Власть - для творчества дана. Часть 6

      Постоянное прикосновение к Высшему Разуму привлекает дух к высшему познанию. Постоянное применение высших законов приводит дух к орбите Космического Магнита. Непобедим путь, который слагается из приказа Высшей Воли. Власть Иерархии есть мощь, насыщенная огнем творчества. Подчинение власти Иерархии значит приношение огня на Общее Благо. Как тускло горит это понимание в людском понятии! Ведь сознание, не вмещающее этого понимания, может только бормотать великие слова, но проводить в жизнь не может, ибо только насыщенное величием Иерархии сердце может понять все величие космического закона. Так притяжение к Космическому Магниту может осуществиться только осознанием Иерархии.
   Учение Живой Этики: Иерархия. 194

      (М.А.Й. – Матерь Агни Йоги). Земной ум, или рассудок, часто восстает против знания духа. «Верую, помоги моему неверию», – восклицает стремящийся к Свету. Почему? Двое в одном, земной человек и небесный, и оба борются непрестанно за преобладание и власть над сознанием. Земной хочет вкусно поесть и мягко поспать, хочет спокоя и жизни беспечной, небесный на подвиг зовет, устремляясь к вершинам. Он знает, как коротко все, что связано с обывательской жизнью, что кончается все и проходит, что бессмертен лишь дух и что сознательное бессмертие достигается только отрешением от обывательской жизни обычной, во имя утверждения необычного, во имя того, чтобы жить за пределами смерти физического тела.
   Грани Агни Йоги, 1967 г. 42


                ВЛАСТЬ – ДЛЯ ТВОРЧЕСТВА ДАНА (6)*
                (Из Посланий Высокого Источника)

      Власть настоящего над сознанием даже коснувшегося Основ настолько велика, что приходится вести постоянную борьбу за утверждение действительности обоих миров и будущего, которое неотъемлемо также. Майя сильна. Временный футляр, именуемый телом, создает иллюзию прочности земного существования. Боль и страдания ее укрепляют. Но мятется дух в темнице своей, тесной, временной и угрожаемой отовсюду. А между тем тело, дисциплинированное и подчиненное воле, может служить прекрасным инструментом или аппаратом для обитающего в нем духа. Овладение телом лучше всего начинать с малого, чтобы потом уже дойти до большого. Малые овладения ценны тем, что дают уверенность, что это вполне достижимо. Упражняться в этом можно постоянно, везде и всегда. Не может быть скуки или бездумного ничегонеделания, когда возможность тренировки тела всегда под рукой. Отсюда полезность даже очень малых преодолений. Можно замечать, как порою беспрекословно подчиняется тело приказу мысли. И усталость, и недомогание, и физическую слабость можно одолеть волей. Видим много примеров, когда, казалось бы, слабое тело являет необычайную выносливость и силу, в то время как огромная туша безвольного человека полна инертности и разложения. Тело дано, чтобы служить человеку и быть его безвольным рабом. Но часто случается наоборот, и человек становится рабом тела и его привычек. Безволие во всех формах и видах осуждено безусловно. Завет ученика – борьба и победа. Все, что в его микрокосме не подчиняется его воле, враждебно ему.
 
      Всепланетна борьба между Светом и тьмою, идущая повсюду на просторах Земли. Напряженна эта борьба и в микрокосмах человеческих. Каждый отражает в себе общемировой пожар. Она глубоко драматична, эта борьба двух начал в человеке между высшим и низшим «я». Астрал со всеми своими вековыми накоплениями восстает против Света внутри и требует своего. Все тонкости искушения, прельщения и обольщения привлечены им, все на его стороне, раздуваемые и усиливаемые вихрями низших слоев. Порождения стихий, порожденные их же творцом, человеком, встают перед ним во всей своей силе, преграждая, заслоняя и затмевая путь его к Свету. Свободная воля его становится с ним лицом к лицу и совершает свой выбор, решающий судьбу человека. Вопрос же весь в том, побеждаем ли дух своими накоплениями или же он победитель. На смене двух Юг решение этого вопроса имеет необычайно значительные следствия, ибо решением этим определяется будущее решателя. Накопления прошлого, составляющие как бы сущность низшего «я» и сосредоточенные в астрале, приобретают явные, конкретные формы, привлекательные, зовущие, притягивающие сознание к себе, обволакивающие его собою и поглощающие его. Казалось бы, что привлекательного в наркомании, пьянстве, разврате, но наркоман тянется к шприцу, алкоголик – к бутылке, а сексуалист – к мыслям и действиям соответствующим. Облекаются эти притяжения к порокам в кажущуюся людям необычайную привлекательность. Поэтому называем явления эти прельщениями, или обольщением. За внешнею, влекущею формою их – яд, колючки, страдания и власть темных и тьмы над сознанием. Надо очень понять, что тот, кто их породил, силу вложил в эти формы, что сильны они силою его, и силой его же, их породившей, могут они быть преодолены и уничтожены. «Порождения стихий, не боюсь вас, не можете преградить путь, мне предначертанный», – говорит победитель и безбоязненно, решительно и смело вступает с ними в борьбу. Он не отдает им своих чувств, своих мыслей, своего устремления. Он им смотрит бесстрашно в лицо и говорит: «Не спущусь».

      Следует знать, что темные, толпящиеся вокруг, намеренно и искусно раздувают все низшие чувства, отыскивая в защитной кольчуге хотя бы малейшую щель или прорыв. И много злобных глаз смотрит и злорадствует, если удается омрачить, потушить огни или вызвать к проявлению уснувшие или почти изжитые вожделения. Не будем превозноситься в гордости, что мы уже все преодолели. Лучше вспомним искушения святого Антония и поймем, что даже Высокие Духи не ограждены ни от обольщений тьмы, ни от суровой проверки или испытаний. Когда тени прошлых свершений возникают перед сознанием, следует помнить, что это они, ввергавшие когда-то сознание в разорение и ущерб, снова хотят над ним, уже ныне свободным, утвердить свою власть и подчинить его снова себе. Когда дух отмежевывается от них и становится от них в стороне, когда он понимает, что это не он, а его прошлое, низшее «я» предъявляют ему свое право на господствование, тогда может он силы собрать и мощью восставшего духа идти против них, утверждая победу свою над порождениями стихий.

      Стихийные облики подчиняются огненной мысли, стихийные облики склоняются и отступают перед бесповоротным решением следовать только по пути Света. Мы Радуемся победе сужденного победителя, преодолевающего силу когда-то им вызванных к жизни порождений стихий. Победа над порождениями стихий на Земле, когда человек еще в теле, означает победу и служит ручательством победы над стражами Порога, когда уже освобожденный от тела дух встречается с ними в Надземном. Каждая сфера пространства имеет своих стражей. С одной стороны, это все то, что еще не преодолено в человеке и что мешает ему подниматься выше, с другой – это действительные стражи, охраняющие вход или доступ в те слои, куда дух еще не имеет права войти по качеству своих излучений. С порождениями стихий и чудищами Порога человек может и должен бороться. Со стражами, поставленными Иерархией, борьба невозможна, ибо они облечены властью свыше, то есть от Иерархии. И борьбу с этими стражами надо понимать как борьбу с самим собою и освобождение себя от отрицательных наслоений прошлого. Развоплощенный дух явно чувствует силу этих стражей и беспрекословно подчиняется их указаниям или приказу. Тут уже никакое своеволие немыслимо.

      Не странно ли то, что самые лучшие мысли и намерения во сне разлетаются прахом, и то, что наяву оставляет совершенно равнодушным, яро воздействует во сне. Это показывает, что корень неизжитых чувств крепко держится в глубинах сознания и что его следует извлечь на свет дня и вырвать все до конца. Характерно, что непроснувшееся сознание крепко держится за него, и если дать ему волю, то оно охотно покатится вспять. Но пусть не дремлет копье над драконом, готовое его поразить, едва он начнет оживать, шевелиться и снова поднимать голову. Упорство астрала и приверженность его к привычным проявлениям феноменальны. Не знают они ни границ, ни удержу. Многих увлек он по тропам, в бездну ведущим. Компромиссы с ним невозможны, попустительство – тоже. Только беспрекословное подчинение, без сожалений, без воспоминаний и потворства его желаниям.

