Начало
Мама очень любила театр, музыку. В тридцатых годах по всему СССР работали кружки Лилиной \жены К.С. Станиславского \. С трудом, после обращения к Надежде Константиновне Крупской принимают в студию, где все занимались техникой сценической речи, пластикой, танцами. Очень любила декламировать » Гладиатора» М. Лермонтова:
Ликует буйный Рим... торжественно гремит
Рукоплесканьями широкая арена:
А он — пронзенный в грудь, — безмолвно он лежит,
Во прахе и крови скользят его колена...
И молит жалости напрасно мутный взор:
Надменный временщик и льстец его сенатор
Венчают похвалой победу и позор...
Что знатным и толпе сраженный гладиатор?
Он презрен и забыт... освистанный актер.
И кровь его течет — последние мгновенья
Мелькают, — близок час...
Вот луч воображенья
Сверкнул в его душе...
Пред ним шумит Дунай...
И родина цветет... свободный жизни край;
Он видит круг семьи, оставленный для брани,
Отца, простершего немеющие длани,
Зовущего к себе опору дряхлых дней...
Детей играющих — возлюбленных детей.
Все ждут его назад с добычею и славой...
Напрасно — жалкий раб, — он пал, как зверь лесной,
«Детей играющих, возлюбленных детей» При этих словах предательски сжимается горло и взор мутнеет.
-Это у тебя чисто старческое- смеется жена..
Мамуля знакомится с молодым Шостаковичем, который в это время пишет оперу «Нос». Маме не нравится, о чем она и сообщает будущему гению.
Начало войны. По радио звучат: «Вставай страна огромная», речи Молотова и Сталина: Наше дело правое, враг будет разбит, Победа будет за нами. Отстоять честь, свободу и независимость нашей Родины. Святые слова.
Вся семья собирается у бабушки. Общее мнение: - За две- три недели враг будет уничтожен, война закончится. Блокада, эвакуация. В товарных вагонах везут на Восток. Выходим на остановке. Всем дают по куску хлеба с маленькими кусочками копченой колбасы. Подходит громадная собака и задумчиво смотрит на меня. От страха бутерброд падает на землю и собака с удовольствием его съедает.
Мама санитаркой воюет на фронте вместе с отцом. Хотят наградить ее медалью.. Мама получает ранение и ее отправляют в Алма Ата. Наконец в 1943 году попадаю к маме.Ждем ее на открытой веранде большого дома Мама проходит в свою полуподвальную комнате и не замечает насё Подходим к дверям комнатыё Сердце готово выпрогнуть из грудиё верь открывается и в проеме дверей стоит моя родная мамочка самая красмивая и такая родная только моя
. Естественно, ежедневно, прежде всего, ждали сводок Совинформбюро и редких писем.
Около дома небольшой участок с кукурузой. Моя обязанность каждый день его поливать. Часто прихожу с пустыми ведрами. Мама спрашивает в чем дело. Молчу. Ну не рассказывать же , что компания местных ребят поджидает меня и переворачивает ведра. Иду снова за водой. Компания тут как тут. Внезапно появляется мамуля и спрашивает:
- Что же Вы все на одного. Давайте выходите один на один.
Все смущенно молчат. Конечно, впоследствии, мы подружились.
Местная хозяйка всего дома во время « женских» разговоров простодушно замечает:
- А я уже один год, девять месяцев не е…сь. Все дружелюбно хохочут.
Иногда эвакуированных «подкармливают». Помню давали вкуснейший , густой суп с макаронами и мясом. Какой- то фокусник решил слить бульон. Чуть не поколотили.
Иногда у нас появлялись всякие знаменитости. Помню два раза приходил автор известной песни: « Бьется в тесной печурке огонь, на поленьях смола как слеза».
Мамулька очень любила народные присказки типа:
- Ты чего в тюрьме?
- Мал мал ошибка давал. Красные в город вошли. Вместо ура, караул кричал.
Отправили нас в колхоз, Кормили в основном молочным супом с картошкой. То я собирал колоски, то вместе с мамой охранял бахчу. Конечно друзья по ночам срезали арбузы, но их было так много, что утром следов набега не было видно. В общем старались не унывать. Местный бригадир любил плясать попеременно поднимая ноги и сопровождая это соответствующими звуками.
Наконец летом 19 44 года едем домой. Почему то часть пути едем в шикарном купэ красного дерева. Между соседними купэ самая настоящая ванна. Больше никогда в жизни не ездил подобным образом. Ехали до Москвы 11 суток. Родственники угощали булочками из второсортной муки с медом. Ничего вкуснее не ел..
