Взрыв

Девятый класс. Критический возраст поиска смыслов. Мы подросли и поняли, что школа скоро кончится, а ничего великого мы еще не совершили. Детство пропадает! Кончим школу, а вспомнить будет нечего!

 В десятом классе  некогда. Сейчас в самый раз. Общим решением постановили «ударно закончить детство». Нравственные проблемы отложили на потом. Великая цель – оставить хорошую память – затмевала остальные мелкие вопросы.

У нас уже был неудачный опыт коллективного бегства с урока в конце восьмого класса по той же причине – за что первый аттестат-то получать, ничего ж не сделали? Идея сбежать с урока была отвергнута – уже было. Теперь сбегать решили индивидуально. По очереди. Составили расписание.

Ученики образцового девятого «А» вышли на улицу. Подрывными работами занимались каждый вечер. Взрывали все: хлопушки в подъездах учителей, прикрепляя их на растяжках к дверным ручкам учительских квартир, самодельные бомбы в лесу, пускали ракеты из старой фотопленки, и наконец, выкрали и сожгли классный журнал.

Досталось и молодому учителю физики. О том, что готовится подрыв, в классе знали человека три, не больше. Для всех было неожиданно. Гриша как всегда бегал по проходам между парт, периодически со скрипом разворачиваясь на каблуке. Когда он в очередной раз развернулся в середине класса, сверкнуло пламя, и раздался оглушительный взрыв. Он стоял а одной ноге, задрав другую и подняв руки в стороны. Орлом. Минуты две. В дыму. Класс замер в шоке.

 - Кретины! - наконец отмер учитель и убежал в лаборантскую.

Бертолетова соль, добытая из хлопушки, не подкачала. Физика с химией сработали. Давление каблука учителя было достаточным для химической реакции с выделением кислорода. Опыт прошел удачно. Кто-то выучил на радостях формулу вещества и реакцию. Жаль, что никто не сказал нам спасибо за такие старания!

Мы сидели одни еще пол урока до звонка, оглушенные, в полной тишине. Осмысляли разнообразные гуманитарные аспекты успешно проведенного эксперимента и гадали о том, что нам за это будет.  В это время по классу, из рук в руки, переходил листок с  освещением научной стороны вопроса – формула химической реакции взрыва. Урок прошел плодотворно.

За «кретинов» вечером того же дня учитель получил наш отзыв – плакат: «С людьми надо помягше, а на вещи глядеть поширше!». Любимый ученик Николая Васильевича Саша Малофеев лично приклеил отзыв клеем «Момент» к обитой дерматином двери в его квартиру.

Карательных мер ни со стороны учителя, ни со стороны руководства школы не последовало. Учитель своим молчанием убил двух зайцев сразу - проявил гуманность и оставил нас с грузом вины за содеянное на всю жизнь.

Через пять лет, узнав о трагической гибели педагога, каждый из нас вспоминал его по-своему. Объединяло всех только одно - тяжелое чувство, что и мы когда-то подлили масла в огонь, ранили душу человека, жизнь которого и без нас была не простой.


***
2010г. Москва. И. Литвинова


Рецензии
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.