      Хорошо, когда прошлое не запятнано недостойными проступками и воображение не загрязнено. В противном случае каждую соринку придется вынести самому. Время от времени из хранилища прошлого выплывает в сознании нечто, подлежащее искоренению. И тогда наступает момент, когда мысли снова вступают с ним в сочетание и тем укрепляют и удерживают его, или же воля накладывает на него печать окончательного решения и выбрасывает сор окончательно. Можно твердить себе, что все это уже изжито, что оно не нужно, что власть его кончилась, и все же где-то в извилинах мозга кроется желание удовлетворения этих стремлений. Ложь самому себе недопустима. Нелепо обманывать самого себя. Лучше встретить врага лицом, к лицу и определить его силу и опасность, исходящую от него. Тогда можно бороться с открытым забралом. Если он начинает одолевать и вовлекать астрал в вихри прежних эмоций, силы все же возможно собрать, чтобы удар нанести по врагу. Враг древен, хитер, изворотлив и много имеет личин, под которыми скрывает свою сущность. Сперва подсылает мысли такие, под внешнею формой которых трудно даже заподозрить нечто неладное. Но опыт борьбы со своею низшей природой научит качеству распознавания. Ничего нельзя подавлять, но овладевать ими и трансмутировать свои низшие энергии в более высокие и можно, и должно. Овладение не есть подавление. Чем сильнее давление, тем сильнее и противодействие. Но овладение представляет собою трансмутацию, или перевод энергии по заданному направлению из низших центров в высшие.

      Неизжитые чувства время от времени проявляют в сознании свою активность. То, что было совершено когда-то, живо в памяти и напоминает о себе. Как стражи Порога, стоят облеченные в формы воспоминания, мысли и образы прошлых свершений, преграждая дальнейший путь к Свету. Освобождение от них возможно только методом изживания, когда подобно брошенной и забытой привычке, полностью побежденной, они уже более не тревожат и не имеют притягательной силы. Многие не могут оставить привычку курить. Но преодолеть ее все же возможно до такой степени, чтобы больше к ней уже не тянуло ни во сне, ни наяву. Следовательно, и все прочее неизжитое побеждается тем же путем. С естественными потребностями организма труднее. Голод нельзя уничтожить, когда человек лишен пищи, но власть свою над этим чувством утвердить все же возможно. Важно установить контроль, чтобы ни мысли, ни действия не совершались помимо воли. Как устранить привлекательность и стремление к удовлетворению желаний? Только контролем над ними. Без соизволения воли не допускается ничего. Слабый совершает проступки вопреки воле, они властвуют над ним, и против них он бессилен. Сильный даже проступки и попустительства совершает с соизволения воли. И в плохом и в хорошем он властен над тем, что делает. Лучше ошибочный, но волевой поступок, чем хорошесть безволия. Знаете о подвигах, совершенных разбойниками. Но не Знаем примеров, чтобы безвольное ничтожество могло стать учеником. Потому на воспитание воли Обращаем особое внимание.

      Воля утверждается в борьбе. Пока идет борьба и противодействие нежелательным воздействиям, отовсюду идущим, опасности нет. Опасность возникает, когда опускаются руки, когда хочется прекратить борение духа, когда возникает желание безвольно отдаться на волю внешних воздействий или вихрей астральных. Сила духа и сила воли – в осознании нерушимости своего огненного зерна. Оно вечно. Наросты духа временны и уничтожаемы волей. Нужно силу найти прямо сказать порождениям прошлого: не боюсь вас, я вас породил, я и убью, не раб я вам, но господин и владыка. Ничему, никому, никогда, ни при каких условиях нельзя давать власти над своим духом. Даже высшая степень слияния с Владыкой не есть подчинение и отказ от свободы воли, но именно объединение, добровольное и свободное, воли своей с Волей Высшей. Преданность, любовь к Высшему Облику не есть безволие, но, наоборот, высшее, огненное напряжение всех сил духа, выражающееся в целом ряде волевых и целеустремленных действий. Свободная воля человека является высшей прерогативой духа. Человек, воли лишенный, – ничто.

      (М.А.Й. – Матерь Агни Йоги). «Вот идет Князь мира сего и не имеет во Мне ничего», – это огненная формула духа, очищенного от скверны земной и не имеющего в себе элементов зла. Вибрации зла только тогда могут воздействовать на человека, когда они имеют в нем хотя бы малейшее, с чем могут они созвучать. В этом великое значение и смысл очищения сознания от элементов тьмы во всех ее видах и проявлениях. Притягательная сила зла утрачивает свою власть над человеком, которому нечем ответствовать ему. Изживание, но не подавление неизжитых чувств, имеет в виду именно освобождение от наростов духа, притягивающих к себе созвучные им элементы тьмы из окружающего пространства. Собрать в себе Агни, чтобы созвучать огню пространства; собрать в себе Свет, чтобы созвучать Свету Сфер Высших; собрать в себе элементы Красоты, чтобы созвучать ей полнострунно, – вот задача Архата. Борьба за Свет узка, глубока, напряженна и до полной победы. Победить – это обязательство духа перед собою и перед Владыкой. Кого Ждет Он, чтобы встретить? Победителя.

      (Гуру – Н.К. Рерих). Темные шептуны очень активны. Цель их активности – Свет потушить. Послушаем, что они шепчут, и посмотрим, что получится, если с ними согласиться. Допустим, что Оставил Владыка. Допустим, что несовершенства ваши не дают права на близость и подход к Нам. Допустим, что Помощи нет и не будет, что все это лишь самообман. Допустим, что одиночество и тяжкие условия жизни – это результат вашей [...] Допустим, говорю, что все эти мысли, насылаемые яростью темной своры, вас окружившей, правильны. Какой же вывод из них? Признать свою негодность, согласиться с ними и погрузиться в объятия тьмы и ей отдаться во власть? Так, что ли? Анализ показывает, что все это насылается темными, чтобы отсечь от нас и Владыки. Неопытный может поддаться, но тот, кто знает, что с нами Владыка всегда и никогда не оставит, пока признан, тот на все ухищрения тьмы ответит: «Исчадия бездны, не боюсь вас, не можете пресечь путь мой, ибо со мной Сам Владыка».
 
      Радость победы может стать несмолкаемой радостной песней духа, песнею постоянных побед. Почему уступка лукавым рукам, почему поражение или даже малое попустительство, почему неуверенность в силах своих, когда столько возможностей самых пламенных достижений. День жизни обычной можно превратить в прочную ступень восхождения. Преодолевается в себе все, что мешает. Не думайте, что Великие Духи Достигли пределов совершенства и Остановились в своем развитии. Их задачи усовершенствования и преодоления настолько велики и космичны, что с обычными мерами к пониманию этих вопросов нельзя подходить. Но несомненно одно – Архат идет тоже ступенями преодоления, как вновь принятый ученик, только ступени эти намного труднее, и препятствиям нет конца. Путь идет в Беспредельность. И нет людям столь желанного спокоя.

      Хочу, чтобы идущие за Мною явление преодоления себя, своей прошлой природы, сделали укладом каждого дня и научились находить в этом радость. Есть ли большая радость, чем та, когда человек находит еще одно освобождение в борьбе с собою самим. Как любят люди заменять словами дела и чтением хороших книг – преображение духа. Но сущность человека определяется его действиями, мыслями, чувствами и устремлениями. Можно от многого отказаться, но в глубине сердца желать именно объектов отказа. Немногого стоит такое действие. Изживание означает уничтожение самого корня желаний. Нельзя их уничтожить, не овладев ими. Потому первая задача – это овладение или контроль над всем, что ему еще не подчинено, но главное – над словами и мыслями. Сознание своей силы приходит только тогда, когда эта сила применяется на практике, в приложении. Не на великих, но на малых делах, на мелочах дня, в каждодневности устанавливается власть воли над малыми привычками обихода, над малыми мыслями и малыми чувствами, постоянно бороздящими и волнующими поверхность сознания. Вот для чего нужен постоянный дозор и настороженная зоркость. Столько всего, идущего отовсюду! Брызгами может разлететься сознание, если заградительная сеть не будет в порядке.

      Преображение духа и освобождение его от наростов происходят не сразу. По мере усиления стремления рождается и решимость сбросить ненужный груз. Правила Наши обязательны для всех учеников. Конечно, они совершенно не приемлемы для неготового духа. Многое приходится просто оставить. Но главное – мысль. Дисциплина мысли – условие первое. Сами знаете, как она не проста. Ступень вседозволения есть прерогатива Архата. Когда уже не нужно ничего и все подчинено воле, дозволено владение всем. Человеку, победившему себя, человеку, победившему мир, уже не нужна власть над миром. Искусители предлагают ее освобожденному духу, но он отвергает ее. Власть-жертва может стать уделом того, кто познал. Также и обладание всем дается тому, кто от всего отказался и кому уже ничего не нужно, ибо Сокровище внутри заменяет все вещи земные. Фокус притяжения перемещается извне внутрь. Несущий в себе Сокровище Мира не нуждается в сокровищах земных.