Наконец мы в Ленинграде. Встречает вся семья. Приходит отец, как будто весь отлитый в бронзе, молодой и искренний. Начинается новая жизнь. Мамуля прекрасно танцевала цыганочку, с « выходом» и плечиками,плечиками. Даже тетка, окончившая Вагановское училище в этом танце не могла сравниться с мамулей. Отцу это не нравилось и он выводил ее из круга.
К сожалению Дня Победы почти не помню, но очень хорошо запомнил движение воинских колонн по Театральной площади. Цветы немного подвяли и их бросали к ногам наших войнов-победителей.
Мы с Мамулей в основном питались макаронами и бабушкиными лесными припасами. Бабуля была большая мастерица делать всякие рыбные шедевры из самой дешевой рыбы. А воскресные пироги? Это незабываемо и неповторимо. Постоянно пилили дрова для печки. Отец приезжал редко, Морская служба требовала его всего целиком. Когда приезжал, бралась обязательная маленькая с селедочкой с луком, колечками. Пьяным никогда не был. Очень любил рассказывать одни и теже случаи и декламировать стихи:
-Стояли черные от злобы, пскопские русские полки.
Или такой анекдот- случай на экзамене:
Засыпающий экзаменатор спрашивает:
- А что в этом резервуаре?
- Вода.
- Правильно, масло.
Все это повторялось много раз, но это так вкусно рассказывалось, что слушалось с удовольствием.
Был горяч, но умен и справедлив.
Однажды в Таллине начинающий фашист стал «оскорблять Республику» Батя без лишних слов дал ему по морде. Окружающие аплодировали Детство , блокада, встреча с мамочкой. Алма Ата 1943 год. Мама живет вместе с московской блондинкой в полуподвальном помещении, с земляным полом. Стою у закрытой двери и задыхаюсь от предвкушения счастья. Мама открывает дверь. Такая красивая и родная.
Принимали эвакуированных очень тепло, особенно ленинградцев. Подружился с Гапуркой, местным парнишкой. Однажды, мы с ним на пару, как то незаметно, ложка за ложкой, съели какао перемешанное с сахаром- целый стакан. Естественно мне влетело. Мама скрутила мокрое вафельное полотенце и по мягкому месту.
Жили весело, не унывали. В ходу были всякие присказки:
-Бил бы масло, лепошка пекил ба.
-Главное дело, мука нет.
Или подходит милиционер к месту аварии:
- По углам кучкам, не собирайсь, толпам народу
Я старший милиционер, кто не слушает, вынимаю револьвер
- Понимаю положение бедного родителя.
Во время войны Мосфильм был эвакуирован в Алма Ату Можно было запросто встретить многих знаменитостей По рынку расхаживает кумир всех зрителей- Михаил Жаров. Подходит к продавщице и берет в руки общипанную курицу. Затем дует ей в попу, делая вид, что она полетела и ловит. Народ естественно умирает от смеха.
Нас посылают работать в колхоз. Собираю три раза колоски. Набираю четыреста, шестьсот и двести грамм за что выдают дополнительно соответствующее количество хлеба.Я удивлялся как это за двести грамм колосков дают двести грамм хлеба Не имел никакого понятия о припеке Часто кормят молочным супом с картошкой. Вкус помню до сих пор. Все делали и охраняли бахчу, которой с удовольствием пользовались многочисленные друзья, и ухаживали за телятами.
Как то приходит в гости автор популярнейшей песни военных лет: - Бьется в тесной печурки огонь, на поленьях смола, как слеза, и поет мне в землянке гармонь, про улыбку твою и глаза».
Все время рвемся домой, в Ленинград. И наконец летом сорок четвертого года, едем. До Москвы добираемся за 11 суток. Сначала едем в общем вагоне. Потом по протекции маминых друзей в роскошном купе. Стенки из красного дерева, между соседними купе, самая настоящая ванная.
В Москве родственники угощают булочками из темной муки с медом. Никогда, ничего вкуснее не ел.
