Нравственное значение Великой Октябрьской революци

«Обнимитесь, миллионы !»
Фридрих Шиллер.

   Накануне Великой Октябрьской революции наша страна истекала кровью в Первой мировой войне, что развязана была мировым капиталом и явилась кошмаром для всего человечества. Межимпериалистические противоречия между двумя группировками ведущих держав мира решались путем войны, пожирающей многие миллионы людей, ослепленных лже-патриотизмом – им прикрывались классовые интересы капитала. Ради этих интересов, не сознавая того, люди труда убивали друг друга. Человечество захлебывалось в крови, не видя выхода из кровавого тупика. Не было в мире силы, которая могла бы остановить мясорубку войны. Россия была брошена в неё за долги иностранному капиталу. Война донельзя обо¬стрила в ней классовые противоречия. Назревала угроза государственной катастрофы. Февральская революция 1917 года, в результате которой власть в стране оказалась в руках Временного буржуазного правительства (оно само себя назначило), не отвела этой угрозы, а приблизила ее. Россия не вышла из войны и оказалась на грани распада. Последний был бы неминуем, если бы... если бы не Великая Октябрьская социалистическая революция 1917 года, если бы не Ленин и созданная им партия большевиков. Мировая война 1914 года и Октябрьская революция впервые с невиданной остротой столкнули два проявления массовой силы, накопленной ходом истории. Либо бессмысленная жестокость в кровавой схватке, которая легко могла стать новой тридцатилетней бойней и привести к гибели европейской культуры, либо сплочение людей труда против тех, кому выгодны раскол и взаимное озверение одних против других. Рабоче-крестьянский Октябрь 17-го спас не только Россию и мир от неминуемой катастрофы, но и дал надежду всему человечеству, явив ему новый путь развития – путь к социализму.
   Великая октябрьская революция ознаменовала не только переход к новым политическим, экономическим, социальным отношениям, но также основательно изменила нравственность в российском обществе, повлияла на коренное изменение нравственной атмосферы в мире.   
   Что такое общественная нравственность? Это качественное измерение отношений в обществе. Какова в обществе нравственность, таковы и прочие социальные связи – от политики до культуры.
   Каковы же вкратце нравственные достижения Великой Октябрьской революции ? На какую нравственную высоту возвысила она общественные отношения ?
   Социалистическая революция 1917-го г. пробудила массы к самостоятельной деятельности, к самоопределению. Она подняла толпу до уровня народа. Люди узнали разницу между подавлением масс особой силой государства и подавлением угнетателей всеобщей силой большинства народа, рабочих и крестьян. 
   Октябрьская революция сделала реальные шаги к действительной солидарности большинства людей. Главная идея всех документов первых лет Октябрьской революции – это идея сплочения. Сплочения наций, равно уставших от империалистической бойни, сплочения всех людей труда перед лицом разъединяющей их силы денег, сплочения рабочих и крестьян. Нас гнали, натравливали друг на друга, мы были разделены и были рабы. Мы больше не рабы, потому что едины – попробуй взять нас ! Это была классовая нравственность, ибо революция защищала прежде всего права угнетенных. Это была нравственность, ибо Октябрьская революция осуществляла свои заповеди на деле и у себя дома, то есть обращала их на самое себя. Великий Октябрь заложил основу товарищеской солидарности всех людей без различия пола и возраста, заменила казенную дисциплину старого мира товарищеским сплочением всех трудящихся, открыла дорогу скрытой энергии миллионных масс.
   Октябрьская революция коренным образом повлияла на межнациональные отношения, создала невиданный на земле нравственный климат, требуя особой деликатности по отношению к национальным чувствам обиженных раньше народов, больших и малых. Это было что-то действительно новое, убеждающее, и такие исторические факты не проходят даром. Ничто не может стереть их в сердцах людей – ни клевета, ни грязная проповедь раздора и шовинизма. Без классовой нравственности Октября не могло быть и тех явлений национального сотрудничества, которые замечаются ныне во всем мире.
