порвали связь поколений, не отвернулись от Всевышнего, и не предали свою Родину. Без ложных пацифистских лозунгов мы любили и любим свой народ, свою культуру, обычаи и традиции.
Не побоюсь сказать, что тяжелые испытания, выпавшие на долю нашего народа, укрепили наш иман (убеждение в правильности исламских догматов). Враги человечества, а не только ислама, пытаются разделить нас на муминов, мунафиков, кафиров. А это всего лишь отношение людей к исламу. Принуждать к исламу насильственно никого нельзя, но и вешать ярлыки - греховно.
Необходимым и достаточным условием нахождения человека в исламе является свидетельство веры в Единого Бога (Аллаха) и пророческую миссию Мухаммада.
Уверенно могу заявить, что мы не приняли ислам перед угрозой смерти и произнесли Шахаду (Свидетельствую, что нет божества достойного поклонения, кроме Бога (Аллаха), и свидетельствую, что Мухаммад — раб и посланник Аллаха) в полном сознании.
Наше национальное самосознание тесно связано с нашим вероисповеданием. Все чеченцы - мусульмане – сунниты. Разделить нас на почве религии никому не удастся. Заблудшие вернутся в лоно своих семей и осознают пагубность неверного пути, по которому Шайтан пытался их увести.
Религиозные деятели должны быть примером в укреплении самосознания людей.
Самосознание народа невозможно подменить чуждой сутью.
Как западная, так и восточная цивилизации неприемлемы для нас. У нас свой Кодекс чести, и этим все сказано. Мы не можем находиться в поисках чего-то нового. Этим самым мы только заблуждаемся. Обычаи и традиции, переданные нам предками, должны бережно храниться и передаваться следующему поколению. И не стоит нам пытаться строить Третий Рим.
Экономические и социально-психологические факторы влияют на развитие национального самосознания. Ни для кого не секрет, что самосознание, как форма коллективности переживает глубокий упадок и находится в крайне тяжелом состоянии  Годы войн откинули нас на много лет назад. Вместо того, чтобы строить города, мы пытались выжить любым образом. Поствоенный синдром будет сказываться на протяжении пары десятков лет. Нам стоит помнить о детях войны, которые сегодня начинают взрослую жизнь.
           Часть народа, покинувшая свою историческую родину,  вынуждена интегрироваться в доселе чуждое им общество. Кто поддержит их коллективное самосознание?
          Межкультурное равноправие и терпимость должны стоять во главе коллективного самосознания в языковом вопросе. Не стоит забывать, что рядом с нами живут носители другого языка и другой культуры. Нацменьшинства, представленные в нашем обществе, должны иметь равные с нами права и возможности. Никто не должен уменьшать их роль в становлении и развитии общества на данном этапе.
Нужна  толерантность в вопросах вероисповедания:  изучения и распространения религии. Формирующееся детское мышление необходимо защитить от насильственного принудительного изучения той или иной веры и давать равные знания о мировых религиях.
Социальная роль женщины должна рассматриваться, как источник сохранения ценности чеченского общества. Освободить женщин от непосильного труда за счет государственных социальных субсидий. Давно пора пересмотреть систему школьного образования и перейти на раздельное обучение в старших классах. Широко внедрить надомное дошкольное образование с выдачей грантов для этих целей. Расширить сеть домов творчества и клубов по интересам.
Без социальной защиты нельзя говорить об уверенности в завтрашнем дне.
Правильное распределение средств и формирование рынка труда должно вестись с учетом национальной экономики (ментальности экономики).
Только социальная справедливость может дать нам толчок к всплеску духовной нравственности и подъему экономики. Без борьбы с коррупцией невозможно говорить о социальной справедливости.
Сегодня много говорят о моноэтничности нашего общества и видят в этом проблемы. А скажите-ка мне, когда наше общество не было моноэтничным? Практически все села нашей республики были моноэтничными, но это не мешало нам жить и дружить с соседями. Разве нет среди нас тейпов, которые вышли из других народов? Разве есть хоть один народ, который мы принимали за врага? Интернационализму у чеченцев еще надо поучиться. Сегодня мы пытаемся восстать из пепла и заявить о себе, как о высоконравственном народе.
           Подъем самосознания общества кроется в подъеме культурных ценностей, связи прошлого и будущего, укреплении семьи и самооценки личности.
Да поможет нам Всевышний!