      Трудно совместить быть в мире сем и принимать самое живое и сердечное участие в его делах и в то же время быть не от мира сего. Но вопрос разрешается просто: мир сей есть мир самости, мир личности, мир ярых переживаний астрала и приверженности к удобствам и желаниям тела. Но как только личное заменяется сверхличным и личное благо – Благом Общим, яд мира сего и цепи мира сего утрачивают свою власть над сознанием. Следовательно, жить яркою жизнью Общего Блага и его интересов совсем не означает погружения в малый мирок личных иллюзий и порабощения своим личным «я». Многие Великие Духи Принимали самое деятельное участие в делах мира, отдавая им свои энергии, но это не мешало им духовно преуспевать, служить Свету и совершенствовать свою Индивидуальность. Отрешение от мира и мирского надо понимать как отрешение от самости и всего, что связано с этим понятием. Жизнь земная дана, чтобы жить ею, не предаваясь культу себеслужения.
 
      Memento mori (помни о смерти – лат.), ибо это освобождает сознание от сора суеты и всего, что так ярко захватывает его в свои объятия. Даже понимание преходимости окружающего не мешает звучать суете. Это происходит потому, что воздействие прямых и непосредственных вибраций, идущих через органы чувств, ощущается более сильно, чем теоретические положения. И когда болит зуб, эта боль сильнее понимания того, что боль – это только интерпретация мозгом периферических, или внутренних, раздражений нервов. Тут уже рассуждения не помогают. Так же не помогают утолить голод самые яркие представления пищи. Есть известный предел для каждого человека той власти, которую установил он над телом. Но любой предел ее не является границей ее возможностей, ибо в действительности ее нет. Но власть эта устанавливается на практике путем долгих и упорных усилий. Чтобы держать раскаленные угли на ладони и парализовать их воздействие на кожу, или пройти по огню, или обнаженным пробыть на морозе, надо долгие, долгие годы работать, и даже не одну жизнь. Все достижимо, но работой, усилиями и трудом при вооружении знанием. Обычный факир показывает одно или очень немного представлений-чудес. Но он должен был проработать над ними всю свою жизнь. Кроме них, он ничего показать не может, процесс овладения телом тоже требует очень много времени. Но если не останавливаться на избранном пути, ведущем к овладению всеми своими телами, то цель все же достигнута будет. Степени этого овладения различны – от простых и до очень сложных. Хождение по воде и поднятие на воздух иллюстрируют эти степени. Но за высокими следуют высочайшие. Пределов развитию могущества духа нет.

      Чесотка руководительства очень характерна для начинающих, стремление поучать и набрать как можно больше слушателей вызывается распухающей самостью. Руководство идет для себя и ради самоудовлетворения стремления учительствовать. Только когда наставничество становится жертвой и не хочет наставник его, начинается стезя истинного учительства. Власть – это жертва, как вы уже знаете. Учительство – тоже жертва. Так, когда дух может сказать: «Да минует меня Чаша сия», – начинается служение Свету.

      Задача овладения мыслью является первоочередной, ибо с обострением яркости впечатлений она стремится заполнять сознание и оставаться в нем. Поэтому полный перенос сознания с одного предмета на другой и умение выключать предшествовавшую мысль так, чтобы она не мешала и не появлялась вновь, становятся необходимыми. Иначе получается рабство у впечатлений, которые будут захватывать сознание и не пожелают из него уходить, даже на приказ воли. Психическими продуктами надо владеть и подчинять их воле и ни в коем случае не допускать их пребывания в сознании вопреки ей. Это рабство у мыслей и впечатлений создается в момент их допуска, при особенно повышенном эмоциональном к ним интересе. Приглашенные гости, достаточно посидев, уходить не желают. Давно уже Сказал, что Учитель в сознании должен первенствовать – Ему место в переднем углу. Если этого нет, первенство может захватить любая мысль, а вместе с ним и власть. При пробуждении – первая мысль Учителю, при отходе ко сну – тоже. И в течение дня память о Нем должна быть постоянной. Неужели так трудно утвердить то, без чего дальнейшее продвижение невозможно. «Довлеет дневи злоба его», – так сказано в ваших священных книгах. День полон своими заботами, но они преходящи и постоянно заменяются все новыми и новыми. Нельзя отдавать им всего сознания. Мысль о близости Высочайшего первое и важнее всего. Неужели право своего огненного первородства и возможность продвижения отдадим за временное удовлетворение чечевичной похлебкой из очередных призраков Майи, стремящихся заслонить путь ваш ко Мне.

      Утверждение в сознании непреходящего сопровождается постоянной борьбою между наинужнейшим и заботами и подробностями текущего дня. Только сосредоточение помогает всецело не погружаться в преходящее. Майя плотного мира очень сильна. И все же чтобы войти в вечную жизнь, звучание Земли надо умерить. Смерть есть благо хотя бы только потому, что заставляет расставаться со всем тем, к чему так яро привязываются мысли и что человек считает своим, принадлежащим ему. Все это приходится оставлять на Земле. Было [...] и нет [...]. И никогда уже больше не будет в тех формах, что были. Приобретая и теряя все вещи земные в каждом воплощении, дух научается освобождаться от них. Поистине, смерть – это освобождение. И если нет сил в данное время сбросить с себя власть окружающего, то смерть этому помогает. Потому Называем смерть освободительницей. Она действительно является таковой, если есть достаточные накопления, то есть то, чем жить и что реализовать там, где безраздельно царствует мысль. Чем же жить там человеку, который никогда не давал себе труда подумать о чем-либо, выходящем за пределы земного обихода. Имеющему дается, а у неимеющего отымется и то, что имеет. Нищие мыслью останутся нищими там, и особенно – нищие сердцем.
 
      (М.А.Й.). Конечно, тело должно подчиняться воле и исполнять ее приказания. Но следует различать, когда воля хочет, и когда не хочет, и когда приказы ее, вследствие этого, недостаточно тверды. Но если воля решила и желание ее налицо, тело должно подчиняться беспрекословно. Власть над телом из рук воли нельзя упускать. Если она упущена, человек из повелителя тела становится его рабом. На пути Света рабы не нужны ни под какими обличьями. Свободное сотрудничество исключает явление рабства.
 
      (Гуру). Перенос бытия в мысль, а мысли в сферы духа – ручательством будет того, что земные дела утратят свою власть над сознанием. Мало принять мысль о преходимости текущего часа умом, ее надо ассимилировать сердцем. Цитадель духа – сердце, которое бьется всегда. Поручать ему можно усвоение мыслей надземных. Сердце будет стражем в ночи, ибо и ночью бьется оно. Мысль, положенная к ночи на сердце, будет бодрствовать в течение сна. С сердцем своим можно даже разговаривать, поручая ему исполнение задуманных мыслей. Можно сердце назвать органом духа. Тело спит и нуждается в сне, но постоянно бодрствует сердце.
 
      (Гуру). Сделаем еще один шаг в будущее: оно неизбежно, оно неотвратимо, следовательно, подготовка к нему нужна. Вооружаемся знанием ради будущего. Нелепо думать, что со смертью тела кончается все. Смерть тела отрицать невозможно. Но тело не дух. Перенося жизнь сознания в область духа, расширяем сферу его активности, тем умеряя власть тела над ним. Одни живут под властью тела, другие – духа. Одни яро смертны, другие бессмертие своего духа утверждают еще будучи в теле. Бессмертие достигается этим последним путем.

      (М.А.Й.). Сколь же сильно должно было быть сопротивление низшей природы в человеке, если люди вынуждены были носить власяницы или вериги для постоянного напоминания о наинужнейшем или бичевать и истязать тело, чтобы смирить буйную, неуемную оболочку астрала! Так поступали те, кто хотел победить свое тело и утвердить над ним власть духа. Не все так поступали, но некоторые. Не будем их осуждать или смеяться над ними. Им никто не сказал о лучших путях. Вы знаете эти лучшие пути, и все же победа еще не добыта. Овладение собою неизбежно на путях Огненной Йоги. Но сколь труднодостижимо оно. Но отчаиваться не будем, ибо даже на действиях малых можно закалять дух. Великое не каждому под силу, но малые начинания и дела, ведущие к цели, так же непреложно приводят к ней, как и большие. В течение дня много можно совершить дел небольших, к цели ведущих. Обратите внимание на малые вещи – они путь утверждают к большим и великим, если от Света, и разрушают его, если от тьмы.

