Армянские этюды или нетипичная командировка Ч. III

День третий.

   Следующим утром мы, позавтракав в том же «гостеприимном» кафе, пошли на заседание нашей  секции. И тут поднимается руководитель секции и говорит: - «Товарищи, сейчас мне сообщили, что нам дают автобусы для проведения культурной программы – экскурсии по Армении. Кто записался на нее – прошу в автобусы, а заседание проведем вечером, по возвращению».

 Вот незадача, мы пропустили вчера такой важный момент. Тем не менее, мы влезли в автобус, заняв самые не конкурентные места  позади, надеясь, что в суматохе как-нибудь удастся примкнуть к экскурсии. Так оно и оказалось, и вот мы уже катим по ставшей уже привычной, горной дороге к первому экскурсионному объекту – озеру Севан.

  Севан – это большое, даже громадное, особенно по меркам такой небольшой страны, как Армения, горное зеро на высоте около 2000 метров. В нее впадает много рек и речушек, а вытекает только одна – Раздан. Вот на ней и была построена ГЭС в Советские времена, а воды, прошедшие через нее использовались для орошения.
 Это привело к снижению уровня озера более, чем на 10 м. В условиях возрастающего потребления пресной воды, а Севан был и есть единственный в республике крупный источник пресной воды, решили этот проект остановить.
   Но Севан никак не набирал прежний уровень, наоборот, уровень продолжал самопроизвольно падать.  Спохватившись, стали строить туннель, который бы перебросил в озеро реки Арпа и Вотан. Туннель для вод реки Арпа был построен, было проведена даже опытная эксплуатация, но потом он был закрыт на ремонт – сказались некачественно произведенные строительные работы (попросту было мало положена в бетон цемента, я подозреваю, стены начали обваливаться). Вот с тех пор до наших дней и идет ремонт. Уровень говорят, стабилизировался на отметке -20 м.
   Из-за  снижения уровня воды, остров, на котором был расположен Севанский монастырь 4 века нашей эры, стал полуостровом. Будучи в Армении постепенно начинаешь привыкать к историческим датам такого порядка, такая уж Армения древняя страна, у нас даты, относящие к христианству начинаются только  только в 9 веке.

 В памяти сохранился местный ресторан, где нам подали акклиматизированных здесь сигов – другой рыбы, в частности знаменитой севанской форели стало совсем мало. Это было что-то очень жесткое, совершенно без жира. Видно акклиматизироваться сиги акклиматизировались, но живется им там не сладко.

  От Севана наш путь вел к Гарни.  Храм Гарни (армянский Парфенон) — единственный сохранившийся на территории Армении памятник, относящийся к эпохе язычества и эллинизма. Как полагают, он был посвящён языческому богу Солнца Митре.

В результате сильного землетрясения в 1679 г. храм был почти полностью разрушен, его восстановили в 1966—1976 г. Не знаю, насколько это правда, но нам экскурсовод сказал, что храм восстанавливали по народной инициативе – собрались сами каменщики, мастера резьбы по камню, разобрали всю гору мусора, оставшегося от храма, и собрали по камешку снова. Причем, утраченные детали сделаны из туфа серого цвета, а не красного, как подлинник, и без всякой резьбы. Их сразу же можно заметить.
   На меня этот рассказ произвел глубокое впечатление. Вот пример настоящей любви к родине, ее истории.
  Храм стоит на краю глубочайшего ущелья, несколько сот метров, отсюда открывается удивительный вид на речную долину реки Азат внизу и мешанину гор в радиусе нескольких десятков километров.
 Этот небольшой храм в классическом греческом стиле действительно напоминает  макет Парфенона, он как машина времени переносит нас очень далеко, в дохристианскую еще эпоху. Ему несказанно повезло – представьте, он простоял до разрушения около двух тысяч лет! И это в краю, где землетрясения происходят почти каждый день, не говоря уже о разрушительном человеческом факторе.

  От велико до обыденного…Тут же у ступеней храма предприимчивые местные жители продавали чачу – виноградную водку. Тогда еще так не продавался знаменитый армянский коньяк, сегодня, как говорят специалисты, представленный, в основном, закрашенным виноградным спиртом в лучшем случае...

