Телесериал про бабушку. серия четвёртая. год 1937

Телесериал про бабушку. Серия 4. Год 1937             28.10.2010

1. Лия в спальной рубашке делает несколько последних стежков и заканчивает панно, на котором вышит лес. Вешает его над своей кроватью за занавеской и ложится в кровать.

Лия: «Я люблю засыпать под звуки мандолины. Это значит, что папа дома и всё
хорошо. Иногда вечером он задерживается на сыгровках оркестра или играет в
преферанс, и тогда в доме повисает тревожная тишина. Третий патефон, появившийся в Ашхабаде, был куплен моим отцом. Мы все любим  музыку Чайковского и Верди.

 А маме и папе ещё нравится опера Гулака - Артемовского «Запорожец за Дунаем», особенно ария главной  героини. Им кажется, что это про них».

Звук входной двери.

Лия: «Пришёл!»

Голос Виктора Михайловича  за занавеской: «Знаешь, Нэся, шёл по улице, и вижу, за мной кто-то идёт. Я достал портсигар и покрутил его под фонарём - он блестит, как пистолет. Отстал».

Бабушка: «Виктор, ну что тебе дома не сидится?»
2. Страшный взгляд Ивана Грозного направлен с картины Репина на зрителя. Лия вытирает пыль с этой картины.

Лия: «Эта копия сделана дядей Шурой, братом мамы. Он закончил с отличием художественное училище, но работает инженером - связистом. У него двое детей и надо содержать семью. А живописью он занимается в отпуск. Мама гордится дядей Шурой и этой копией».

3. В комнату вбегает Боря: «Лия, давай накрывать на стол. Дедушка Никита приехал  совсем, из Новосибирска!»

В комнату входит полноватый седой человек с бородкой, с болезненной       
одутловатостью лица, но с живыми добрыми глазами. С ним бабушка и Виктор Михайлович.

Дедушка Никита: «Здравствуйте, внуки! Какие вы красивые! Нэся, я продал наш дом,  привёз деньги. Давай здесь купим дом?»

Бабушка: «Понимаешь, папа, я всё время уговариваю Виктора отсюда уехать. Я плохо переношу жару, и дети тоже. С Виктора тоже семь потов сходит, но он привык, это его родина, а его приглашают в Подмосковье друзья, бывшие соседи, Палицины. Палицин по  происхождению дворянин, но сейчас он завёл пасеку под Москвой.  Так что не стоит здесь покупать дом».

Дедушка Никита: «Но деньги надо использовать, иначе они разойдутся незаметно».

Бабушка: «Мы подумаем потом, ты садись, отдохни с дороги, пообедай».

Дедушка Никита: «Чайку выпью, а есть не хочется, жарко».

Все сидят и смотрят на дедушку Никиту. Бабушка - с любовью и сочувствием, Лия и Боря - с любопытством,  Виктор Михайлович - весело и с интересом.

Дедушка Никита: «Нэся, у  тебя зингеровская машинка работает?»

Бабушка: «Да, при перевозке у неё появилась трещина внизу, но Боря починил. Он у нас инженером будет, радио увлекается».

Дедушка Никита: «Я буду брать заказы. Вижу, живёте вы небогато. А мне  в
Новосибирске одиноко  в большом доме жить. Все дети поразъехались в другие города».

Бабушка: «Папа, мы тебе рады. Ты поброди по городу, осмотрись, а потом, если
хочешь, можешь работать. А мы скоро, может, и неплохо заживём - я устроилась счетоводом, окончила курсы у Виктора. Надоело мне дома сидеть. Дети взрослые, хочу  среди людей побыть. Гольф, на место! Лия, не корми Гольфа под столом, ты его портишь!».

Бабушка: «А вот несколько лет назад было у нас с деньгами неважно. У Виктора Михайловича был тиф, вечно он стаканы с лимонадом на улицах облизывает. После тифа его одноклассник из гимназии, врач Щупак, советовал пить мацони, потому что у Виктора кишечник истончился, и больше ничего нельзя было есть. Мацони в Ашхабаде дорогой продукт. Мы снесли в торгсин всё золото, даже нательные кресты. Мама Виктора Михайловича, Анастасия Никитична, меня потом ругала, что кресты сдали. За них и дали-то пустяк».