      Настроения или состояния духа приходят и уходят, сменяя друг друга, но остается Смотрящий. Если отождествлять себя с настроениями, неизбежно подчинение им и звучание на их волне, если – со Смотрящим, то можно встать от них отдельно и наблюдать их как бы со стороны. Власть над ними достигается этим путем. Есть одна только власть, которой следует домогаться, – это власть над собою. Можно достичь всей власти земной и остаться рабом своих переживаний или вожделений и чего-либо другого – к чему такая власть! Когда она закончится, уйдет человек в Мир Надземный таким же ничтожеством, каким был раньше. Но собой овладевший владыкой приходит в Мир Тонкий. Так побеждает все себя сумевший победить.

      Неотдельность и неотделимость двух миров друг от друга связывают каждую мысль, утвердившуюся в сознании с соответствующей ей сферой пространства и мыслями, созвучными с нею. Таким путем создаются каналы связи с Миром Надземным и принадлежность духа к определенным слоям пространства. Сыны Света и сыны тьмы – это духи, прилежащие к близким и родственным им по созвучию областям Сфер Надземных. Созвучие устанавливается на Земле мыслями, особенно прочно укоренившимися в сознании. К прорытию пространственных каналов следует относиться очень осмотрительно, ибо притяжение по ним освобожденного от тела духа почти непреодолимо. Магнитная сила мысли практически понимается мало. А ведь там все двигается мыслью и первенствует мысль. Можно представить себе, куда и как двигают низкие мысли. Каждая влечет в принадлежащую ей сферу. Выбраться оттуда можно, лишь преодолев мысль. Но если здесь, на Земле, преодолеть мысли не хотим или не можем, то как же достичь этого там, где все обостряется и усиливается и где прельщение и обольщение теми или иными формами мысли становится фатальным? А между тем, человек, творец и владыка мысли, имеет над нею власть ее порождать и ею владеть. Как вступают в права наследования, точно так же вступают в права владения мыслью, зная, что каждую мысль можно или принять, или отвергнуть, что выбор этот в руках человека. Но выбор делается не тогда, когда мысль безнадежно уже овладела сознанием, а когда она появляется на его пороге. Охранять вход в свой внутренний мир может каждый, нужны только дозор и контроль, пресекающие возможность нежелательного вторжения.

      Придут и потребуют, и каждому надо дать в размерах его сознания. Соизмеримость тоже охраняет от чрезмерной растраты сил. Соизмеримость во всем. Очень много уходит их на погашение пространственного неуравновесия. Никогда еще не было оно столь велико, как в настоящее время. Это неуравновесие вызывает такое же состояние и в психике человека. Отсюда крайности в поведении людей, ибо очень немногие могут собою настолько владеть, чтобы сохранять соответственное равновесие. Только его одно и можно противопоставить буйному натиску стихий. Не только люди, но и вся природа, и все живое яро реагируют на пространственное неуравновесие. Люди забыли, что человеку дана власть над всякою плотию и что человечество в целом ответственно за нарушение равновесия стихий. Стихийные бедствия, которым подвергались народы всегда и неизменно, вызывались порожденною ими Кармой. Причина и следствие соответствовали друг другу. Наделен человеческий аппарат могучими энергиями, воздействующими на состояние планеты, на которой живет человек. Взаимодействие это отрицается, и бедственное положение объясняется какими угодно причинами, но только не теми, которые его породили в действительности. Задача науки будущего в том, чтобы раскрыть и доказать эту взаимосвязь и пояснить, что устройство и процветание сада земного в очень многом зависят от человека. Спасти планету от гибели может только духовное перерождение человечества.

      Сдержанность всегда будет показателем силы, распущенность – слабости. Когда начинает кричать человек на других или другим путем выражать неумение владеть собою, он сам инстинктивно чувствует, что происходит нечто весьма неубедительное. Фактически же он открывает себя для внешних ударов и становится на какое-то время совершенно беззащитным. Темные твари пользуются прорывами в ауре, и присасываются к человеку, и висят на нем, питаясь его внутренними излучениями. Сильным припадком раздражения, когда раздражившийся перестает совершенно владеть собой, можно даже допустить одержание. После всплеска несдержанности наступает момент тяжкого ощущения допущенной ошибки. Непростительна подобная слабость хотя бы потому, что плата за нее слишком велика. Хорошо, особенно на малых вещах, упражнять себя на сдержанности и самообладании. Болтливость ведь тоже не что иное, как распущенность психической энергии. Хорошо постоянно следить за собою и держать себя крепко в руках, и там, где хочется сказать двадцать слов, произнести два, то есть сократить словоизвержение в десять раз. Считают, что нужно обязательно говорить, чтобы заслужить доброе отношение со стороны окружающих. Это неверно. За молчаливую сдержанность уважают гораздо больше, чем за болтовню. Ведь болтовня – это недопустимая трата психической энергии.

      Сущность молчаливости благодетельна тем, что сдерживает стремящуюся пролиться попусту драгоценную энергию. Не менее вредны и так называемые нервные движения. Не обузданная волею сила уявляет себя помимо контроля воли. Даже знающий об этом, но не овладевший собою, часто их допускает. Но каждое движение человека, происходящее вопреки его воле, уже разрушительно. Воля – единоличный и абсолютный хозяин в человеческом микрокосме, и упускать свою власть над ней кому-либо другому недопустимо. Все делается с санкции воли, и никакие оправдания не помогут остановить разрушение, если воля не пользуется прерогативой. Овладение своими огнями поручается воле. Безвольный человек – это жалкое ничтожество и бессильная жертва для всевозможных воздействий. Лучше быть сильным и ошибаться, чем быть безвольною тряпкой. Ведь ей даже Луч бесполезно послать.
 
      (М.А.Й.). Познание самого себя необходимо, как со стороны Высшей, так и своей низшей природы. Высшей – для утверждения, низшей – для овладения ею и освобождения от ее власти. Когда знаешь врага и его силу, с ним можно бороться. А враг наш – астрал, враг опытный, древний, изощренный в умении властвовать над человеком. Сколько рабов астральной своей оболочки толпятся кругом. Пьяницы, курильщики, наркоманы, развратники и все прочие, из того же гнезда, – все это рабы, подпавшие под власть этой своевольной и неуемной оболочки. Страшно это рабство на Земле, но еще страшнее оно в мире астральном. Вот почему всякое потворство своим слабостям и недостаткам, коренящимся в астрале, губительно по своим следствиям. Астральные привычки и язвы духа не оставляют человека в Мире Надземном. Он влачит их с собою туда, где все обостряется и усиливается в своем выражении и где нечистые мысли могут полностью овладеть человеком.

      Надо принять положение и огненно утвердить его в сознании, что в микрокосме своем владыка – сам человек, что в хозяйстве своем может он распоряжаться как хочет, что все, что когда-то было ошибочно допущено им по собственной воле его, может быть его же собственной волей и удалено. Воля дана для того, чтобы распоряжаться, а тело и оболочки – повиноваться ей. Только осознав прерогативы воли, можно утвердить ее власть. Все противодействия низшей природы в себе сильны только до тех пор, пока воля не осознана во всей своей силе и способности преодолевать все. В союзе с психической энергией воля в состоянии добиться любых результатов. В микрокосме своем владыка его – сам человек.

      Очищение состоит в замене более грубых частиц тонкой материи оболочек более разреженными и чистыми. Обычно на это требуется время. Может казаться, что очищение состоялось, но при испытании оказывается, что этого в действительности нет и оставшиеся грубые частицы продолжают реагировать на соответствующие грубые воздействия. Кто-то внутри этого не хочет, но неочищенные оболочки продолжают привычно звучать на привычные воздействия. Испытание временем выясняет, как обстоит дело фактически. Но бывают случаи мгновенных и непоколебимых решений духа, когда с прошлым порывается навсегда. Сильные люди этим путем бросают пить или курить или принимают другие решения, освобождающие их от гнета и рабства привычек. Привычки мышления труднее всего поддаются искоренению. Но мысль последняя, если она достаточно сильна, может успешно бороться с мыслями предшествующими и побеждать их. Но при этом требуется постоянный и напряженный контроль над мыслями, чтобы не допускать непрошеных вторжений. Мысль, лишенная питания, вянет и угасает. Мысль, в сочетание с которой сознание отказывается вступать, теряет над ним свою власть. Управлять мыслями – значит управлять и овладеть оболочками и подчинить их воле.
 