  Неподалеку от  Гарни находится другое уникальное архитектурное сооружение -
Гегард, дословно — «копьё») — монастырский комплекс. Расположен он тоже в ущелье горной реки Азат, примерно в 40 км к юго-востоку от Еревана и на таком же расстоянии от  Гарни.
  Сейчас комплекс внесен вместе с окружающими монастырь утёсами, являющимися частью ущелья реки Азат, ЮНЕСКО внесен в список объектов Всемирного культурного наследия.
   Более полное название комплекса — Гегардаванк, дословно — «Монастырь копья». Название монастырского комплекса происходит от копья Лонгина, которым пронзили тело Иисуса Христа на Кресте, и, как утверждается, привезённого в Армению апостолом Фаддеем в числе многих других реликвий. Сейчас копьё выставлено в музее Эчмиадзина.

 Поражает то, что часть храмов монастырского комплекса полностью выдолблены внутри скал, в то время как другие являются сложными сооружениями, состоящими как из обнесенных стенами помещений, так и с комнатами, выдолбленными глубоко внутри утёса.
   В выдолбленных помещениях царит полумрак, стены и потолки закопчены дымов от факелов. Над входом в главный храм вмурована  плита из туфа с вырезанной на ней барельефом с каким-то крупным кошачьим, терзающим буйвола. Там же вмурованы несколько древних хачкаров.

   На территории монастырского комплекса, особенно на лестнице, ведущей в верх, имеются многочисленные вырезанные на каменных стенах, вмурованные в стены и отдельно стоящие хачкары - традиционные армянские каменные памятные стеллы с крестами, заменяющие иконы в армянским церквях. Икон там нет и, похоже, никогда не было. Это присуще только армянской древней (нехалкилонской) восточной церкви. 
  Она не признала постановление четвертого Вселенского Халкидонского собора 451 года и утверждает, что во Христе Божественная природа растворила, победила Человеческую. Это я тогда уже знал, являясь усердным читателем журнала «Наука и религия», в котором было можно почерпнуть в популярной форме много фактов по истории религии, нигде более не публикуемых для широкого круга читателей.

 Интересно технология возведения этих храмов. Сооружение их начиналось сверху, сначала отделывались внутренние помещения храма, вход, а потом уже отделялись от монолита туфовой скалы внешние стены. Внутренние и внешние поверхности стен украшались ажурной орнаментальной резьбой.

 Тогда ничего подобного я и не знал и не видел. Пещерный храмовый комплекс произвел просто поразительное впечатление.Такого рода сооружения известны мне теперь только в Иордании (Петра), в Крыму (Чуфут-Кале, Эски-Кермен, Тепе-Кермен, Мангуп) или в Эфиопии.


  На этом интереснейшая экскурсия по древней Армении закончилась, и уже глубоким вечером мы прибыли обратно в Цахкадзор. Ни на какое заседание секции большинство экскурсантов, переполненных новой информацией и усталых до крайности, конечно не пошло. К ним присоединились и мы, доклады которых были перенесены на следующий, последний день конференции.

     Фото автора.

Продолжение http://www.proza.ru/2010/11/06/657


Рецензии
Очень интересно описана экскурсия по Древней Армении. Особенно понравилось новое "Интересна технология возведения этих храмов. Сооружение их начиналось сверху, сначала отделывались внутренние помещения храма, вход, а потом уже отделялись от монолита туфовой скалы внешние стены. Внутренние и внешние поверхности стен украшались ажурной орнаментальной резьбой".
Мне ваша экскурсия напомнила поездку в Северную Осетию, тоже поражает красотой природы, длинным ущельем, старинными храмами.
Поездки Вам на пользу, каждая является темой для небольшого интересного рассказа!!!

Ли

Лидия Мнацаканова   11.01.2024 21:02     Заявить о нарушении
Никогда не был в Осетии.
Спасибо за прочтение и рецезию.
Всех благ!

Федоров Александр Георгиевич   12.01.2024 08:07   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.