 Zura Itsmeolord

The formation of collective identity. On the spiritual and moral education in modern society.



  In this age of information technology and artificial intelligence problem of the formation of collective and national identity came to the fore and became the subject of current research worldwide. It employed anthropologists, historians, philosophers, psychologists, sociologists, educators, critics and religious leaders.

  I'll not sharpen your attention to the gaps in science - history of the Chechen people. Let me just note that it is time to write our story ourselves. Despite the Stalinist repression when they were destroyed archives and libraries (burned, removed, stolen), it should still be there and lead us to a close and distant neighbors. Literary scholars, linguists and educators will make an invaluable contribution to the rise of the national idea and will add  knowledg.We find them not only in the crypts and towers, but also in the interior reservoir of language: lexical, semantic and lexicographical units of the native language, preserved in the medium Vainakh Diaspora , fiction and folklore. Only love for the Motherland and the inexplicable desire to return  helps members of Vainakh diaspora not only survive but also to preserve their language, traditions and habbits.Today these nakh-people speak the language spoken by our ancestors 150 years ago.

  The most urgent need to properly allocate resources and to begin work on a sensible and Chechen  phrasebook. We need dictionary of scientific and technical vocabulary, terminology and liguistic ones: English-Chechen (Johanna Nichols and Arbi Vagapov released the first  dictionary) and the Chechen-English and French- Chechen and even Japanese-Chechen.

 Now I wonder why Britain is called Great Britain, and ours- Chechen Republic. There is an alternative. Let us be known as the Chechen Republic Nokhchicho.
Why do we seem grandchildren their grandfathers, and according to the documents listed as someone we would be convenient to write? Closer to me when I proudly call the name of his late father (May God forgive him ): Jaska Yahshaat kant (vo1a) Mohmad Amin.
I want our children to know the fairy-tale heroes, not only from the Brothers Grimm and Charles Pierrot, but from folklore. That there was no such that opening the dictionary, I find no translation for this word as "dolphin" (hordzh1al). It's a shame, but in a single Chechen-Russian dictionary edited by T. Karasev, and AG Matsiev  there is no translation.

There is the first Chechen-Russian dictionary with 20 thousand words (from the bottom 5000 of borrowed words from Russian). It was published in 1961 in Moscow, and since then has not reprinted.After death of Matsiev, who managed to make the first half of the dictionary (the letters A-O and part P), AV Karasev continued work on the dictionary  . And in 1978 the publisher "Russian language", Moscow, printed the Chechen-Russian and Russian-Chechen dictionary (40 thousand words, of which 10,000 words trace). Further work is needed to edit the Chechen side of the dictionary, which involved senior lecturer Chechen-Ingush State University, AD Timaev and YA.U. Eshadzhiev.
It's no secret that the Chechen researcher Arbi Vagapov boldly declares a million words in our language.
 Alphabet based on Cyrillic alphabet does not convey the richness of our language/ There are nearly 50 sounds in it. And it is also the front work for linguists.

We fall in love with alternative medicine, chasing overseas bio-additives, forgetting about the traditional folk therapy: gamma hakhar, courts Ozar, cho mettahhottayar. Front work for medical scientists.

 The leading role in investigating the problem of identity has always belonged to the philosophy of life (mentality) and the religion of the community. The unity of religion Chechens have always been a serious factor in determining the binding values in life and so-called code of honor, "Nohchalla.

