Увековечение памяти погибших в русско-японскую

На фото: одна из памятных досок работы гродненского мастера Болеслава Шишкевича, посвященных военнослужащим Гродненского гарнизона, погибшим в годы русско-японской войны 1904 - 1905 гг., находящаяся в Гродненском Свято-Покровском соборе.



УДК 94 (476).083.4

Опыт увековечения памяти белорусов, погибших во время русско-японской войны 1904-1905 гг.


       В русско-японской войне 1904 – 1905 гг. приняло участие несколько десятков тысяч белорусов. Погибшие и многие умершие от ран ввиду значительной удаленности театра военных действий от белорусских губерний захоранивались вдали от родины. До настоящего времени сохранилось Русское воинское кладбище в Люйшуне (Порт-Артур), где похоронено более 20 тыс. солдат и офицеров русской армии, погибших во время русско-японской войны 1904-1905 гг. [1], ряд других кладбищ в Корее, Китае, Японии и на Дальнем Востоке Российской Федерации, где среди других военнослужащих Русской императорской армии захоронены белорусы. Относительно белорусов, погибших в сражениях на море, можно утверждать, что большинство тел не было найдено и могилами нашим землякам стали остовы кораблей, ушедшие в глубины океанских пучин. На родине же родственники устраивали символические могилы – ставили памятники на приходских кладбищах. Возводились также памятники погибшим в боях на суше. Многие из них до настоящего времени не сохранились.
Автору удалось разыскать ряд таких символических могил. Это могила порт-артурца мичмана флота Бориса Шишко, погибшего на эскадренном броненосце “Петропавловск”, которая расположена на русском православном кладбище в г. Даугавпилс (Латвийская Республика, ранее – г. Двинск Витебской губернии), могила моряка Антона Лойко на кладбище в деревне Лаша Гродненского района, погибшего 14 мая 1905 г. на броненосце «Александр III» в Цусимском бою, могила офицера Густава Трускаловского в деревне Брошковцы Мостовского района Гродненской области.

       Уместно сообщить краткую информацию об участниках русско-японской войны, захороненных в символических могилах. Более всего известно о Шишко Борисе Оттоновиче, так как он был офицером русского флота. Борис Шишко родился 17.10.1879 г., в семье потомственных дворян Витебской Губернии, православного вероисповедания. 27 мая 1898 г. поступил в Морской кадетский корпус. 13 сентября 1898 г. вступил в службу младшим гардемарином. 31 августа 1900 года произведён в старшие гардемарины. В период обучения в Морском кадетском корпусе плавал на учебном судне “Воин” (с 31 мая по 11 августа 1898 г.), крейсере “Князь Пожарский” (с 11 мая по 10 августа 1899 г.), учебном судне “Верный” (с 15 мая по 29 июня 1900 г.) и крейсере 2-го ранга “Вестник” (с 29 июня по 13 августа 1900 г.). 6 мая 1901 г. по окончании корпуса произведён в мичманы и зачислен в 19-й Флотский экипаж. 22 сентября 1901 г. назначен на эскадренный броненосец “Ослабя”. 20 октября 1901 г. назначен отделённым начальником в Учебную команду строевых квартирмейстеров. 18 октября 1901 г. назначен слушателем Артиллерийского офицерского класса. 6 сентября 1903 г. зачислен в артиллерийские офицеры 2-го разряда. 1 мая 1903 г. назначен вахтенным начальником на броненосец береговой обороны “Адмирал Лазарев”. 19 августа 1903 г. назначен вахтенным начальником и младшим артиллерийским офицером на эскадренный броненосец “Цесаревич” в заграничном плавании. 7 февраля 1904 г. был назначен младшим артиллерийским офицером на эскадренный броненосец “Петропавловск”, на котором и погиб. 5 апреля 1904 г. исключён из списков Высочайшим приказом по Морскому ведомству № 536. Тело мичмана Б.О.Шишко не было найдено после подрыва броненосца. Родители проживали в Двинске, где и соорудили памятник сыну на местном православном кладбище. Отец -  впоследствии генерал-майор артиллерии - Оттон Иосифович Шишко - в то время служил офицером в 25-й артиллерийской бригаде, дислоцирующейся в г. Двинске. Памятник представляет собой валун в виде якоря с закрепленной на нем якорной цепью, на котором имеется надпись-эпитафия «Мичман флота Борис Оттонович Шишко род. 17 окт.1879 г. Погиб 31 мар. 1904 г. на эскадренном броненосце Петропавловск». Фотография погибшего размещалась в 1904 г. на страницах периодических изданий, освящающих ход войны [2].

       Посетителей кладбища, расположенного в д. Лаша Гродненского района (где находится и могила академика Е.Ф.Карского) привлекает памятник из черного гранита с надписью: «Сей памятник сооружен Марфой Лойко по моряку-сыну Антону, погибшему 14 мая 1906 г. на броненосце «Александр III» в Цусимском бою» (на памятнике ошибка – сражение произошло в 1905 г.) [3].

       В деревне Брошковцы Мостовского района Гродненской области сохранилась могила офицера Г.Трускаловского. На памятнике надпись на польском языке «Памяти дорогого сына Густава Трускаловского, который погиб под Сандепу в Маньчжурии 13 января 1905 г.»  [4, с.5].