 Лия: «А мне было жалко брошку в виде ключика, с голубым камушком». Бабушка: «Что же ты не сказала, я бы оставила, там и был-то один грамм», Лия - зрителям, шёпотом: «А ещё мне понравился кавказский браслет в виде змейки…»

Бабушка: «Вообще Виктор часто болеет. Помнишь, Виктор, как меня врач, который тебя оперировал, спросил, как меня зовут? Я говорю: «Анна». Смотрю, врач мнётся. Потом спрашивает - как вас муж зовёт? Говорю: «Нэся». Вот говорит, он во время операции Нэсю звал».

А уж Лия у меня болеет... То трахома, то ангина Людовика, только успевай разворачиваться. Ну, правда, и я уже два раза с крупозным воспалением лежала. Тут меня Виктор порадовал - домой из больницы на тройке вёз! И где он в Ашхабаде тройку нашёл?»

Дедушка Никита: «Нюрочка, ты же такая здоровая в детстве была, вообще ничем не болела! Надо вам в Россию уезжать, что верно, то верно!»

Бабушка: «Вообще-то мы вот уже года два живём прилично. Виктор покупает мне импортное бельё, которое распродаёт таможня, и очень любит гладить его сам. Вон, видишь, купил трюмо из карельской берёзы и всегда дарит мне хорошие духи. А когда Лии исполнилось 12 лет, подарил ей белую лаковую сумку».

Дедушка Никита: «А газеты читаете? Что вы думаете о последней речи Калинина и ценах на хлеб?»

Виктор Михайлович: «Этот всесоюзный старикашка? Что он может сказать? Он только награды раздаёт и целуется»
Бабушка: «Виктор! Ну что ты говоришь?»

3. Звуки «Рио-Риты». Танцы в парке. Лия танцует с подругой Женей Кулинцевой.

Лия: «Женя, ты так хорошо ведёшь, мне нравится танцевать с тобой больше, чем с мальчиками. Некоторые из них даже на ноги наступают, а некоторые воображают себя красавцами, а я красавцев не люблю».

Женя: «Хорошо, что Сергей Владимирович научил нас танцевать. Тебе нравится с ним танцевать?»

Лия: «Ну, что ты, конечно нет! Он старый и странный, хотя прекрасный математик и друг моего отца. Знаешь, говорят, что он хранит в кармане пиджака надушенный локон, а сверху прикрывает его бутоньеркой. Он же всегда ходит с бутоньеркой и в пиджаке, даже в жару».

Женя: «Он друг и моего отца. Он очень хороший сын, но есть в нём что-то неприятное, хотя он культурный и интересный человек».

Лия: «Мой отец захотел пойти на курсы современных танцев вместе со мной. Мама ни в какую. Тебе, говорит, уже за сорок, неприлично на танцульки бегать, А мама и сама хорошо танцует, а на танцы ходить не хочет».

К девочкам подходят два симпатичных парня. Один из них говорит; «Позвольте вас разбить?»

Девчонки с недовольными лицами расходятся по парам.
Камера отходит от танцевальной площадки в сумеречный парк с розами и акациями.

5. Велосипедисты шумели во дворе школы. Чертежник во время урока сделал им замечание. Они стали ему грубить.

У доски молодой крепкий парень чертит мелом схему. В окно всовывается голова парня в кепке и кричит: «А учитель у вас дурак, не слушайте его!»
Парень у доски и есть учитель. Он поворачивается к окну и выпрыгивает в него. Весь класс подбегает к окнам.
Камера показывает двор школы. Там несколько хулиганов приготовились бить учителя. Ученики с радостными криками выпрыгивают в окна на помощь учителю.

Девчонки в окна подбадривают  одноклассников.

Битва была не долгой. Справедливость победила. Поправляя волосы и одежду, учитель и ученики, радостно улыбаясь, влезают обратно в окно.
Дверь открывается и входит директор: «Что за шум?»
Все сидят и сосредоточенно следят за объяснениями чертежника. Поворачивают к директору недоуменные лица.

6. В кадре Сергей Владимирович Лемешко.  В его внешности что-то от стиля      Вертинского. Рафинированная интеллигентность, даже ногти отполированы. Черты лица одухотворённые, несколько изнеженные.

Сергей Владимирович Лемешко: «У нас сегодня новогодний вечер. Я договорился, что нам для этого дадут физкультурный зал. Предупредите родителей, что будете встречать новый год в школе. А я в полночь пойду поздравить мамочку. Она будет дома одна».