 Chechens of old live on their land, speak their own language, trying to control their own destiny and define themselves not only to social conditions and norms of behavior, interpersonal relations. We want to be free from any political subservience and to build our own state within others' consciousness.
Our society has always lived by the principle of democracy (the voice of the people), which differs from the modern "brutal democracy".
Let us recall that until quite recently, each community had its own boiler, print, and led the record.
Even I heard the stories of our old folks have mentioned "the place where the buried pot."
Today I can call the fourteenth Erakha ancestor, from which comes our family on the paternal line. (Erakha Bury Luli Eaton Eaton Gelis-G1uli-Bahmad-Olhazar-Betar Kona-Jaska-Yahshaat-Mohmad-Amin).
  In the largest research libraries in Iran, Iraq, Syria, Turkey, Georgia, Armenia and Azerbaijan, the United Kingdom you can find lots of interesting information about our ancestors.
 Send our youth to study at the best universities of the world, scientific expeditions, to the country's densely populated by ethnic Chechens and Ingush.
In the field of education: primary school should be only in their native language with gradual introduction of Russian and one foreign language.
 Institute should work the problems of language, where they will conduct scientific research and field studies conducted with the involvement of archaeologists and archivists.

 Nobody can live outside society and outside of its laws, regulations, ethics and morality. Despite the unity of human morality, nations differ in their culture. A culture of any nation - it is his conscience. I again want to recall the Code of Honor "Nohchalla" - through education knight.

Modern society is not degraded, as many are trying to present it, and go on its way to perfection. In hindsight, we live in today and try to build the future. Yesterday's events have left a heavy impression on people. A whole generation has grown up in war. Despite the lack of social protection, the people had not forgotten how to love, trust, believe. Culture of any nation was formed  during thousands of years and continues to be formed, despite the pace of life. "Bread and circuses" is always required and is definitely enough.

 Human values are the same for any society. But here's the national consciousness somehow weaker or stronger.
Mankind is aware of the tragedy and cruelty, the senselessness of bloody wars with the destruction of human capital. But people have not learned to live in peace, solving their problems at the negotiating table.

The scripture of Muslims - the Koran says: "Verily, We created you male and female, made you into nations and tribes that ye may know each other [to each other worked well]. After all, the noblest of you before Allah - the most pious "(Qur'an, Sura 49, verse 13)

And to know each other we can through the study of culture of the peoples inhabiting the globe.
Nobody can live outside the processes occurring in the world. It is impossible to isolate and live only by internal problems.

The collapse of the Soviet Union bared and brought to the surface all the hidden problems. Ex-state attempted to forcibly make all the atheists, people without faith, without a face. Utopian philosophy of communism did not have under a platform and relies only on demagoguery. National identity was formed through the mass media slogans of atheists against "the opium of the people."

We must pay tribute to our people that the Chechens are not severed the connection between generations, do not turn away from God, and do not betray their country. Without the false pacifist slogans we love, and love our people and their culture, customs and traditions.

I am not afraid to say that the ordeal that befell our nation, strengthened our iman (Arabic (;;;;;;;) - belief in the correctness of the Islamic tenets)
Enemies of mankind, not just Islam, are trying to divide us on Muminov, hypocrites, infidels. And this is just the attitude of people towards Islam. Compelled by force to Islam no one can be, but hang tags, sinful.

Necessary and sufficient condition for finding a man in Islam is a testimony of faith in one God (Allah) and the prophetic mission of Muhammad.

Can confidently say that we have not accepted Islam, the threat of death and pronounced Shahada (;;;;;;;;;;; ;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;; ; ;;;;- I bear witness that there is no deity worthy of worship except God (Allah), and I testify that Muhammad - Allah's slave and Messenger) in full consciousness.

Our national identity is closely connected with our religion. All Chechens - Muslim - Sunni.No one can to divide us on religion . Lost people will return to the bosom of their families and realize the harmfulness of the wrong way in which Satan tried to divert them.

Religious leaders should set an example to strengthen the identity of people.
 People can not replace consciousness  with the alien essence.
No Western or Eastern civilization - are unacceptable to us. We have our own code of honor, and that's it. We can not be in search of something new. Thereby, we only delude ourselves. Customs and traditions, passed down our ancestors, have carefully preserved and passed on to the next generation. And do not we try to build the Third Rome.