      Нужно очень остерегаться пожирателей психической энергии. Они часто приносят болезни, и не только при личном контакте, но и на расстоянии. Может быть, станет более понятным, почему Мы Избегаем общения с жителями низин. Людей можно разделить на дающих и берущих. Первые благодетельствуют людям, наделяя их своей психической энергией, вторые поглощают ее, лишая людей спокойствия, здоровья и равновесия. Нужно очень осмотрительно относиться к людям и поменьше говорить. Молчаливость ведь тоже щит, и щит очень надежный. Говорливость из так называемой вежливости недопустима в ученике. Пусть уж лучше обидятся, чем будет допущено расточение силы. Вообще считаться с человеческими условностями и предрассудками стоит порою много дороже, чем пренебречь ими. Болтливость и самообладание, или власть над собою, – несовместимы. Можно иногда спросить себя, не слишком ли дорого платим за несдержанность и болтливость.

      При всевозможных неспокойствах вокруг явить спокойствие внутри будет победой над условиями плотного мира. Часто Ставим испытуемых именно в такое положение, когда окружающее яро мешает утвердить равновесие духа. И тогда остается два выхода: либо поддаться внешним воздействиям, подпасть под их власть и остановиться, либо, несмотря на них, продолжать внутреннее движение дальше. Дело совсем не в том, чтобы переживать или не переживать, страдать или не страдать, а в том, чтобы, вопреки всем и всяким переживаниям и страданиям, не замедлять шага и не нарушать ритма продвижения. Много Указаний дается, как выдержать до конца, и их исполняющий все же доходит, хотя все окружающее противодействует. По силе противодействия можно судить о быстроте восхождения, ибо сопротивление среды возрастает в зависимости от этой быстроты. Не будем удивляться или завидовать тем, кто спокойно живет и беспечно, не зная этих ярых сопротивлений, – значит, дух их мало активен и слабо устремление, настолько слабо, что даже не вызывает признания темных, то есть ярых нападений, всевозможных вредительств. Признание темными – это тоже известного рода ступень, через которую тоже надо пройти, не замедляя ритма шага.

      (Гуру). Пример жены Лота в Учении приведен не напрасно, но чтобы указать, насколько для восходящего сознания опасны эти оборачивания назад, в прошлое. Мало ли что могло случиться в прошлом, мало ли какие недостатки и несовершенства пришлось преодолевать. Возвращаться к тому, что было, погружаться в него и терзаться им – значит идти вспять, значит отдаваться во власть прошлого. Для Огненной Йоги в прошлом все сожжено и путь только вперед и в мыслях, и устремлениях. Каждый прошлый момент для того, кто идет к Владыке, менее совершенен, чем будущий. Поэтому все сосредоточивается на будущем. А прошлое, если побеждено и изжито, просто предается забвению.
 
      (М.А.Й.). Дух принимает Истину, а личность земная не хочет ее утвердить в применении к жизни. Но личность умрет со своими желаниями или нежеланиями, тогда как результаты этих нежеланий останутся с духом, и ему придется рассчитываться за все ошибки своей земной личности. Не слишком ли это дорогая плата за произвол малого «я»? Высшая Дуада, озаряющая сознание человека, может утвердить над ним свою власть, если интересы личности малой и смертной будут отодвинуты на задний план и духовное получит перевес над земным, а сверхличное – над личным. Решать может воля, пока человек еще на Земле, иначе придется нести на себе всю тяжесть допущенных ошибок.

      Неопытность часто упорно тянется к тому, чтобы получить знания, дающие власть, забывая при этом, что такое знание при неочищенном сознании будет скорее проклятием, чем благословением. Поэтому очищение и освобождение от всякого сора – прежде всего. Можно представить себе психические продукты сильного, четкого, тренированного воображения при отсутствии чистоты и при необузданности астрала. Лучше не знать, чем углублять знание нечистыми руками.

      Корни зла и сорняков угнездились очень глубоко еще в прошлых жизнях, и вырвать их сразу не так уж просто. Но вырвать необходимо. Было бы много легче, если бы не темные факельщики, задача которых состоит в том, чтобы раздувать дымные, мутные, темные низшие огни. Ошибочно думать, что попустительство и потворство своим слабостям и голосам прошлого могут их насытить и удовлетворить, наоборот, тогда они только крепнут, усиливаются и требуют новых и новых поблажек. Удовлетворение их – как топливо, подбрасываемое в костер. Путь один: контроль над ними, воздержание и обуздание всех этих импульсов, и главное – в мыслях. Конечно, главным действующим посредником является астрал. Он требует своего, ибо хочет жить своими переживаниями и склонностями. Ему нет дела до того, что умрет после тела, что накопленные им переживания тяжко обременят дух, что для жизни Индивидуальности нужны накопления не астральных, но высших энергий и что он может довести человека до того, что вся страница данного воплощения будет вычеркнута из Книги Жизни. Он, астрал, беспокоится, волнуется, боится, завидует, злобствует, раздражается, исходит всевозможными вожделениями, он льстит, унижается и яро хочет своего ненасытной жадностью хотения. Насытить его и удовлетворить невозможно, как и человека, копящего деньги, – чем больше имеет, тем больше еще хочется иметь. Это свойство астрала следует иметь в виду, когда он начинает предъявлять свои требования. Кажущееся удовлетворение наступает на короткий момент, чтобы потом желания вспыхнули с новой силой. К примеру, можно напомнить, что древнеримские гурманы в буквальном смысле проедали по нескольку состояний, разорялись, не зная предела своим аппетитам. Можно было бы привести и другие, но уже более страшные и чудовищные примеры беснования астрала. Хочу показать, что потворство астралу приводит к ужасным результатам, отдавая человека во власть тьмы. Темные действуют обычно на астрал и через астрал, ибо свойства этой оболочки охотнее всего реагируют на их воздействия. Астрал – средоточие самости. Когда было Сказано: «Отвергнись от себя», – имелся в виду астрал, но не высшее «Я» человека. Астрал должен быть обуздан и сурово подчинен воле.

      (М.А.Й.). Каждая отброшенная темная мысль тотчас же заменяется светлой, ибо природа не терпит пустоты. Но нужно волевое усилие. Удивительно, как тяготеет человек ко злу и как легко катится по наклонной плоскости вниз. Подниматься много труднее. Путь овладения собою будет всегда путем преодоления. Победителем называется преодолевший себя. Все преодоления слабостей физического тела безусловно полезны. Мало ли чего может хотеть тело или не хотеть, владыка его – дух, обитающий в нем. Ему принадлежит верховная власть над телом. Тот, кто подчинил физическое тело воле, приобретает тем самым и власть над своим тонким телом. Можно даже болеть, но не быть в подчинении у болезни, можно даже быть в холоде и голоде, но не быть рабом этих ощущений, можно даже чувствовать усталость, но не поддаваться ей, или можно провести ночь без сна, не поникая духом. Малые преодоления плоти ведут к большим достижениям. Воля приучается распоряжаться, а тело – следовать ее указаниям. Из ряда малых достижений складываются большие, и каждое, даже самомалейшее, доброе начинание принесет во времени добрый плод.

      (Гуру). Обучение продолжается. Каждый день что-то дается, и расширяется мысль, а с мыслью – и сознание. Самое трудное задание – это расширить сознание. Люди привыкли жить в тисках общепринятого мышления. И потому заскорузли мозги. Сдвинуть мысль с места, к которому она приросла, и тем ее раскрепостить – это значит явить сотрудничество с течением Эволюции. Человечество стонет в тисках закристаллизовавшихся мыслей. Веками затвердевали и твердели они, создавая рабов. Грядущая общепланетная революция будет революцией мысли. И тогда наступит освобождение человечества от власти тысячелетних призраков, поработивших людей. Люди дали им жизнь, силу и власть над собою, они же и должны их убить. Войны, насилие, деньги, невежество, суеверия – много их, этих чудовищ и порождений тьмы, все еще омрачающих Землю.
 
