С орлом составом!

     Увлечения детворы в 50-ые прошлого столетия менялись с завидным постоянством. В течение лета, например, до тошноты успевали наиграться в футбол, городки, лапту. Находили время также сходить в лес за ягодами, позагорать и покупаться в речке. Одним словом, ничему и никому не отдавали особого предпочтения. И все же, однажды наши летние каникулы оказались заложниками нового веяния – появились игры на деньги. Не помню сейчас, кто ими «заразил», но знаю точно: азартнее игры еще не было.
     С утра до вечера группками уединялись по укромным местам. Там без устали,  бросали небольшую железную шайбочку в кучку монет. Игра называлась «чика». В чем ее смысл? В том, чтобы попасть в столбик с монетами. Или так бросить железку, чтобы она максимально близко упала от него. Игроку в этом случае давалась возможность бить «битой» по кучке мелочи. Деньги считались выигранными, если монеты переворачивались на «орла».
     Еще деталь. Случалось, от меткого броска шайба попадала в столбик с деньгами. В этом игроку надо было в долю секунды прокричать: «С орлом составом!», чтобы опередить соперников. Тогда «снайпер» имел право собирать монеты в кучку и вновь ударить по ней, опустившись на одно колено. Не успел первым «застолбить» – переворачивай монеты на «орла» по одной.
     В любом деле, как и в игре на деньги, есть мастера. Таким среди нас был Андрей Пашкевич, подросток, с вечно тлеющей цигаркой в зубах. Отца у него не было. Мать, постоянно пропадала на работе. Поэтому за подростком присмотра никого. Хотел Андрей – ходил в школу. Не хотел – прогуливал. Но время зря не терял. За банку варенья, например, охотно мастерил арболеты и поджиги, так сказать, со знаком качества.
     Нравилась в его характере настойчивость: за что бы ни брался, всегда добивался совершенства. Так и «чикой». За несколько недель виртуозно отработал технику игры, что уже мало кто из пацанов стали годиться ему в соперники.
     Что только мы не предпринимали, чтобы не дать себя обыграть. Тренировались, коллективно обсуждали промахи и ошибки в игре, организовывали даже «заговоры». Например, один из игроков мешал Пашкевичу прицельно бросить «биту». Это, правда, помогало, но не всегда. В итоге все равно наша мелочь перекочевывала ему в карман.
     Однажды Васька Канаков отлил нам несколько «бит» из свинца. Они приятно холодила ладонь, Были увесистыми, а значит, по нашему общему разумению, «прицельными». Играть договорились каждый своей шайбой.
     – Теперь Андрюха не должен в чистую нас обыграть, – рассуждали мы, – у него «бита» легче.
     На кон было выставлено рубль шестьдесят копеек. Все монеты по двадцать копеек. С расстояния десяти метров кучка денег поблескивала завораживающе. Бросили жребий. Первый бросок достался Олегу Корягину. Среди нас он был лучшим игроком. Бывало, на равных играл даже со старшими ребятами. Не всегда уступал и Пашкевичу. Олег пару раз присел, сделал несколько круговых движений руками, разминая суставы. Прицелился и с глубоким выдохом метнул «биту». Сделав плавную траекторию, свинец мягкого приземлился впереди осевой линии, на которой стоял столбик мелочи. Кинулись к кону. Расстояние до денег составляло несколько сантиметров. Молодец!
     Бросили свои «биты» и мы. Но никто не смог попасть в кучку монет. Поэтому очередность распределилась, как говорится, по ранжиру. Долговязый Ленька Мусатов был вторым, за ним – Сашка Серебрянский, потом я и Колька Нестеров, Анрдрей Пашкевич замыкал очередь.
     Все с нетерпением ждали, как «отстреляется» главный соперник. Вот он, с нашего согласия, сделал пробный бросок. ( Мы отказались от этого права). Шайба на полметра вперед перелетела осевую линию. Результат был хуже нашего. Затем Андрей постоял, как бы прицеливаясь и взвешивая свои возможности, вытянул руку вперед и «бита» легко полетела. Шлепок раздался в сантиметре от осевой линии. Пашкевич вновь был первым!
     Как могли, успокаивали Корягина. В душе каждого все – таки теплилась надежда на успех. Все страстно желали, чтобы Андрюха промахнулся, разбивая столбик с мелочью. Надо сказать, Бог услышал наши молитвы. В последний момент кто – то из болельщиков прямо под руку сказал, чтобы, тот бил сильнее. «Бита» дрогнула и просвистела рядом с целью.
     – Ура! Олег, теперь бей ты! Покажи, где раки зимуют!
     Железка Корягина опустилась на кучку с мелочью. Поскольку удар пришелся по касательной, столбик плавно разъехался во все стороны. Ни одна из них не перевернулась на «орла». Расстроенный пацан отошел в сторону и стал наблюдать за другими. Ленька Мусатов бил что есть силы по каждой монетке.В результате, только две перевернулись на «орла». Остальные разделили банк поровну. Андрюхе Пашкевичу в этот раз не досталось ни копейки.
     Продолжить игру помешал родитель Сашки Серебрянского. Он неожиданно появился возле кона – проморгали стоящие на шухере ребята. Пригрозив, что сдаст всех Безденежных – участковому милиционеру, дал подзатыльник Саньке и увел с собой. При этом прихватил всю мелочь, предназначенную для продолжения игры. Настроение было испорчено. Все стали расходиться по домам. Впервые лидер игры в «чику» ушел домой без выигрыша.
     Прошел месяц. Нужно было идти в школу. Увлечение «чикой» прошло. Вскоре уже многие смутно представляли, что обозначал боевой клич: «С орлом, составом!».


Рецензии