   Другой нравственной заповедью Октябрьской революции стало отвращение к нетрудовому образу жизни. Прежде гордились возможностью жить без труда, пользуясь услугами других. Теперь начали стыдиться своих преимуществ и, по крайней мере, прятать их от других людей. Даже наивные с нашей нынешней точки зрения черты времени вытекали из убеждения в безнравственности всякого барства. Стало неловко пользоваться трудом носильщика, официанта. Классовая мораль труда оказала большое влияние на все слои общества, и зажиточный крестьянин, как рассказывал Ленин в одной из своих речей, искренне не хотел, чтобы его считали буржуем.
  Великий Октябрь изменил нравственные воззрения на социальное право, результатом чего стало появление невиданных прежде социальных гарантий. Без рассуждений о милосердии новое общество признало право больного на обеспеченную законом заботу со стороны других людей, а не унижающую его благотворительность подачками. Без утешительных слов о нищих духом, революция отвергла старый взгляд на образование как источник привилегий и особого чванства. Всякое культурное преимущество, полученное за счет общества, налагает обязанность поднимать на более высокую ступень людей труда, у которых в свою очередь есть чему поучиться самому образованному человеку. Впервые было официально признано революционной властью, что культура является средством соединения, а не разобщения. Это принцип, все остальное – его нарушение.
   С этой точки зрения понятна также борьба Ленина за создание жизненной обстановки, в которой народные массы могли бы усвоить «вполне и настоящим образом» лучшие, классически развитые формы культуры вместо продуктов разложения этой культуры, сеющих только анархический бунт против неё. Устами Ленина Октябрьская революция объявила себя не восстанием разрушительных сил против человеческого образа жизни, созданного веками, а прочным оплотом истины, добра и красоты.
   Наконец Октябрьская революция указала путь к победе над коренными, глубинными пороками человеческой природы и поставила человеческую проблему, которую отвлеченно решали все нравственные системы мира, на реальную историческую почву. Октябрьский подъем развязал нравственный узел, туго стянутый предшествующей историей, и сознательный авангард страны должен был снова связать его, но связать правильно. Это была задача не из лёгких, ибо известно еще со времен Добролюбова, что внешних турок победить легче, чем внутренних. Колчак и Деникин были внешние турки. Схватка с ними во время Гражданской войны стоила громадных потерь, и всё же этим аршином мерить другие задачи, стоящие перед народом, идущим к более высокой общественной организации, нельзя. Со всей присущей ему энергией мысли Ленин подчеркивал значение новых, особенных и непонятных с точки зрения книжного марксизма явлений классовой борьбы. Выбросив за границу два миллиона белогвардейцев, нужно было овладеть своими собственными силами и побуждениями, перегореть самим, добиться торжества «над собственной косностью, распущенностью, мелкобуржуазным эгоизмом, над этими привычками, которые проклятый капитализм оставил в наследство рабочему и крестьянину».
   Да, богат нравственным смыслом мир Октябрьской революции, и счастлив тот, в ком горят зажженные ею огни. Многие великие истины, известные еще с древних времен, получили новое крещение в дни Октября, и многие практические идеи нашей революции постепенно отразились в завоеваниях трудящихся далеко от нас.

   Подготовлено по материалам книги Ю.П.Белова «Два великих имени России» и статьи М.А.Лифшица «Нравственное значение Октябрьской революции»


Рецензии
Посудите сами, как назвать партию, боевики которой грабят банки и страховые общества и ведут террор против должностных лиц государства. Эта партия террористическая. Что так не делало РСДРПб? Легендарный Камо - грабил банки, Сталин - еще тот уголовник. Какая нравственность - зайти в город и растрелять 500-600 человек другого сословия. Да был белый террор, а что по приказу педерастки Землячки, секретаря Крымского обкома РСДРПб не растреляли и утопили десятки тысяч белых офицеров, не успевших уйти с Врангелем в эмиграцию? Многие знают, что героя Гражданской войны Лазо сожгли в топке паровоза японцы, а вот то, что пьяная революционная матросня еще в феврале 1917 сожгла в топке корабля одного из мичманов Императорского флота, про это молчат, засунув язык в задницу. Революция не может быть нравственной по определению, если она не мирная. Если есть насилие - это уже безнравственность.

Владимир Шевченко   27.11.2013 13:46     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.