Мыслитель

Михаил Васильевич Несмелов, директор в те времена единственной в поселке физиков
"Средней трудовой политехнической школы №1 пос. Протвино", был  Мыслителем.

Учитель истории, ушедший от преподавательской деятельности, разогнавший сильных
учителей, гноящий в 7-ом классе блестящую учительницу математики Нинель Ароновну,
регулярно выпивавший «на троих» с преподавателями труда и физкультуры,  думал.

 Думал вслух. На сцене школы. Ни одно общешкольное собрание не обходилось без его
педагогических шедевров. Высокая  грузная фигура Гиганта мысли около пятидесяти
металась большими шагами по сцене из конца в конец,  положив одну руку на лоб,
 другую на пояс,  красиво откинув полу пиджака:   

- Дети! Сейчас я прошел мимо кустов и подумал…  Я согласен с Сухомлинским…

Дети  молча сострадали его педагогическим мукам и ждали, когда им, наконец, объяснят,
 что случилось в школе,  кто виноват, споют, станцуют и, наконец, отпустят на волю.

Один из педагогических экзерсисов случился с Михаилом Васильевичем в 9-А классе на уроке
 географии, когда его мощная фигура влетела на большой скорости в наш класс посреди
урока с привычными  словами:

- Ребята! Я сейчас шел мимо кустов и подумал… Скажите мне…  Только  честно... Есть у вас
идеал? Литературный герой, на которого вы хотели бы равняться? Имя не называйте. Скажите
 только - «да» или «нет». Это очень важно!

Дети не успели опомниться, как директор уже шел между рядами парт и методично сверлил
 горящим взором всех подряд. Мы понимали, какая  ответственность внезапно
 обрушилась на наши детские плечи. Директор пришел именно в наш класс. Мы отвечали
 за всю школу.

От неожиданности или по причине отсутствия осознанного идеала, очередная жертва
педагогики мотала головой из стороны в сторону и мычала:

 - Н-нет...

Страшная тишина стояла в классе. Одноклассники  с ужасом ждали, когда придет их
очередь. Я сидела в конце последнего ряда, ждала небесной кары и мысленно
перебирала в памяти литературные идеалы. Что-то, ни один не казался достаточно
идеальным.

К тому времени  уже прочитала дневники отца и хорошо понимала, что
никакой  Павка Корчагин мне не нужен. У меня дома есть отец. Человек глубоко
чувствующий, думающий и сильный. Я брала пример с отца. Кроме того, была просьба
 сказать правду, а придется врать.

Директор уже  в одном шаге. Следующая очередь моя. И вдруг:

- Есть!

Вздох облегчения всего класса.

- Не говори  кто!  Не надо. Михаил Васильевич! Жму руку. Молодец. Спасибо.

Наш спаситель - Мишка Лугов, Лугов Михаил Васильевич,  гордо встал из-за парты, принимая
 рукопожатие тезки-директора.  Через секунду видение Мыслителя исчезло так же
стремительно, как появилось.

Класс единым порывом устремился к спасителю:

- Мишка! Кто?

Мишка снова встал, выдержал паузу и отчеканил с серьезным видом:

- Остап…  Бендер!

Аплодисменты!

Не знаю, что думали в эту минуту другие. Я подумала, что такую безмозглую  ответственную
 идиотку  как я еще поискать надо.

Вот что получается, когда некоторые помешанные на педагогике мыслители задают вопросы.
Конгениально! - как выразился бы Великий комбинатор, - совпадает по мысли и чувству.
Каков вопрос, таков ответ.

***

Теперь уже мне около пятидесяти. Теперь уже я иду мимо тех самых школьных кустов и думаю.
Михаил Васильевич был прав. Идти мимо этих кустов и не думать невозможно. Такой
поразительно вдумчивой природы нет нигде на свете. Наша старенькая школа, стоящая в лесу
среди сосен, все еще не потеряла способность поражать воображение.

За разросшимися кустами еще можно различить романтичные, сосредоточенно
целеустремленные мозаичные панно на стенах. Радиорубка с антенной на крыше школы все еще
 похожа на рубку корабля, уводящего своих пассажиров в плавание через море зелени по
волнам взрослой жизни. Еще слышны звуки гитар наших мальчишек, поющих на крыше в день
Последнего звонка и  счастливых от сознания, что наконец-то расстаются со школой.
Все мы с огромной радостью покидали ее стены, уходя каждый в свое плавание. И с такой же
радостью возвращаемся теперь к  старому причалу и старым друзьям. Теперь это
происходит все чаще.

А  если идеалов не было,  то, как это все возможно?


***
- Вот  вы не знаете, а  когда я учился в Серпухове, Михаил Васильевич и у нас в школе
был директором, - Саша Малофеев комментировал рассказ, только что прочитанный
одноклассникам, традиционно собравшимся летом на турбазе на берегу Оки.

- Когда я в ваш класс попал в восьмом, после фабричного Серпухова в научный городок, это
 было, как в космос полететь, настоящее счастье. Серпухов. Заводской район. Хулиганы,
драки, поножовщина. Учителя -  сдавшиеся, полуспившиеся, ничего не хотели и  не могли.
Так вот, там Михаил Васильевич смотрелся, как луч света в темном царстве. Единственный
человек, который вызывал уважение. Что-то хотел. Думающий человек среди рутины и полного
 развала. Мыслитель. Правильно замечено …

***

Из вышедшей к пятидесятилетию города Протвино книги узнала, что Михаил
Васильевич Несмелов (1920 - 2003) прошел войну в должности фельдшера 28-й авиационной
дивизии 10-й армии. Уволившись в запас, окончил пединститут и работал девять лет в
должности заместителя профтехшколы в Серпухове, был директором восьмилетней школы, с
1964 г. директором школы  №1 поселка Протвино, а с 1971 по 1998 годы директором  школы
№2. Стал заслуженным учителем и почетным гражданином города. В последние годы преподавал
 историю.


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.