      Лаборатория человеческого тела очень мощна. Она легко нейтрализует очень сильные химические соединения и вырабатывает свои, действующие очень активно, и при желании – длительно. Усилием воли можно вызвать повышенные выделения желез, например, слюны. Слюна, слезы, пот и выделения внутренней и внешней секреции являются химическими соединениями, сильно действующими не столько благодаря своему химическому составу, сколько вследствие насыщенности их психической энергией. Можно вспомнить, как Христос исцелял больных, применив слюну, смешав ее с Землей. При болезнях выделения организма приобретают специфический состав, запах и окраску. Все эмоции, чувствования и переживания яро отражаются на секрециях организма, причем мысль играет первенствующую роль. Так, представления или образы, мысли о вкусных вещах вызывают усиленное выделение слюны и желудочного сока. Мысли определенного порядка вызывают приливы крови к определенным органам. Мысли страха понижают активность и сопротивляемость организма. Все положительные качества духа являются сильными тоническими средствами, яро воздействующими на различные органы и создающими химические реакции определенного характера. Насколько явно мысль может действовать на тело, можно судить хотя бы по явлению стигматов, когда наружный покров кожи дает отпечатки ран. Когда лаборатория человека действует гармонично и положительные мысли и чувствования образуют положительные реакции, процессы, идущие в теле, имеют нормальный и оздоровительный характер. И наоборот, злоба, раздражение, страх, жестокость и все отрицательные чувства и мысли вырабатывают в организме яд, ядовитые химические соединения, которые отравляют организм. Унылый, жалующийся, недовольный, злой и так далее человек отравляет, прежде всего, сам себя и, в конце концов, порождает заболевание системы. Некоторые органы поражаются прежде других. Так, например, раздражение скорее всего действует на печень. При известной опытности и знании возможно определить, какие именно мысли, переживания и эмоции человека вызвали те или иные заболевания. Хотя бы ради собственного здоровья необходимо следить за собою, храня равновесие духа. Говорят, что в здоровом теле – здоровый дух, упуская из виду, что заболевание или нездоровье духа сопровождаются заболеванием тела.

      Спокойное, гармоническое, радостное состояние духа тотчас же отражается на состоянии организма. Будучи лабораторией для мощных химических соединений, человек имеет в себе и лабораторию для всех ощущений, и в этой лаборатории волею можно вызвать любое ощущение, воздействующее в свою очередь и на тело. Так, создав бодрое, радостное, уверенно спокойное настроение, без всяких видимых поводов или причин со стороны внешних условий можно сильно повысить жизненный тонус всего организма. Но для этого заведование обеими лабораториями следует взять в свои руки: именно – осознать свою мощь, свои права и вступить во владение ими. Обычно люди безвольно плывут по течению, не вмешиваясь в жизнь тела и предоставляя заниматься этим нередко невежественным врачам, в то время как очень многое они могли бы исправить сами, тем более что официальная медицина отвергает и психическую энергию, и необычайную сложность строения человеческого микрокосма. Управлять им возможно, если владеть знанием. Но современной наукой Сокровенное Знание отрицается. А болезни растут, и нет им числа, и против многих медицина бессильна. Между тем как профилактика духа, известного рода дисциплина над мыслями, чувствами и эмоциями, многое могла бы предотвратить. Давно уже Сказано людям: «Вы боги» – и дана человеку власть над всякой плотью, и, прежде всего, над плотью его собственного тела. Но кто же этому верит! А в результате высшее создание природы, царь природы, человек, является жалким рабом своего тела, вернее, его всевозможных болезней.

      И плотный и Тонкий Миры – оба материальны и видимы явно для их обитателей, но эта видимость и эта материальность различны. Главное различие состоит в подвижности и пластичности тонких форм, их как бы прозрачности и особенности, позволяющей видеть предмет со всех сторон, внутри и снаружи. Законы обычной перспективы изменяются и приобретают специфические свойства, дающие возможность мгновенно приближать далекие предметы или приближаться к ним, применяя мощь мысли. И нет там расстояний в обычном, земном их понимании. Но есть неизмеримое пространство, которое тоже приходится преодолевать, но уже не земными путями или способами. Далекое и близкое определяются не числом километров, но мыслью и устремлением. Недостижимо то, чего невозможно коснуться мыслью и осознать. Думать о чем-то и к чему-то пламенно стремиться – значит иметь это вокруг себя. Направление и близость определяются устремлением.

      Устремление – это двигатель духа в Тонком Мире. Все духовные или мысленные движения человека постольку действенны или актуальны, поскольку в них заложена психическая энергия, образованная и накопленная в воплощенном состоянии. Хорошо все это осознать и освоить заранее, чтобы войти в Мир Надземный вооруженным знанием его свойств и особенностей. Обычные люди очень теряются, и им почти невозможно избежать шока неожиданности, что в значительной степени парализует их энергию. Привычный самоконтроль и сдержанность позволяют, не распыляя сил, держать их в фокусе, готовыми для действия. Тонкое состояние не есть состояние пассивности, там можно быть очень активным и творить благо. Там, как и на Земле, очень много нуждающихся в помощи и защите. Но чтобы помогать и защищать, надо знать. Вооружаю знанием для того, чтобы можно было войти в Тонкий Мир не растерянным, смущенным или боязливым существом, но как имеющим власть. Для воина духа нет страха в Надземном, нет очарования астрала, нет обольщения и прельщения, которых не смог бы он победить. Как в свое, принадлежащее ему по праву наследования, входит он в Тонкий Мир, прочно объединенный серебряной нитью сердца с мощными энергиями Единого Фокуса Иерархии Света.

      Власть настоящего над сознанием велика. В плотном мире властвует очевидность плотного мира, в Тонком – тонкого. Живет человек тем, что видит и ощущает. Эти ощущения усиливаются еще властью момента и его переживаний, затемняющих порою действительность и настоящего, и будущего. С одной стороны, карма заставляет жить тем, что она имеет, чтобы научить именно тому, что следует понять и усвоить, с другой – дух может отрываться от вовлечения оболочек в поток временных явлений с тем, чтобы осознать свою жизнь в Беспредельности, ибо дух вечен, а текущая мимо фильма плотных или тонких явлений не может затронуть Молчаливого Свидетеля внутри, который не от Мира сего и не от Тонкого Мира, но выше. Он, Безмолвный, Живет в царстве Молчания. И только лишь Смотрит, не вовлекаясь в поток. Он не от мира сего, и Он не от того, что временно и преходяще во всех Мирах. Погружаясь в глубины Молчания, в царство Его, дух человека касается Вечности, ибо Молчаливо Смотрящий – от Вечности, от Вечного Пламени Жизни.
 
      (М.А.Й.). Знаем, что очевидность не стоит того, чтобы ею заполнять мысли вплоть до исключения всего остального, и все же продолжаем жить ею. Принцип золотой середины указывает на возможность равновесия между вечным и временным. Живя в этом мире и исполняя его требования и обязанности, то есть свой долг перед людьми, и собою, и телом своим, не забываем, для чего это нужно, понимая, что смысл жизни земной и надземной в накоплении Чаши – для полной и сознательной жизни в Беспредельности. Когда эту цель держим ярко всегда перед глазами, очевидность преходящего теряет над сознанием свою власть.
 
      (М.А.Й.). И все же в себе силы надо найти следовать за желанием духа. Дух хочет Света, тело и астрал хотят копошиться в сумерках обыденности. Но надо, чтобы дух победил. Слишком уж коротки и преходящи явления текущего дня, чтобы их предпочесть желаниям духа. Дух хочет собою поднять и тело, и астрал и очистить оба от тяжких и грубых элементов Земли. Власть духа над астралом и телом проявляется часто и у обычных людей. Много героизма явлено было великим народом в борьбе с силами зла и разрушения, пытавшимися задержать Эволюцию и разрушить Родину нашу. Героизм и есть победа духа над личным, и над немощью тела, и над страхом смерти. Великий народ проявит силу свою в строительстве Нового Мира и в окончательной победе над теми, кто стремится его сокрушить, над врагами человечества, над злобными разрушителями, над идущими против Света и жизни.

      Освобождение от тела не будет освобождением, если над остальными оболочками не утверждена власть. И власть земная никакого отношения к власти над собою не имеет. Себя победить – есть, было и будет величайшей победой духа. Все оболочки временны, но претендуют на то, чтобы господствовать над сознанием. Но власть должна принадлежать не им, но духу, который вневременен. Вневременность духа уявляется в его Бессмертной Триаде, которая есть его несменяемая одежда, или перевоплощающаяся Индивидуальность. Но что же такое дух? Это искра, зажженная от вечного пламени жизни. Ядро духа вечно и неуничтожаемо. В процессе бесконечной эволюции форм, в которые он последовательно облекается, наслаиваются и кристаллизуются отложения всего, через что проходит очередная форма, пока не достигается ступень человеческого сознания, результаты жизни которого дают возможность постепенного формирования Индивидуальности. Зерно духа остается неизменным, но растут наслоения. Личность умирает в каждом воплощении и рождается с новым вновь, но Индивидуальность собирает в Чаше плоды опытов каждого воплощения для уже сознательного проявления Бессмертной Триады в соответствующих Ей сферах. Это и будет победою духа над временностью оболочек, облекающих его и сменяющихся при каждом новом приходе на Землю. Перенести сознание из оболочек в область Бессмертной Триады будет великим достижением духа. Попрана смерть, и дух обретает свободу и власть над теми формами, в которые временно он заключен. Дух не есть плотное тело, не есть астрал, но есть ментальное тело, дух есть огонь, тело огненное, тело Света, оформившееся в процессе длительной эволюции пламенной искры, составляющей его сущность. Солнце прейдет, и Луна прейдет, и Земля прейдет, но не прейдет дух, ибо вечен и неуничтожаем. Только сосредоточившись на нем и в нем утвердив центр сознания, достигает человек того, что называется бессмертием.