Физкультурный зал. В углу стоит бочка с мороженым. Над ней на канате качается Женя Кулинцева со столовой ложкой в руке, погружает её в мороженое и с блаженной улыбкой продолжает раскачивание.

 Маскарад. Лия в черкеске, Боря в женском туркменском костюме, с косынкой на голове и огромных тапочках.

В другом углу - патефон на столе, чашки, самовар, конфеты, яблоки, печенье. Лия с цветком в волосах танцует вальс с одноклассником Ваней Шкарупой. Другие тоже танцуют.

Камера показывает танцы. Вдруг Женя Кулинцева останавливает патефон и достаёт из портфеля тетрадь: «Слушайте все! Я хочу представить вам восходящую звезду русской поэзии Ирину Климович! Тишина в зале! Исторический момент!»


Женя влезает на стул с тетрадью в руках и, отбиваясь от Ирины, открывает тетрадь в заложенном месте:

«Как всё в тебе прекрасно, милый!
Какой недюжинною силой
Горит твой умный взгляд!
Тебе всю жизнь отдать готова,
Скажи мне ласковое слово,
Что ты мне тоже верить рад!»

Ирина ухватилась за тетрадь одной рукой, но её оттаскивают хохочущие
одноклассники. Связывают руки и усаживают на стул.

«Борис, сказать тебе не смею,
 Как без тебя тоскую я,
 Тебе, конечно, не признаюсь,
Пройдут года - я затеряюсь,
 Но, всё же, вспоминай меня».

Гул аплодисментов. Крики «Браво». Ирину, всю красную, освобождают, и она убегает из зала.

7. Отгороженная занавеской кухня. Лия моет в тазу посуду. Поворачивается к зрителям: «Как же я не любила отмывать кружку от тюри! Дедушка Перегудов её любил. Она так трудно отмывается! Дедушка Перегудов умер. Он заразился чем-то,  и мама носила ему в больницу красное вино, которое прописал врач,  и специальную еду. Жаль его, он был очень добрый.

А Борис любит по утрам толокно. Тоже противно мыть. Я не люблю ещё отмывать тарелки после каши. А мама говорит, что при моём здоровье и любви к острому придётся на старости одни каши есть. Это ужасно! Это отвратительно!»   

Роняет на пол стакан. Он разбивается. Она заметает осколки в совок и выбрасывает в ведро.

«А ещё мама говорит, что у меня «золотые ручки», я бью много посуды. Но ведь я её мою! Это моя обязанность.  А мама говорит, что я мало занимаюсь в школе, и она ничего не подарит мне к выпускным экзаменам. А Боре они уже купили часы, я видела. Не может быть, чтобы мне ничего не подарили!»

Вбегает Женя Кулинцева: «Лия, пошли готовиться к экзаменам по геометрии! Я видела, у тебя в саду лежит ковёр, и на нём учебники приготовлены. Сергей Владимирович говорит, что из «скрипучей троицы» только Ирина готова к экзаменам».
Лия: «Сейчас, домою и руки вытру. Начинайте с Ириной без меня».

Камера из кустов наблюдает за тремя девочками. Перед ними – большое персидское блюдо с персиками. Ира добросовестно читает учебник. Женя срывает с дерева персик и ест, но отвечает на вопросы Иры. Лия лежит и постепенно засыпает. Звуки «Утомлённого солнца».
Через какое-то время Ира и Женя встают, надевают туфли, и в ногу, поскрипывая туфлями, уходят. Камера акцентирует их красивые ноги.

8. Лия вертится перед зеркалом в новом платье, подаренном к выпускному балу.

Бабушка: «Лия, ну сколько можно крутиться перед зеркалом?»
Тётя Лина (сестра Виктора Михайловича, крёстная Лии): «Нэся, девушка должна знать, что она хороша собой. Ей надо об этом говорить».

9. Снова бал в физкультурном зале. Лия танцует с атлетом Побелянским.

Лия: «Кем ты хочешь быть?»
Побелянский: «Я хочу быть кинооператором. Еду поступать в Ленинград. А вы с Борей?»

Лия; «Я останусь в Ашхабаде, буду поступать на математический факультет пединститута. А Боря поедет сдавать экзамены в академию связи в Москве».

