Людмила Улицкая, Михаил Ходорковский. Диалоги

Людмила Улицкая, Михаил Ходорковский. Диалоги // Журнал «Знамя» (2009) №10 (http://magazines.russ.ru/znamia/2009/10/ul12-pr.html).



Эта переписка происходила в 2008-2009 гг. Совершенно поразительная переписка. О жизни и о том, как меняет человека заключение; как не сломаться человеку в тюрьме; от детстве и юности М.Х. и Л.Б. и об их отношении к диссидентам и коммунистической идеологии; о деятельности М.Х. в бизнесе; о российской политике времен Ельцина; о будущем России и о взглядах М.Х. на государственную политику и устройство; о неоднозначности людей, в т.ч. политических деятелей, и о том, что в истории и политике своя правда есть у людей по обе стороны баррикад... В общем, чрезвычайно интересно.

Делом Ходорковского я заинтересовалась, как ни странно это, возможно, прозвучит, только сейчас, прочтя его Последнее слово перед судом. Оно так меня впечатлило, что я стала читать материалы про М.Х., про дело ЮКОСа и т.п. - чем я никогда не интересовалась; собственно, я вообще с начала 90-х политикой не интересуюсь. Но все прочитанное теперь меня настолько расстроило, что я до сих пор не могу придти в себя, даже самой удивительно - раньше меня подобные темы никогда не только не волновали так, но даже не интересовали, а тут я так расстроилась, словно дело связано с моим близким и хорошим другом. Вообще, давно уже у меня не было такого внезапного и сильного ощущения "встречи" с удивительным человеком.

Для кого-то М.Х. - удачливый бизнесмен, для кого-то - зарвавшийся олигарх, разворовавший народное достояние и севший за дело, для кого-то - бизнесмен не хуже прочих, которого просто решили сделать козлом отпущения, для кого-то - жертва системы и политзаключенный. Я же первое, что увидела, это - что передо мной удивительный человек. Личность. Не просто умный и талантливый, но, можно сказать, Человек и Мужчина с большой буквы - теперь, после того как он отсидел семь лет, потерял все, что сделал, но при этом не сдался и не сломался, не признал ни одного обвинения, готов провести в тюрьме остаток жизни - и при этом улыбаться... Много ли у нас таких людей? 

Если б наши политики были хотя бы вполовину похожи на него, история России уже сейчас была бы другой. А теперь просто до слез обидно за державу, уже много лет мне не было так горько и обидно. Хотя я уже давно не страдаю, что называется, квасковым патриотизмом и даже подумываю о смене страны проживания, настолько все происходящее вокруг кажется безнадежным и движущимся в неминуемую пропасть. Но когда думаешь, что просто уже нет у нас и людей, чтобы заняться делом как следует и спасти страну, такова реальность, то оно, конечно, безнадежно, но не так печально, как в том случае, когда понимаешь, что такие люди ЕСТЬ, но они сидят в тюрьме, а их дело попросту разорили. И, мало того, большинство наших сограждан ничего не хотят знать, хавают официальную лажу из ТВ и до сих пор считают М.Х. справедливо раскулаченным олигархом, нажившимся на простом народе, а то и вовсе организатором нескольких убийств...

Что ж, как говорится, каждый народ достоин своих правителей - а значит, видимо, вполне закономерно, что у нас в президентском кресле сидит даун, а порядочные люди гниют в тюрьме уже семь лет, и их хотят оставить там гнить дальше еще четырнадцать, а то и больше. Но от этого, увы, не легче.


Рецензии