      Красота. Будем искать, усматривать и утверждать ее, Красоту, во всем: в лепестках и аромате розы, в восходах и заходах солнца, в сиянии Дальних Миров, в человеческих взаимоотношениях, в гармонии и светоносности своей ауры. Словом, везде и всегда будем пытаться видеть ее и служить ей, ее воплощая в делах своих, чувствах и мыслях. В разных формах люди считали себя служителями различных аспектов бытия. Ныне Нами провозглашена Красота, и служителями Красоты пусть будут дети Мои. Поговорим о Красоте внутреннего мира человека, о гармонии его излучений, о согласованности всего его существа. Достигнуть этой согласованности – значит утвердить Красоту выражения своего духа. Раздражение, или злоба, или зависть, или подлость, или все прочие мелкие чувства, все злое и темное являются антиподом Красоты и служат утверждением безобразия.

      Принцип Красоты можно четко держать на переднем плане сознания, не забывая о ней ни на мгновение. Красота царствует в Высших сияющих Сферах и в измерении Дальних Миров. Красота означает спасение людям и несет его человечеству. Ею наполнить всю жизнь, все мысли, каждый шаг, каждое движение будет задачею глашатая Новой Эпохи Огня. Низшие слои астрального мира полны чудовищного безобразия и зловония разложения. Аромат благоухания Красоты и зловоние безобразия характеризуют соответственно полюс Света и полюс тьмы. Светлые, чистые, возвышенные, гармоничные мысли прекрасны и благоуханны. Смердит тьма. Благоухает Свет, выражаясь в Красоте своих бесчисленных форм. Не может быть колебания между выбором того, чему служить, – Красоте или безобразию, Свету или тьме.

      Надо понять всю глубину значения Красоты и служения ей во всех формах, доступных человеку, чтобы навсегда отворотиться от всякого безобразия, то есть тьмы, которое она отображает и выражает. Пусть речь будет прекрасна, и движения, и жесты, и все поведение человека во всех подробностях его каждодневного пребывания на Земле. Когда Красота утвердится во взаимоотношениях народов и государств, мир будет спасен. Красота – это двигатель эволюции духа к высочайшим вершинам достижений.
 
     Просмотр фильма своей жизни земной показывает, что от того, что было, не остается ничего, кроме памяти о прошедшем. Все, что было, прошло, все, что есть и что будет, тоже пройдет. И только Смотрящий Пребывает вовеки. Очень трудно оторвать сознание от настоящего и сбросить власть его над собою. Но Безмолвный Рекордер над ним, над всем, что, подобно потоку, течет перед Ним постоянно. Мысль о переходе Великих Границ, то есть о так называемой смерти, освобождает от тирании текущего часа, яро указывая на то, что ничего из окружающего нельзя удержать около себя долее положенного ему срока быть перед сознанием и владеть временно им. Но в духе освобождаться возможно, зная, что царство его не от мира сего. Родина духа – пространство высших измерений. Оттуда пришел он, туда же уйдет. А фильмы жизней многих его воплощений в плотные формы даются для познавания и постижения Тайны себя. Носитель этой Тайны – Безмолвный Свидетель, но не оболочки, в которые временно он облечен.

      Созерцание прошлого полезно, если оно не является воспоминаниями, засасывающими сознание, но является именно просмотром фильма жизни, который помогает освобождаться от власти настоящего и умерять его яростные звучания. Слишком уж ревностно люди живут напряжением момента, забывая, что он безвозвратно уносится в Беспредельность. Только опыт и знание остаются неотъемлемыми приобретениями духа. Понимание этого нужно впитать в плоть и кровь, чтобы шум суеты не оглушал и не заставлял забывать о наинужнейшем. В темнице, на костре, на кресте, под тяжкими ударами жизни Носители Света Сохраняли памятование о великом назначении духа, о цели, к которой Стремились, о Высших Мирах и Побеждали в этой борьбе за освобождение его от цепей материального мира и за утверждение власти духа над временными своими оболочками. Они Знали путь к раскрытию Тайны.
 
      Действительность сущего одна. Истина одна, но рассматривать окружающий мир можно с различных точек зрения. И религия и наука касаются этого мира под различными углами. Но если клерикальные выражения и термины заменить научными, то окажется, что спор о несомненном не будет уже иметь места. Конечно, невежество и суеверие придется из области религии исключить, равно как отрицания и предубеждения – из науки. Примирение возможно, и притом на чисто научной основе. Великие религии искажены до неузнаваемости последующими наслоениями. Изуверство и фанатизм наложили свою печать. Религии требуют очищения Основ, данных Первоучителями и провозвестниками Их. Многие догмы придется пересмотреть и отставить, ибо они утверждены последователями, а не Основателями. Например: платное отпущение грехов, плата за отправление церковных треб, отпущение прегрешений, мнимая власть церковников миловать или карать грешников, нелепость государственной религии и так далее.

      Многое придется пересмотреть в корне, оставив только Первоосновы. Сказано было: «Молитесь не всяко, но в духе». Священные места и предметы остаются таковыми, но придется объяснить уже с научной точки зрения явления наслоения человеческих излучений и мыслей на предметах и на всем окружающем человека; добавим при этом, что бывают предметы как добрые, так и злые, равно как места, насыщенные светлыми отложениями кристаллизованной мысли или же темными и кровавыми. Многое придется пересмотреть в Свете Учения Жизни. И придется принять Мир Тонкий, придется принять все три Мира. И нимб над головой окажется излучениями организма, но придется признать и ауру, и эманации светлых и темных мыслей и эмоций. Многое придется научно признать на основании неотрицаемых научных исследований.

      Грешные и праведные мысли окажутся теми же мыслями, но либо темными, либо светлыми. Праведники и грешники окажутся теми же людьми, но имеющими светлые или темные излучения ауры. Разделение и различие пойдет по светотени и определяться будет при помощи обычных аппаратов, без всякой чудесности и церковности. И прощать и отпускать грехи, и даже за плату, уже не придется, так как снимки ауры обнаружат, что платное или какое-либо другое отпущение грехов темную ауру не сделает светоносной. Так же и злая молитва, обезображивающая ауру, получит свое осуждение. Люди поймут, что злыми мыслями они, прежде всего, наносят вред самим себе и отравляют собственный организм. И чудеса займут свое место, то есть будут объяснены научно, ибо в принципе чудес не бывает, но все подчиняется естественным законам, еще далеко не все из которых известны людям. Если освободить Основы Великих Религий от нагромождений, то они все могут быть научно объяснены и научно обоснованы. В этой области невежество человеческое – как верующих, так и неверующих – все еще велико, оно поразительно. Нужно просто знать больше и забыть отрицание.

      (Гуру). Вибрации прошлых свершений или деяний висят над свершившим их человеком. От времени до времени он чувствует их воздействия особенно сильно и подпадает под их власть. В этом большая опасность, если деяния эти не от Света. Как же этого избежать? Только огненным устремлением в будущее. Прошлое для восходящего духа всегда менее совершенно, чем настоящее или будущее. Поэтому освобождение от власти прошлого лежит в будущем. В него и направляются мысли. В будущем легко создать тот идеальный образ, который должен стать достойным выражением устремленного духа. Ничто не может препятствовать подобным полетам. В будущем – все.
 
      Усовершенствованию огненного аппарата человека можно посвятить всю свою жизнь. Сосредоточить все, что нужно для духа, в нем самом и выявить это к утверждению в каждодневности – будет единственно правильным пониманием временного пребывания в теле земном. Все в духе, и все для духа, и дух первенствует во всем. Длительность явлений плотного мира обманчива. Скорее бег событий можно назвать калейдоскопом. И так важно, на чем сосредоточивать мысль. Мысль, каково бы ни было ее содержание, будет расти и усиливаться, если к ней упорно возвращаться и на ней сосредоточиваться. Сперва к этому приходится прилагать усилия, потом поведет мысль. Пока она создается, человек властен над ней, но как только оформление ее закончено, власть эта утрачивается и мысль начинает свое самостоятельное существование.

