К чему лукавить

Теплым летним вечером Александра шла по Берну. Спешить было некуда. Она забрела в пассаж и там услышала Токкату и фугу Баха в исполнении баяниста. Сомнений не было: играл профессионал. Александра определила, откуда доносится музыка и пошла ей навстречу. Уличный музыкант сидел под аркой на переносном табурете. Александра подошла поближе и остолбенела от неожиданности. «Юра? Нет, этого не может быть, - засомневалась она. - Прошло столько лет... Но это его манеры: подбородок, твердо упершийся в баян, сжатые губы, закрытые глаза, абсолютная чистота каждой темы…» Она заметила разложенные на полу компакт-диски. Приблизилась и рядом с фотографией исполнителя увидела его имя и фамилию: Александр Заворотник.

Александра дослушала полифонию, вытащила из кошелька купюру и положила ее рядом с многочисленными монетами в баянный футляр.
- Vielen Dank, - смущенно поблагодарил музыкант по-немецки.
- Здравствуйте, Александр Юрьевич. -- Александра протянула ему руку.
Мужчина слегка опешил.
- Откуда вы знаете мое имя? – пожал он незнакомке ладонь.
- Вы ведь сын Юрия Семеновича?
- Да. А вы знакомы с моим отцом?
Александра утвердительно кивнула головой.
- Он был… - она на миг замешкалась, - …моим учителем. Как он?
- Жив, здоров. До сих пор работает в музыкальной школе.
- Я рада. Когда вернетесь домой, передайте ему привет от Алексы.
- Так вы та самая Алекса? – удивился музыкант.
- Почему та самая?
- Потому что меня отец в вашу честь всегда называет только Алексом, хотя мне больше нравится имя Саша, - улыбнулся он. - Я вообще-то уже собирался уходить. Вы не откажетесь посидеть со мной в кафе?
- Пожалуй, - согласилась Александра.

Музыкант собрал свои вещи, уложил баян в футляр. Они прошли немного и устроились в кафе на улице рядом с пассажем. Заказали кофе с пирожным, помолчали.
- Расскажите мне о вашем отце, о маме, - попросила Александра.
- Об отце…Он  один вырастил меня, когда мать от нас ушла…
Александра удивленно вскинула ресницы.
- Да, она сбежала с другим в Москву, когда мне было всего пять лет. Сначала отец все надеялся, что она вернется, потом стал искать вас, а когда узнал ваш адрес, узнал и то, что вы замужем. Это были трудные времена...

Он замолчал, борясь с внезапно нахлынувшей тяжестью. Затем, сделал точно такой же, как и его отец, жест: будто смахивая невидимую прядь, провел рукой по своему лбу, улыбнулся и продолжил:
- Когда я начал учиться играть на баяне, он все время ставил мне вас в пример. Я даже, поначалу сердился на вас и жутко ревновал. А когда я повзрослел, отец рассказал о том, что вы были его единственной настоящей любовью.