       В годы войны в Военном министерстве был создан «Особый отдел по сбору сведений об убитых и раненых в войну с Японией» [5, с. 171]. Во многих газетах и журналах публиковали имена и фотографии погибших. После войны был выпущен ряд альбомов, в которых наряду с героями войны были опубликованы и воины, отдавшие жизнь за царя и отечество. Так, практически во всех изданиях публиковалась информация о герое обороны Порт-Артура генерале Р.И.Кондратенко, уроженце Беларуси, выпускнике Полоцкого кадетского корпуса.

        В сохранении памяти об участниках войны большую роль сыграли музеи. Так, в специальной экспозиции Гродненского историко-археологического музея в 50-70-е гг. 20-го века был размещен ряд материалов о русско-японской войне, в том числе брошюра против войны, изданная подпольно Полесским комитетом РСДРП в 1904 г.; фотографии уроженцев Гродненщины – участников войны М.И.Гороша и Н.К.Езерского, а также их награды – георгиевские кресты IV степени; другие наградные и памятные медали периода русско-японской войны [6, с. 59].
 
       В деле увековечения памяти белорусов, погибших в годы русско-японской войны, уникален Свято-Покровский кафедральный (ранее – Военный) собор в г. Гродно - храм-памятник погибшим воинам Гродненского гарнизона. В храме сохранились памятные доски с именами погибших. Такие доски в послевоенные годы были установлены во многих белорусских храмах, но до нашего времени сохранились лишь отдельные уникальные экземпляры. Профессор В.Н.Черепица приводит в своей монографии «Звенья цепи единой» нормативные акты начала 20-го века, регламентировавшие изготовление памятных досок о погибших в годы русско-японской войны и их размещение в храмах [7]. В период между русско-японской и Первой мировой войнами в Свято-Покровском соборе собирались документы и реликвии участников сражения, но, к сожалению, до нашего времени они не сохранились. Спустя столетие после начала войны в Свято-Покровском храме вновь прошли мероприятия, призванные почтить память воинов Гродненского гарнизона, павших в Маньчжурии. В марте 2004 г. торжественную панихиду в память о погибших в русско-японской войне 1904–1905, приуроченную к 100-летию начала военных действий, отслужил священник Свято-Покровскога кафедрального собора отец Александр Хомбак. Ученики кадетскога класса СШ № 28 г. Гродно и военнослужащие 74-го отдельного полка связи возложили цветы к мемориальной доске с именами 21 уроженца гродненской земли [8].
 
       28 мая 2005 г. возле Свято-Николаевской братской церкви г. Бреста был торжественно открыт памятный знак в честь моряков Брестчины - участников русско-японской войны 1904-1905 гг. и 100-летия Цусимского сражения [9].

       В боевых действиях в годы русско-японской войны приняло участие несколько десятков тысяч уроженцев белорусской земли. В ходе войны и в послевоенные годы был проведен ряд мероприятий по увековечению памяти погибших воинов, однако Первая мировая война и последовавшие за ней революционные события, Гражданская, советско-польская и Великая Отечественная войны отодвинули на задний план и затмили собой в сознании белорусов события далекой от нас и по месту, и по времени войны. Герои ее сражений оказались незаслуженно забыты, сама война была оболгана и вымарана из отечественной истории. Недопустимо вырывать из исторической памяти народа страницы его жизни, необходимо прилагать усилия к увековечению памяти воинов-белорусов, участников боев на суше и на море. На родине участников войны – в том числе и в нашей стране - это особенно актуально в связи с большой заботой, проявляемой в Китае, Корее и Японии к сохранению захоронений воинов Русской Императорской армии, павших в годы войны. К  слову, первый памятник защитникам Порт-Артура построили никто иные как японцы уже в 1907 г., и руководил открытием памятника и русского военного кладбища в Порт-Артуре японский генерал Маре-сукэ Ноги, потерявший при штурме этой крепости двух своих сыновей [10]. Хорошим решением вопроса по увековечению памяти белорусов - участников русско-японской войны, стала бы подготовка и издание книги «Память», посвященной участию наших земляков в русско-японской войне.



Литература:

1. Медведев посетил Русское воинское кладбище в Китае. Интерфакс, 26 сентября 2010 г. // http://www.interfax.ru/news.asp?id=156771
2. Борис Оттонович Шишко // электронный ресурс
3. Козырев В. Зеркало истории // «Перспектива», № 41 (8616), 29 мая 2009.
4. Память: Историко-документальная хроника Гродненского района. Беларус. Энцыкл. – Мн.: БелЭн, 1993. – 431 с.
5. Деревянко И.В. «Белые пятна Русско-японской войны». – М.: Эксмо, Яуза, 2005. - 416 с.
6. Гродненский государственный историко-археологический музей. Путеводитель. Мн.: Полымя, 1971.- 184 с.
7. Черепица В.Н. Звенья цепи единой. Гродно, 2009.
8. У памяць аб загінуўшых у руска-японскай вайне // Голас Радзiмы, 18-25 сакавіка 2004 г., № 12-13: афiцыйны вэб-сайт (http: // belarus21.by/gazeta/index.php?mode=cat&cat).
9. Заря // 31 мая 2005.; Брестский вестник // 31 мая 2005. С. 3; Вечерний Брест // 1 июня 2005. С. 3; Брестский курьер // №23. 2005. С. 10; Interfax.by.
10. Иван Егоров. Возвращение // «Российская газета – неделя», N38, 30 сентября 2010.


Рецензии