      Человек, находящийся во власти своих, им же самим порожденных и взлелеянных, мыслей, служит примером того, как созданные своим творцом мысли подчиняют себе своего породителя. Поэтому процесс творчества мыслей ответственен необычайно. Мысль можно породить, но уничтожить ее невозможно. Вот почему гораздо легче контролировать самый процесс мысленного творчества, нежели бороться потом с созданными бесконтрольно негожими мыслями. Ведь в этом последнем случае новая мысль, борющаяся со старой, должна быть более мощного потенциала. Принцип Красоты, применяемый при творчестве мыслей, служит ручательством качества этого процесса. А ведь человек постоянно творит, вызывая мыслями Свет или тьму из пространства. Творцы – все. И творчество это, входя во взаимомагнитную связь с пространственными мыслями, усиливается и растет. Можно вызвать на себя целый поток светоносных, благодетельных мыслей или же каменный дождь мыслей зла. Почему повесился Иуда? Плотная оболочка не выдержала напора темных пространственных мыслей, привлеченных темным предательством. Пусть невежды продолжают соответственно мыслить, если того желает их злая воля, но пусть светоносная мысль близких Мне духов остается сияюще-светлой, и пусть никакая тьма не будет в силах перемагнитить ее. Даже и в страданиях и в огорчениях мысль может оставаться светлой. Для этого нужно только хранить спокойствие, и удерживать равновесие, и этим укреплять защиту свою.

      Накапливанию Агни нужно посвящать и время, и труд. Много способов его накапливать. Главное – это держать на узде свои чувства. Ни курильщики, ни пьяницы, ни те, кто собой не владеет, этого делать не могут. Если каждое праздное слово расточает на ветер огненную мощь, то такой же суровый контроль должен быть постоянно над речью, но еще больший – над чувствами, и самый большой – над мыслями. Мысли негожие пожирают психическую энергию. Мысли уныния, или раздражения, или злобы, или ненависти, иди беспокойства и все прочие из области отрицательных, все они чудовищно обкрадывают человека. Но есть мысли, магнитно притягивающие к себе светлые энергии из пространства. Мысль об Учителе Света есть касание к Свету. Магнит человеческий постоянно притягивает из пространства созвучные его мышлению энергии. Поэтому настроенность магнитного приемника сознания играет решающую роль. Пианист, искусно ударяя по клавишам, вызывает нужные звуки. Адепт Сокровенного Знания играет на токах пространства, извлекая те, которые хочет. При этом искусство заключается в том, чтобы настраивать собственный аппарат на нужной волне. Настроенность его выражается одним словом – гармония. Понятие равновесия тоже входит в него. Одни настраивают себя на волне злобы, недоброжелательства, страха, беспокойства, суеты и удивляются губительным следствиям.

      Весь арсенал отрицательных качеств сдается в архив и отправляется на свалку. Перемагничивание сознания становится первой заботой ученика. Можно попробовать настроить себя на волне радости, чтобы извлечь из пространства по созвучию радость. Много самых разнообразных упражнений можно произвести с настраиванием арфы духа. Когда астральное неистовство собеседника поляризуется собственной собранностью и равновесием, можно считать, что упражнение выполнено успешно. Слишком много дисгармоничных воздействий идет отовсюду и от всех, и власть над собою надо держать твердой рукою, чтобы не превратиться во флюгер для чужого ветра. Говорю обо всем этом, ибо этим путем идет накопление Агни, являющегося Сокровищем, которое нельзя приобрести за все золото мира.
 
      (М.А.Й.). «Да будет Свет», – так может сказать себе каждый и вызвать в микрокосме своем мощное излучение светоносных вибраций. И если человек бессознательно каждое мгновение вызывает свет или тьму, то он может делать это сознательно и вместо темных эманаций излучать только эманации Света. Это в его воле, ибо в микрокосме своем он – владыка. К осознанию власти своей над собою Призывает Учитель, стремясь научить тому, как собою владеть и управлять своей волей излучениями своего организма. Это вполне возможно, и это надо понять. Потушив раздражение и заменив его спокойствием, уже проявляет человек эту власть над собою. Не в каких-то великих и героических делах, но в жизни обычной, на самых обычных делах и явлениях происходит этот процесс овладения своими излучениями и устанавливается над ними власть. «Овладение собою Пошли Владыка», – есть обращение ученика к Учителю, ученика, понявшего, что через это достижение все прочие достижения становится возможным осуществить и что это есть кратчайший путь к Свету.

      (М.А.Й.). Когда человек устанавливает внутри себя равновесие, он приводит к повиновению и к гармонии стихии в своем организме. Тем самым устанавливается над ними его власть, вначале внутри себя, потом вовне. Повелевать стихиями – давняя мечта человечества. Это возможно и это достижимо, но путь к этой власти лежит через себя, через овладение собою. Самой трудной для овладения и подчинения будет стихия огня. Человек – существо огненное. Агни Йога дает методы и способы этого овладения. Она последовательно и постепенно вводит человека в область его огненной природы. Она знакомит его со стихией огня, предостерегая об опасностях процесса овладения своими огнями и указуя путь безопасный. Путь Агни Йоги можно назвать путем преображения человеческой сущности под воздействием растущих в его микрокосме огней.

      (Гуру). Царственная власть человеческого духа над природой суждена ему от начала времен. Чтобы этой власти достичь, надо поверить, что именно таково предназначение человека, а затем устремиться к этой цели далекой. Знаете из прошлого много примеров необычайных способностей человека, огненной силы его и возможности производить необычные и поражающие явления. Это все говорит о том, что явления эти не сказка. Кто же может достичь? Не имеющий ничего своего, не желающий достижения ради себя, забывший время и тело, отдавший себя на служение Владыке и Свету. Принявший эти условия может идти к этой власти, ибо нужна она ему ради Общего Блага, ради работы на Эволюцию всего Сущего. Не считающий ничего своим и не хотящий для себя этой власти может дойти.

      Каждая мысль земного желания или вожделения, продуманная когда-то и, быть может, совершенно забытая, возвращается снова к своему породителю и предъявляет свои права на сочетание с его сознанием. Продуманная, а главное, прочувствованная вновь и таким образом получившая новое признание и утверждение, она уходит из поля сознания, чтобы когда-то вернуться опять. Если это возвращение происходит, когда человек еще в теле, признание или отвержение такой мысли решают ее судьбу на будущее. Отвергнутая за несоответствие с возросшим сознанием, она не вернется. Принятая и утвержденная, она встретит своего породителя и после освобождения его от тела и будет с ним, пока не исчерпает на нем вложенной в нее ее творцом энергии. Когда такие мысли возвращаются в бодрствующем состоянии, их можно отбросить легко, но когда это происходит во сне, который представляет собою очень искреннее состояние, то сочетание с нею или принятие такой мысли происходит автоматически. Если она изжита и уже неприемлема в бодрствующем состоянии, она будет отброшена и не окажет воздействия, если нет, то войдет, окажет влияние и вызовет созвучную реакцию. По снам легче судить о том, что действительно уже преодолено и изжито и что еще шевелится внутри и от времени до времени поднимает голову, требуя признания и утверждения, если сохраняет свою власть над человеком. Печать окончательного решения воли довлеет над каждою мыслью, и за каждую неизжитую придется держать ответ. Дух, магнитно-влекомый, входит в сферы своих мыслей, нечистых и чистых, и пожинает плоды своего мышления и его порождений. Поэтому сознательное очищение своего мыслительного аппарата столь необходимо, ибо в Мире Надземном не двинется человек дальше своего мысленного барьера. Каждое возвращение таких мыслей – это экзамен на чистоту и степень мышления. Все они, когда-то продуманные и принятые, возвращаются вновь, чтобы получить окончательное признание или отвержение. Испытание на мысли идет постоянно наяву и во сне, и от решения воли зависит свобода или рабство человека у своих мыслей.
 
      (Гуру). При постоянстве контроля над мыслями можно заметить, как постепенно некоторые нежелательные мысли, которые прежде безраздельно владели сознанием, начинают утрачивать свою власть над ним. Это уже победа, имеющая очень большое значение для будущего.

____________
* Продолжение в эссе: Нам власть – для творчества даётся. В семи частях.
Размещение в Стихи.ру 15 по 21 декабря 2010 г.
Владислав Стадольник http://www.stihi.ru/avtor/vladislav3


Рецензии