Александра слушала своего тезку, а память уносила ее на много лет назад в тот южный городок, где жила в юности. Она вспомнила, как шестнадцатилетней пришла на первый урок к новому преподавателю. Он был молод, пару лет назад окончил музыкальное училище и, отработав по распределению положенный срок, вернулся в родной город. Они влюбились друг в друга с первого взгляда. В тот же день он и имя ей придумал.
- Тебя мама как зовет? – спросил учитель.
- Алей, - ответила Александра.
- А одноклассники?
- Сашей.
- Хм.…Не подходит, - резюмировал он.
- Почему? – полюбопытствовала Александра.
- У такой необычной девушки как ты и имя должно быть необычное. Я буду звать тебя Алекс. Нет, лучше даже Алекса. Так звучит нежнее. Тебе нравится?
- А-лек-са, - будто пробуя на слух, медленно по слогам произнесла она свое новое имя. – Нравится. Очень. У меня вопрос к вам…
- А у меня просьба: давай, когда мы вдвоем, будем на „ты“ и по имени. Для тебя я просто Юра. Договорились? А теперь твой вопрос…
- Почему вы…ты сказал, что я необычная?
- Ты…, - Юра задумался, подыскивая слово, - …несовременная. Вот скажи, есть у вас в классе хоть одна еще девушка с такой косой до пояса?
Он нежно провел рукой по ее голове и вытащил из-за спины светлую толстую косу.
- Нет, у всех девчонок стрижка, - ответила Алекса.
- И, уверен, ты на танцы не ходишь.
Алекса утвердительно кивнула.
- И стихи пишешь…
- Не пишу, - возразила она.
- Ну, тогда дневник.…Угадал?
- Угадал. А еще?- раззадорилась Алекса.
- Еще? Только не обижайся. У тебя есть неразделенная любовь к какому-нибудь дурачку-однокласснику.
- Почему же он дурачок? – тут же обиделась Алекса.
- Ну, я же просил… Потому что умный давно бы уже сообразил, кого нужно любить. А этот мало того, что ничего не замечает, так еще и тусуется на твоих глазах со стрижеными одноклассницами. Или я не прав?
- Прав, - подтвердила Алекса. – А откуда ты все это знаешь?
- Да я сам еще недавно был таким же дурачком. Небось, какая-нибудь милая девушка тоже тайно любила меня, а я в это время, к чему лукавить, со своими однокурсницами да коллегами опыта сексуального набирался.
- Ты любишь «Онегина»? – услышав пушкинскую строку, спросила Алекса.
- Люблю, но он тут не при чем. Я просто не могу тебе лгать. В этом, кстати, тоже твоя необычность.

Он помолчал немного, будто вспомнив что-то не особенно приятное, нахмурился. Потом, смахнув со лба несуществующую прядь, и прогнав этим движением подступившее воспоминание, сказал:
-Ладно, играй, а то твой отец сказал, что ты собираешься в музыкальное училище поступать.
Алекса сыграла ему полифонию, потом обработку русской народной песни.
- Неплохо, - одобрил Юра. – Если этот год усердно поработаешь, - поступишь.

Усердия Алексе было не занимать. Она и в школе хорошо училась, и успевала по три часа ежедневно на баяне заниматься. Юра уроки с ней поставил в своем графике последними. Во-первых, Алекса училась в десятом классе и возвращалась из школы не раньше двух. Во-вторых, в этом случае они могли заниматься не сорок пять положенных минут, а столько, сколько нужно, и следующий ученик не стоял под дверью в ожидании.

Она приходила к пяти, часа полтора они работали. Юра был строг: заставлял ее по десять раз повторять один и то же пассаж до тех пор, пока, наконец, не добивался от Алексы того, чего хотел. Потом он забирал баян, обнимал ее, прижимал к себе, целовал ее волосы и, раскачиваясь в так еще преследовавшей его последней мелодии, повторял:
- Я люблю тебя. Расти скорей, я хочу на тебе жениться. Ты ведь выйдешь за меня замуж?
- Когда вырасту, - смеясь, соглашалась Алекса.

Потом они играли дуэтом, и он провожал ее домой. Как-то в конце октября Алекса сказала, что родители уехали навестить брата в Армии, и пригласила Юру зайти к ней. Но он отказался, сказав, что боится сделать глупость, о которой она потом будет жалеть. Тогда Алекса даже не поняла, о чем это он.

А перед Новым годом произошло то, что разрушило все их планы. Алекса пришла на урок и не узнала своего учителя. Он был бледен и совершенно подавлен. Естественно Алекса обеспокоено спросила, что случилось. Юра сказал, что вчера к его родителям приехала бывшая его коллега скрипачка Анжела и заявила, что она только что ушла в декрет, что беременна она от Юры и потребовала, чтобы он на ней женился. Родители спросили у Юры, возможно ли это? И услышав от него утвердительный ответ, тоже стали настаивать на срочной регистрации брака.
- Понятия не имею, что мне делать? – заключил Юра.
- Можно подумать, у тебя есть выбор. Женись.
Она подошла к темному окну и тихо заплакала.

Юра женился на Анжеле, которая скоро родила мальчика. Сына они назвали Александром. Летом Алекса поступила в то же училище, которое в свое время окончил Юра. Иногда, во время каникул, они где-нибудь сталкивались на улице, задавали друг другу дежурные вопросы. Счастливым Юра не выглядел. Оживлялся лишь, рассказывая о сыне.

