Немой

     Правильнее было сказать глухонемой. Его жена тоже страдала этим заболеванием. Зато их дети – две девочки – были очень разговорчивые. Одна из них, Дашка, училась со мной в одном классе. Единственное, чем она отличалась от остальных девчонок, так это стрижкой под «Котовского». При этом запах дуста постоянно исходил от ее головы, повязанной платком. Таким образом, мать боролась с проблемой тех лет – вшивостью.
     «Немой» работал водовозом. На лошади, запряженной в телегу с большой бочкой, возил воду в детские сады, школы, больницу и т.д. Кроме того, весной его приглашали пахать огороды под картошку: лошадь – то была за ним закреплена постоянно.
     Однажды отец пригласил его помочь нам вспахать картофельное поле. Дело было весной 1961 года. Только что прошла деноминация рубля: поменяли купюры и уменьшили в десять раз их достоинство. Так десятка стала рублем. Появились  монеты, того же достоинства.
     Откуда у моего родителя оказался металлический «рупь», не знаю. В ходу еще были старые деньги, о новых мы только слышали по радио. Но он расплатился  им, с «Немым», который закончил пахать. Ведь обычной платой – выпивкой с закуской было трудно рассчитаться: надо было в процессе обеда беседовать, что согласитесь, весьма затруднительно с глухонемым.
     Как радовался, необычной для него монетке пахарь, не передать словами! Он пробовал ее на зуб, внимательно рассматривал рисунки на обеих сторонах и ребре, сравнивал со старыми монетами. При этом заразительно смеялся и похлопывал себя по ляжкам от избытка чувств.
     Мне запомнился «Немой» и в другой ситуации. Как – то раз пока сливалась вода из бочки в школьный титан, кто – то запачкал его чернилами. «Немой» заметил это, когда вымазал руки о титан. Разгневанный выскочил из бойлерной и … первого кого увидел, был ваш покорный слуга, который спокойно возвращался в класс с улицы. Лицо у него было искажено страшной гримасой, сопровождавшейся визгливыми звуками. Схватил за шиворот и измазал мне лицо чернильными руками. От неожиданного нападения я совершенно не сопротивлялся. А водовоз, жестикулируя руками и что – то мыча, сделав, как он видимо, думал правое дело, толкнул в спину так, что я кубарем  покатился по школьному коридору.
     Вот такой был «Немой»: наивный, эксцентричный, грубый, непосредственный. Кстати, фамилия его  – Якимов, но об этом мало кто помнил в поселке. Все звали по прозвищу.


Рецензии