Мыслитель
"Средней трудовой политехнической школы №1 пос. Протвино", был Мыслителем.
Учитель истории, ушедший от преподавательской деятельности, разогнавший сильных
учителей, гноящий в 7-ом классе блестящую учительницу математики Нинель Ароновну,
регулярно выпивавший «на троих» с преподавателями труда и физкультуры, думал.
Думал вслух. На сцене школы. Ни одно общешкольное собрание не обходилось без его
педагогических шедевров. Высокая грузная фигура Гиганта мысли около пятидесяти
металась большими шагами по сцене из конца в конец, положив одну руку на лоб,
другую на пояс, красиво откинув полу пиджака:
- Дети! Сейчас я прошел мимо кустов и подумал… Я согласен с Сухомлинским…
Дети молча сострадали его педагогическим мукам и ждали, когда им, наконец, объяснят,
что случилось в школе, кто виноват, споют, станцуют и, наконец, отпустят на волю.
Один из педагогических экзерсисов случился с Михаилом Васильевичем в 9-А классе на уроке
географии, когда его мощная фигура влетела на большой скорости в наш класс посреди
урока с привычными словами:
- Ребята! Я сейчас шел мимо кустов и подумал… Скажите мне… Только честно... Есть у вас
идеал? Литературный герой, на которого вы хотели бы равняться? Имя не называйте. Скажите
только - «да» или «нет». Это очень важно!
Дети не успели опомниться, как директор уже шел между рядами парт и методично сверлил
горящим взором всех подряд. Мы понимали, какая ответственность внезапно
обрушилась на наши детские плечи. Директор пришел именно в наш класс. Мы отвечали
за всю школу.
От неожиданности или по причине отсутствия осознанного идеала, очередная жертва
педагогики мотала головой из стороны в сторону и мычала:
- Н-нет...
Страшная тишина стояла в классе. Одноклассники с ужасом ждали, когда придет их
очередь. Я сидела в конце последнего ряда, ждала небесной кары и мысленно
перебирала в памяти литературные идеалы. Что-то, ни один не казался достаточно
идеальным.
К тому времени уже прочитала дневники отца и хорошо понимала, что
никакой Павка Корчагин мне не нужен. У меня дома есть отец. Человек глубоко
чувствующий, думающий и сильный. Я брала пример с отца. Кроме того, была просьба
сказать правду, а придется врать.
Директор уже в одном шаге. Следующая очередь моя. И вдруг:
- Есть!
Вздох облегчения всего класса.
- Не говори кто! Не надо. Михаил Васильевич! Жму руку. Молодец. Спасибо.
Наш спаситель - Мишка Лугов, Лугов Михаил Васильевич, гордо встал из-за парты, принимая
рукопожатие тезки-директора. Через секунду видение Мыслителя исчезло так же
стремительно, как появилось.
Класс единым порывом устремился к спасителю:
- Мишка! Кто?
Мишка снова встал, выдержал паузу и отчеканил с серьезным видом:
- Остап… Бендер!
Аплодисменты!
Не знаю, что думали в эту минуту другие. Я подумала, что такую безмозглую ответственную
идиотку как я еще поискать надо.
Вот что получается, когда некоторые помешанные на педагогике мыслители задают вопросы.
Конгениально! - как выразился бы Великий комбинатор, - совпадает по мысли и чувству.
Каков вопрос, таков ответ.
***
Теперь уже мне около пятидесяти. Теперь уже я иду мимо тех самых школьных кустов и думаю.
Михаил Васильевич был прав. Идти мимо этих кустов и не думать невозможно. Такой
поразительно вдумчивой природы нет нигде на свете. Наша старенькая школа, стоящая в лесу
среди сосен, все еще не потеряла способность поражать воображение.
За разросшимися кустами еще можно различить романтичные, сосредоточенно
целеустремленные мозаичные панно на стенах. Радиорубка с антенной на крыше школы все еще
похожа на рубку корабля, уводящего своих пассажиров в плавание через море зелени по
волнам взрослой жизни. Еще слышны звуки гитар наших мальчишек, поющих на крыше в день
Последнего звонка и счастливых от сознания, что наконец-то расстаются со школой.
Все мы с огромной радостью покидали ее стены, уходя каждый в свое плавание. И с такой же
радостью возвращаемся теперь к старому причалу и старым друзьям. Теперь это
происходит все чаще.
А если идеалов не было, то, как это все возможно?
***
- Вот вы не знаете, а когда я учился в Серпухове, Михаил Васильевич и у нас в школе
был директором, - Саша Малофеев комментировал рассказ, только что прочитанный
одноклассникам, традиционно собравшимся летом на турбазе на берегу Оки.
- Когда я в ваш класс попал в восьмом, после фабричного Серпухова в научный городок, это
было, как в космос полететь, настоящее счастье. Серпухов. Заводской район. Хулиганы,
драки, поножовщина. Учителя - сдавшиеся, полуспившиеся, ничего не хотели и не могли.
Так вот, там Михаил Васильевич смотрелся, как луч света в темном царстве. Единственный
человек, который вызывал уважение. Что-то хотел. Думающий человек среди рутины и полного
развала. Мыслитель. Правильно замечено …
***
Из вышедшей к пятидесятилетию города Протвино книги узнала, что Михаил
Васильевич Несмелов (1920 - 2003) прошел войну в должности фельдшера 28-й авиационной
дивизии 10-й армии. Уволившись в запас, окончил пединститут и работал девять лет в
должности заместителя профтехшколы в Серпухове, был директором восьмилетней школы, с
1964 г. директором школы №1 поселка Протвино, а с 1971 по 1998 годы директором школы
№2. Стал заслуженным учителем и почетным гражданином города. В последние годы преподавал
историю.
Свидетельство о публикации №210110501734