Как-то в феврале, когда Алекса была уже на четвертом, последнем курсе, в училище организовали вечер встречи выпускников. Юра тоже приехал. Но вместо того, чтобы общаться со своими однокурсниками, весь вечер не отходил от Алексы. Ни одному из приглашавших, не позволил с ней танцевать и, ни с кем не попрощавшись, пошел ее провожать. Возле дома, где она снимала квартиру, Алекса сказала:
-Когда-то я приглашала тебя зайти ко мне в гости, но ты отказался. Мое предложение осталось в силе. Если ты, конечно, не боишься того, что я живу одна.

Они поднялись на третий этаж. Пока Юра осваивался в квартире, Алекса приготовила чай и сервировала нехитрое угощение в гостиной на журнальном столике. Отпив пару глотков, Юра поставил чашку и взял Алексу за руку.
- К чему лукавить, Алекса, я приехал на встречу выпускников только ради тебя.
- Я знаю, Юра, я очень на это надеялась.
Она повернула к нему свое лицо и их губы встретились. Потом Алекса встала.
- Пошли, я хочу, чтобы моим первым мужчиной был ты.
- Да неужели никто до сих пор так и не оценил тебя по достоинству? – удивился и даже возмутился Юра.
- Оценили милый, оценили. Только вот я никого из них не выбрала на эту роль.

Утром, проснувшись в объятиях Юры, Алекса спросила:
- Тебе пора на поезд?
- Ты меня прогоняешь?
- Нет, просто не хочу, чтобы ты врал своей жене, что вечер встречи затянулся на всю субботу.
- А я ей и не вру. Она знает, что я люблю тебя, а живу с ней только ради сына. Так что, если ты не возражаешь, то я поеду завтра.

Алекса не возражала, и это был счастливейший день в ее жизни. Они гуляли по городу, сидели в кафе, сходили в училище и сыграли на двух баянах свой прежний дуэт. Потом вернулись домой и ночь напролет любили друг друга. Воскресным утром Алекса сказала Юре, что она ни о чем не жалеет, что все произошло даже лучше, чем она себе это представляла. По дороге на вокзал они молчали. Лишь на перроне Алекса, борясь с подступившими слезами, произнесла:
- Мы с тобой, наверное, никогда больше не увидимся. Я уже получила распределение.
- Куда? – спросил он.
- Далеко, милый, очень далеко.

Александр, заметив, что его собеседница унеслась мыслями в далекое прошлое, деликатно молчал. Потом допил свой кофе и спросил:
- А как сложилась ваша жизнь? Должен же я что-то рассказать о вас отцу. Он не простит мне, если я привезу ему только привет. Его всегда мучил вопрос, почему вы тогда уехали, не сказав ему куда? И почему, как он потом узнал, вы бросили музыку?
- Я попросила самое дальнее распределение для того, чтобы никогда больше не видеть твоего отца и начать новую жизнь. По той же причине бросила и баян. Ибо всякий раз, когда я слышала, или держала его в руках, я видела перед собой Юру. Потом я встретила мужчину, с которым создала семью, родила и вырастила двух дочерей. Окончила университет, стала журналисткой. И никогда не брала командировки в те края, где живет ваш отец. Ну, кто бы мог подумать, что здесь, в Швейцарии, я встречу его сына, который так похож на него и носит мое имя. Кстати, Саша, а как вы сюда попали?
- Казачий хор, которому я аккомпанирую, здесь на гастролях. А в свободное от выступлений время подрабатываю таким вот образом. Простите, но я должен задать вам этот вопрос: вы счастливы?

Алекса надолго задумалась.
- Я довольна своей жизнью: у меня есть дружная семья, любимое дело. А счастье?.. Если бы я знала тогда, что оно «…было так возможно, так близко!..»
- А может еще не поздно? Отец после развода с матерью так и не женился…, - с плохо скрываемой надеждой произнес Саша.
- Знаешь, он никогда не лгал мне, и я тоже не стану сейчас лукавить: несмотря на все мои старания, забыть я его так и не смогла. Но одного этого для счастья теперь уже недостаточно: обстоятельства изменились. Впрочем…, - Алекса встала и подала на прощанье Саше руку, - …жизнь – непредсказуемая штука…


Рецензии