10. Уютный вечер за столом под матерчатым абажуром. За столом Виктор Михайлович, бабушка и Лия. Лия: «Сергей Владимирович Лемешко сказал, что я неплохо сдала выпускные экзамены по математике. Я и вступительные экзамены сдала хорошо. Но сейчас мне не нравится учиться на математическом факультете. У Лемешко интереснее было. А сейчас я математику разлюбила. Я, наверно, на химический факультет перейду. Там опыты, взрывы...»

Виктор Михайлович: «Дело хозяйское. Вот выучитесь вы с Борей, ты выйдешь за Героя Советского Союза, Боря станет знаменитым инженером, а мы с Нэсей будем к вам по выходным на вечерний чай
с вареньем приходить. С палочками, трюх, трюх...».
 
Смеётся.

Бабушка: «Борис письмо прислал. У нас ведь с тобой скоро 20-летие со дня свадьбы. Он хочет, чтобы мы торт купили. Помнишь, торт на витрине кондитерского - замок из сахара, шоколада, сливок и мармелада? Дети никогда не могли пройти мимо него, не остановившись. Только я думаю, надо заказать торт у нас в НКВД, у нас прекрасные торты делают на заказ»

11. Камера показывает стол, гости за ним, торт со светло-жёлтыми, красными и розовыми розами и цифрой «20», жареные пирожки, конфеты, фрукты, серебряный самовар.

Весёлый, непринуждённый разговор, смех, звучит пластинка с песней «В парке Чаир распускаются розы…».

Бабушка: «Виктор, а ты помнишь, как мы с тобой в Новосибирске пошли гулять? Был сильный мороз и скользко. Ты был при полном параде, в офицерской форме. Держал меня под руку. Я неожиданно поскользнулась и упала тебе под ноги. Ты рухнул вслед за мной и рассердился», - хохочет. «Мы так смешно выглядели! А потом как-то ты приезжал на побывку. Я пожарила курицу и спешила тебя угостить. Бежала по дорожке к тебе навстречу, и тоже упала!» Снова смеётся.

Бабушка: «А помнишь, тебе пришлось брать в офицерском собрании разрешение на брак со мной? Мы же были из разных слоёв общества!»

Оба смеются. Сёстры Виктора Михайловича горделиво переглядываются, ощущая себя дворянками.

Виктор Михайлович: «Лия, мне Борис сказал - ты ему заявила, что замуж никогда не пойдёшь. Тебе, конечно, рано об этом думать, но почему никогда? Мы бы тебе большой сервиз подарили.

Как жаль, что нет с нами папы. Сейчас бы он нас сфотографировал. Он так любил фотографировать! И это у него получалось отлично!»

Все соглашаются с ним.

12. Новый год, застолье в семейном кругу, но без Бориса. Вместо ёлки – украшенное деревце туи. Лия не пошла праздновать со студентами и куксится. Она поворачивается к зрителю: «Я не сказала маме, почему не пошла со студентами. В прошлый раз там играли в бутылочку и целовались. Я тогда расплакалась и ушла. Это так пошло и грубо! А дома мне скучно, хочется танцевать…»

Бабушка замечает настроение Лии. Уходит и возвращается в платье, подвязанном покороче лентой, в волосах лента и цветок – намёк на моду НЭП. Она заводит чарльстон и начинает лихо его отплясывать, стараясь развеселить дочку. Виктор Михайлович смеётся до слёз.

В кадре под музыку марша из 6-ой симфонии Чайковского появляется отрывной календарь. На листке красными цифрами – 1937г. Цифра постепенно растворяется, вместо неё мы видим голубой падающий снег. Более крупно – это серебряные колечки с бирюзой. Они падают в отверстие в деревянном туалете. Оттуда поднимается кобра. Капюшон её постепенно раздувается. Она смотрит в кадр. Марш звучит громче, иногда перебиваемый чарльстоном.

13. В двери вбегает мокрая, потная, со сбившейся косой бабушка. В глазах её ужас. В комнате всё перерыто.

Раскрыт чемодан с чистым бельём. Лия с возмущением смотрит на человека, который в нём роется. Виктор Михайлович стоит молча, опустив глаза.
Следователь в сером костюме, с красивым лицом, но неприятным взглядом говорит: «Завтра принесёте тёплые вещи, осуждённый Никитин будет отправлен на Колыму».

Лия и бабушка молча выходят на улицу за конвоируемым Виктором Михайловичем. Он сам залезает в кузов грузовика, опирается на кабину спиной к дочери и жене. Машина трогается. Бабушка и Лия уходят в калитку.
 