Economic and socio-psychological factors affect the development of national consciousness. It's no secret that identity, as a form of collectivism is in deep decline and is in critical condition. Years of war threw back to us many years ago. Rather than build a city, we tried to survive in any way. Post-war syndrome will continue for a couple of decades. We should remember the children of war who are now awakening to adulthood.

Part of the people who left their homeland, were forced to integrate into the hitherto alien to their society. Who will support their collective identity?
Intercultural equality and tolerance should be at the head of the collective consciousness in the language question. Do not forget that we live next to speakers of other languages and other cultures. National minorities are represented in our society should have equal rights and opportunities for us. No one should reduce their role in the development of society at this time.

Need to be tolerant in matters of religion: the study and propagation of religion. Emerging children's thinking should be protected from violent forced learning of a very.It is need to give equal knowledge of world religions.

Social role of women should be seen as a source of conservation values of the Chechen society. Release women from overwork at the expense of state social grants. It is high time to revise the school system and go to a separate study in high school. Widely introduced home-based early childhood education with a grant for this purpose. Expand the network of houses of creativity and interest clubs.

Without social protection can not talk about confidence in the future.

Proper allocation of funds and the formation of the labor market must be adapted to the national economy (the mentality of the economy).

Only social justice can give us the impetus to a surge of spiritual morality and economic growth. Without the fight against corruption can not talk about social justice.

Today many talk about the mono-ethnic in our society and see it as a problem.
 Tell me, when our society was not mono-ethnic? Almost all villages of our republic have been mono-ethnic, but it did not prevent us to live and make friends with neighbors. Is there not among us tapes, which came from other nations? Is there ever a people that we took for an enemy? Internationalism, the Chechens have yet to learn. Today we are trying to rise from the ashes and to declare itself as a benevolent nation.

The rise of self-consciousness of society lies in the rise of cultural values, respect the past and future, strengthening the family and self-identity.

So help us God!




 
 


Рецензии
Всё хорошо, уважаемая Зура.
Кроме двух позиций: социалистический этап в жизни народов, в том числе и чеченского, был самым высоким, самым достойным с точки зрения достижений.
НИКОГДА Россия не добивалась таких результатов ни в чём, как в пору советской власти; Перечислять не буду, мыслю, что Вы это знаете не хуже меня.
И второе - Вы предлагаете массу нововведений, это прекрасно, но только на это надо иметь свои средства, огромные.
В Москве 81 театр, и все они - на госбюджете.
Да имейте хоть тысячу их, но только сами зарабатывайте на своё существование и творчество.
Так и все Ваши программы.
Без России эти программы не решить.
К слову, об этом неустанно говорит и Ваш глава Республики.
Поэтому не развивать национальный эгоизм, а сплачиваться воедино всем народам за достижение даже тех целей, что провозгласили Вы.
Только добра Вам и благополучия.

Иван Кожемяко 3   18.02.2021 21:05     Заявить о нарушении
Срочно вернуться в СССР )))

Честно, я рада, что больше нет СССР.
А разве я предлагаю что-то решать без России или с кем-то еще?
Беда современной России в отсутствии ИДЕОЛОГИИ. последние 30 лет пытались кому-то подражать, растрачивая все самое ценное. Итог- ТУПИК.

Зура Итсмиолорд   20.02.2021 04:21   Заявить о нарушении
Да, полностью с Вами согласен по вопросу ОТСУТСТВИЯ идеологии. Не может жить семья без правил, так и государство без идеологических скреп.
Но они сегодня невозможны, ибо я не хочу служить гос. Чубайса и жить по его правилам. Ну, а то, что Вы радовались распаду СССР, полагаю, Вы были в ту пору юной Барышней и не могли знать, к каким трагедиям и утратам это приведёт.
Разве лучше, когда семья, род распадается? Мыслю, что этого Вы не захотите.
Добра Вам!

Иван Кожемяко 3   20.02.2021 08:14   Заявить о нарушении
Я старше Вас)))

Зура Итсмиолорд   20.02.2021 23:26   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.