И , наконец , приезжаем в родной Ленинград. Нас встречает вся семья
Все меня любят. Школа. Попадаю в тройку друзей Двое учатся в музыкальных школах. Ходим за 30 копеек в Оперную студию консерватории Шло всего пять спектаклей. Пели хорошие певцы: Беззубенко, Белла Коляда, будущий народный артист Ивановский. Но самым заметным был баритон Иванов .Как он пел Риголетто, Грязного.. Не имел никаких званий и наград. Но когда позже я услышал в этиж ролях народных артистов, все не и мог понять.Как же так голоса красивые,но даже ровнять нечего
Хочу сделать рояль или скрипку. Все уговаривают мекя, что это невозможно. Хорошо учусь по арифметике. Учительница Бась Павловна хвалит меня, Юрку Эйсмонта ( в будущем блестящего летчика – испытателя истребителей СУ )и Сашку Римского-Корсакова (правнука знаменитого композитора ), будущего директора НИИ. Приводят нас на экскурсию в институт цитологии. Взрослые дяди лет под 50 с упоением и восторгом рассказывают о всяких жучках, паучках. И разные взрослые разговоры. « Мария Петровна просила Вам передать что она Вас не любит». Господи… Такие старые и говорят о любви. Затем пытаюсь решить неразрешимую задачу древности Как с помощью циркуля и линейки разделить часть окружности на три равные части и Ну вроде совсем просто Или другая задача. Построить квадрат по площади равный кругу. Естественно ничего не получается. И все из-за числа пи. А как его вообще вычисляют? По формуле. Ведь количество знаков после запятой бесконечно.. Затем в институте. Работаю по линии студенческого научного общества (СНО) с одним пожилым дядей – хочет заменить бензин суспензией угля в воде. Однажды приходит в голову простая мысль А почему бы не проводить химические реакции в магнитном или электромагнитном поле. Иду советоваться к очень уважаемому человеку с кафедры физхимии – доценту Равделю. Прошел сталинские лагеря. Очень интеллигентный и умный человек. Ровным, тихим голосом меня раскритиковал: - Впрочем, попробуйте.- Но я был повержен. Через несколько месяцев появилась серия японских патентов по сему вопросу. И я понял простейшую вещь.. Железобетонных авторитетов не существует Сам соображай.
В общем то жизнь полна символов и громких фраз: Талантливый человек- талантлив во всем. Глупость несусветная. «Пусть лучше мир прогнется под нас». Под кого это мир должен прогибаться. Под покушевшего осетринку Макаревича?. Или как торжественно звучало. « Советские люди знают, там где партия – там успех, там победа. Магия слов и образов. Каравеллы Колумба, Концерт Сарасате. . А изумительное и неповторимое:» Белеет парус одинокий, В тумане моря голубом» Сколько в этих простых словах нежности к жизни, любви к нам, будущим поколениям Они безграничны, беспредельны .Желающими стать гениями напомню слова А.С.Пушкина « Какая глубина. Какая смелость И какая стройность».
Просмотрел мельком книгу А.Я.Вагановой. Основы классического танца. Разные скучные плие и батманы. Но в предисловии фраза поразившая. Если хотите -символ жизни: - К тридцати годам я поняла. что перестала прогрессировать. Сознание этого было ужасно-. И это написал человек добившийся казалось бы всего.- звания балерины,( в те времена это звание имело всего несколько человек). Они несла на плечах всю громадную тяжесть репертуара. И материально. Ведь в те времена кордебалет получал 50 рублей в месяц, а ведущие солисты 1000рублей. Ну ладно отвлекся Затем работа в НИИ. Пошел в аспирантуру. Как говорится во время защитился Одна из тысяч никому не нужных. диссертаций. Единственная польза –все же прошел через эту мясорубку. Кое чему научился. Затем опять работа во ВНИИ. Все время тянуло в сторону. Но нельзя Есть план. Изволь по нему работать. Написал книжку, придерживаясь принципа –хочешь знать предмет – напиши книгу. Книга так себе. Перевели на английский и издали в Великобритании. Ну и что. Потом редактировал неплохую книгу ученого из Чехословакии. Написал несколько статей и за много ,много лет 29 авторских свидетельств В общем весьма средний товарищ .Да и так называемые» авторские свидетельства» принадлежали предприятию, то есть государству. И было принято включать туда десятки лиц имеющих к этому весьма малое касательство. Самое смешное , что со временем нужно было представить справку о личном творческом вкладе каждого. А ведь количество «авторов» частенько измерялось десятками. Как говорит молодежь « полный отпад». В 90 годы стало нечего кушать. Пошел работать на завод. Последние 4 года работаю диспетчером по морским перевозкам. В 90 годы особенно сильно стали мучить меня разные идеи и главное, не по моей родной химии, а все по самым разным разделам техники. В послевоенные годы был молоприличный анекдот о сверхнаивности и других сверх. Так вот перед Вами синьоры сверхнаивный человек вообразивший, что и мои идеи и потрясающие идеи наших авторов будут нужны. Ничего подобного Собрал 1500 идей 200 авторов, 15 лет с упрямством достойным « лучшего применения» посылаю в различные фирмы, министерства и.т.д. Что из себя представляют эти сокровища я расскажу подробно в другой раз. Все мои рассказы написаны каким то непонятным «спотыкающимся» стилем. Родственникам нравятся . И даже моя дорогая половинка стала смотреть на меня с удивлением. До новых встреч синьоры .В заключение могу сказать, что любая техническая задача решаема. Несмотря ни на что. С общественно-политическими проблемами гораздо сложнее
Свидетельство о публикации №210110501174