ЕЩЕ РАЗ ОБ ЭТОМ

Статья «Национальность и этнос» вызвала множество откликов. Хотел бы остановиться на самом содержательным из них. Мой постоянный оппонент Сергей Белашов делает такое уточнение: «Нация – русские, этнос великороссы, малороссы, белорусы».
Можно было бы принять это уточнение, если бы Сергей указал на принципиальное различие между русскими и теми кого он причисляет к этносам.
Как раз моя статья «Национальность и этнос» была посвящена тому, что мы плохо понимаем разницу между нацией, этносом, народом и народностью.
Я попросил Сергея уточнить чем же русские отличаются от белорусов и к своему удивлению получил ответ достойный расовых идеологов. Привожу его дословно:
«Не русские (нация), а великороссы (этнос) отличаются от бероруссов некоторыми этническими особенностями во внешности (у белорусов более европейские лица, более длинные носы), поведении (у белоруссов большая рациональность в поступках, нетерпимость к несправедливости), ценностях (у белоруссов большая хозяйственность, вдумчивость, музыкальность, стремление к справедливости».
В заключении нашего стремительного диалога, Сергей отсылает меня к работам Сталина. Он прямо пишет:
«Определение нации дал Сталин. Все остальное относится к этносам».
Попробовал я отыскать определение нации у Сталина и даже прочитал его полемическую статью «Еще раз к национальному вопросу», где он втолковывает югославскому социалисту Семичу, известную позицию большевиков о том что национальности имеют право на создание государственности. Таким образом, признается и право нации на отделение от  государства. Именно это признано, как я понимаю и международным правом.
Иначе сказать, нация - это политическое образование и как таковое имеет свои политические интересы и политическое самосознание.
Все это является как бы само собой разумеющимся понятием нации, но… Вот именно «но» - додумать до логического конца это «но» ни кто не хочет! А надо.
Если русские, грузины абхазы и осетины – нация, то и башкиры, якуты, хакасы и так далее, тоже нации!
Если принять это во внимание и отнестись к этому серьезно, то все современные государства должны распасться на национальные фрагменты.
Спасает положение, как это не странно, но именно определение нации, как политической категории. А политика вся основана на писаных законах, а не на законах естественных, то есть от людей независящих.
Грубо говоря, принято законодательно во Франции галлов и норманнов считать этносом и точка! В Испании – басков и дело с концом! Любое поползновение этноса объявить себя нацией трактуется как национализм со всеми от сюда вытекающими правовыми последствиями.
Совершенно иное дело с этносами – эта категория в отличии от национальности является естественной, то есть не имеющей отношения к писанным законам.
Этническая принадлежность определяется историей, языком и самое главное – культурой во всех её проявлениях и прежде всего в бытовых. К антропологии понятие - этнос имеет весьма отдаленное отношение. Не по носам и ушам определяется принадлежность к тому или иному этносу, а по языку, культуре и быту.
Так наши казанские татары к историческим татарам, обитавшим в степях Монголии в 9-12 веках, имеют отношение только по названию. Точно так же и турмен (переводится как я - тюрок) имеет отношения к тюркам только по названию.
Болгары исторически и по языку – славяне, а антропологически ближе к туркам, чем к славянам.
Азербайджанцы -  антропологически типичные европейцы, а говорят на тюрском языке. Точнее на древнемонгольском языке, который в свою очередь относится к тюрской языковой группе.
Это я к тому, что расовый (антропологический) принцип определения нации и этноса не работает!
Как не ломит и не корежит ухо, но если наше государство называется Россией, то все граждане этой страны по определению – россияне. Россияне – это политическое определение, а не этническое!
Этнически даже русские разделены. По крайней мере, если отталкиваться от данного выше определения этноса, есть: Великороссы, Казаки, Сибиряки, которые в свою очередь делятся на Северян, Чалдонов,   Гуран, Сахалинцев, Камчадал, Магаданцев, Баргузин.
Думается мне, это еще не все подэтносы русского этноса.
Унаследованный от большевиков принцип национальных автономий должен быть заменен принципом этнических образований, или по другому – культурно-исторических.
Русские Сибири уже начинают объединяться на основе культурно-исторической общности.
Вот как это обосновывает необходимость этнического самоопределения Сибиряков один из ярчайших представителей этого движения.