14. Бабушка у дверей тюрьмы. У неё узел с вещами и едой. Ворота открываются, в них въезжает грузовик. Бабушка смотрит в глаза молоденькой девушки. У той на лице не написано страха или страдания, только удивление. Когда их взгляды встречаются, девушка начинает что-то понимать и плачет. Ворота захлопываются. Бабушка стоит в очереди таких же, как она, отдаёт вещи. В очереди здоровается с жёнами одноклассников и друзей мужа, с их мамами.

Одна из женщин подзывает бабушку и шепчет ей на ухо: «Их не повезут никуда. Расстреляют здесь. Мой сын сумел сообщить».

Бабушка медленно уходит от тюрьмы спиной к зрителям. Серое небо. Ветер взметает песок, треплет одежду. Тихо звучит песня, исполняемая Виктором Михайловичем и бабушкой:

«Слети к нам, тихий вечер
На мирные поля
Тебе поём мы песню,
Вечерняя заря»

15. В коридоре института у доски с приказами толпятся студенты.
Подходит Женя Кулинцева: «Что там?»
Ира Климович: «Лию отчислили из института за отказ участвовать в эстафете».
Женя: «Какая глупость! Не может быть! Ребята, пойдём к декану!»

Группа, оживленно жестикулируя, удаляется по коридору и входит в кабинет декана.

Ира: «Мы пришли из-за Никитиной. Она ни в чем не виновата! У неё справка есть, что в тот день она не могла бежать! И за это не отчисляют! И дети за отцов не отвечают!»

Декан: «Молодые люди! Во-первых, потише. Во-вторых, я разговаривал с Никитиной. Она не захотела признать, что её отец - враг народа. Как же позволите это понимать? Как она может продолжать учиться в этих стенах? Пусть признает свою неправоту. Мы её восстановим. А вам я бы советовал быть поосторожнее и выбрать более подходящий объект для зашиты. Ещё вопросы есть?»

16. Комната, которую снимали Никитины. Бабушка и Лия упаковывают вещи. Посередине комнаты гора вещей, которую они с собой не берут. Тут же тетя Валя с детьми.

Тётя Валя: «Дети, смотрите, может вам что-нибудь из этого нужно?»
Лия: «Мама, может быть, сложим эти вещи, которые мы не берём, поакуратнее?»

Бабушка: «Нам дали на отъезд из Ашхабада 48 часов. Нам ещё надо Ирму кому-то отдать, и Мурзилку».

 В комнате сидят две грустные собаки - тёмно-коричневая дог Ирма и беспородная, но похожая на болонку беленькая Мурзилка.

Бабушка: « Хорошо, что Царапыч сам куда-то ушёл. Хорошо, что Гольф до этого не дожил. Уедем  отсюда, а могила его останется в саду. И план, который составил Борис, чтобы не потерять могилу Гольфа.

И могилы твоих дедушек здесь останутся, и Никитина, и Перегудова. Сходи, попробуй отвести Ирму к Николаю Михайловичу».

Лия: «Я уже отводила. Я только к дверям - Ирма за мной. У них котлеты были - целая кастрюля, так он её котлетами хотел задержать. А она съест котлету и за мной бежит».

Бабушка: «Ну хоть Мурзилку к тёте Лине отведи».

Лия: «Уже отводила. Хозяева дома говорят, что оставят её себе».

Бабушка: «Правильно брат хозяина сделал, что уехал заранее   в Персию, а на брата дом записал. А сестру свою младшую замуж за туркмена выдал. Говорят, что персиян всех будут выселять из Ашхабада на холмы,
а может и в Персию. Куда же они возьмут Мурзилку?»

Лия плачет и обнимает Мурзилку. Бабушка не плачет, словно окаменела.

Тётя Валя: «Когда закончите, приходите к нам перекусить»

17. Комната в доме Никитиных - старших. За столом прабабушка Анастасия Никитична, сильно постаревшая, тётя Валя с детьми, бабушка и Лия.

Тётя Валя: «Лия, ты ешь сосиски».

Бабушка сидит молча, глядя в одну точку, и ничего не видит перед собой.       
Лия поворачивается к зрителям и говорит: «Я не знала, что сосиски купила мама, была голодная, но ничего не стала есть».

                06/11/2010


Рецензии