                МОЙ ЛИЧНЫЙ МАНИФЕСТ
Почему лично я (и, может быть, мои близкие) поставлю в вопросном листе, в графе "национальность" несуществующую нацию - СИБИРЯК.
Потому что я родился и вырос в Сибири. Здесь мои друзья и родственники. Здесь ландшафты, которые я люблю. Здесь морозная зима и жаркое лето. И осень - золотая.
Я - русский. Но сибиряк.
Я уважаю и люблю всех своих земляков - без различия национальностей и происхождения: коренных, приезжих, живущих здесь поколениями или попавших волнами переселений и репрессий.
Я ненавижу временщиков, грабящих Сибирь.
Я уважаю государственных деятелей России, развивавших этот край.
Новгородских ушкуйников и архангельских поморов, поставивших в устье Таза торговый город - Мангазею.
Казака Ермака, покорившего край, где ружьём, где дипломатией. И его последователей, сделавших русскими гигантскую сушу - от Урала до Аляски.
Петровских офицеров и рудознатцев, посланных изучать Сибирь, - по их картам и лоциям по сей день живём.
Снимаю шляпу перед министром Витте и царём Александром, предпринявших грандиозное строительство - Транссиб.
Другому министру - Столыпину, и другому царю - Николаю, инициировавшим большое крестьянское переселение, распахавшее эту многовековую целину, мой поклон.
Дворянину Строганову, пожертвовавшему свою уникальную библиотеку первому за Уралом Томскому университету и купцу Макухину, разбогатевшему на золоте, но не вывезшему капиталы за границу, а построившему на личные деньги Технологический институт в Томске,- уважение и память.
Православным миссионерам, принёсшим не только слово Божье, но и первые буквари на национальных языках местных народов, приобщивших их к русской цивилизации - спасибо.
И советской власти респект - она разбудила наш край невиданной от веку индустриализацией. Но не только. Она совершила грандиозную культурную революцию. Школы, вузы, театры, картинные галереи, литература - это её плоды.
Вспомним сибирских ОБЛАСТНИКОВ - Ядринцева, Потанина, Андрианова, - первыми поставивших вопрос о правах сибиряков и об обязанностях метрополии перед Сибирью. Они дали нам сибирский флаг и самосознание сибиряка. А также пример страдания за свои убеждения.
Добавьте в этот перечень кого вы лично любите и знаете.
Я не хочу отделяться от России, ибо не могу отделить себя от русского языка и русской культуры. Но я - СИБИРЯК. Сибирь - моя родина. Одновременно большая и малая.
Но может и об автономии зайти речь - это как поведёт себя Москва и как решат земляки.
Для начала мне нужна СИБИРСКАЯ ПАРТИЯ в парламенте. Мне нужно, чтобы из Сибири не только качали богатства, но, и это главное, развивали её. Нам остохерело работать на Москву. На Абрамовича, на Дерипаску - на всех, как бы они ни называли себя, для кого родина там, где тепло им лично.
Надоело быть обслугой трубы, через которую утекает сибирское добро, обогащая дешёвыми энергоносителями, металлом по бросовым ценам, электроэнергией кого угодно - от немецкого бюргера до всех "незалежных" бывших друзей, но только не сибиряка.
Нам остаётся вырубленная тайга, изодранная тяжёлой техникой тундра, заражённые отходами нефтедобычи болота, нарушенные открытой угледобычей и шахтными провалами чернозёмы, чёрный от промышленных выбросов воздух, вода, которую нельзя пить.
Скоро и Байкал станет грязным отстойником - так выгодно московской олигархии.
Некоторые из нас по сей день живут в бараках времён копей Михельсона, времянках лагерей НКВД, в жалких трущобах по берегам угольных и рудных котлованов. В лучшем случае - в "хрущобах".
Надоели лживые политики, авантюристы, воры, сучьи дети всех мастей.
Надоело!
Таков МОЙ ЛИЧНЫЙ МАНИФЕСТ.

Василий ПОПОК, журналист и литератор, потомок русских, украинских и белорусских переселенцев начала 20 века.
Кемерово.


Рецензии