Старая, но вечно новая история
СТАРАЯ, НО ВЕЧНО НОВАЯ ИСТОРИЯ
Действующие голоса:
Надя – очень эмоциональное сопрано
Иван Гаврилович - бас
Владимир Штраль - баритон
Митя Гусев – тенор
Отец Ивана Гавриловича – тенор
Мастер – баритон
Многочисленные голоса в качестве посторонних звуков
Звук удивленно-перепуганных голосов в тишине.
- Ой, что происходит? – женский голос
- Что случилось? – женский голос
- Эй, кто выключил свет? – женский голос
Скрип двери, топот ног.
Мастер: - Ребята, поздравляю! Во всей академии нет света!
- Чё за ерунда? – мужской голос
- Уже пять минут, как мастерство! Сейчас прям так вот возьмем и закончим?!
- Ну, так не годится?!
Мастер: - Слушайте, а у кого-нибудь есть фонарик?
- Что-то в шкафу было такое, похожее!
Звук удаляющиеся шагов.
- Ну, допустим, найдем мы его и что дальше?
Мастер: Почитаем что-нибудь по ролям, а потом, может быть, и свет дадут!
- Круто!
Отдаленный скрип двери. Непонятный шорох. (звуки одноразовые, раздаются перед следующей репликой)
- Нашла! – отдаленный женский голос – Фонаря нет, но есть лампа на аккумуляторных батарейках!
- Тащи сюда!
Отдаленный скрип двери. Быстро приближающийся звук шагов. Щелчок.
- Да будет свет! – все в унисон
- Ну, и что дальше?
Мастер: Чехова готовили?!
- Да!
- Угу!
- Ага!
Мастер: Что именно?!
- «Кто из троих?»
Мастер: Так, лампу - в центр, все – вокруг нее, а я распределяю роли. Вика, ты читаешь за Надю!
- Поняла – ответила девушка с очень темпераментным сопрано
Мастер: Ваня, ты читаешь за Ивана Гавриловича.
- Хорошо – ответил бас.
Мастер: Миша, ты читаешь за Владимира Штраля.
- Ладно, - ответил баритон.
Мастер: Эдуард, ты читаешь за Митю Гусева.
- Почитаю, - ответил тенор
Мастер: Алесь, ты читаешь за отца Ивана Гавриловича.
- Угу.
- Так, кто у нас остался?
- Я!
- Я!
- Мы!
Мастер: Раз, два… Так, осталось девять человек – вы будете звуками, а я читаю слова автора.
Непонятный шепот. Трель соловья. Плеск воды. (эти звуки продолжаются до определенного момента)
Мастер: На террасе роскошной старинной дачи статской советницы Марьи Ивановны Лангер стояли дочь Марьи Ивановны - Надя и сынок известного московского коммерсанта Иван Гаврилович.
Вечер был великолепный. Будь я мастер описывать природу, я описал бы
и луну, которая ласково глядела из-за тучек и обливала своим хорошим
светом лес, дачу, Надино личико... Описал бы и тихий шёпот деревьев, и
песни соловья, и чуть слышный плеск фонтанчика... Надя стояла, опершись
коленом о край кресла и держась рукой за перила. Глаза ее, томные,
бархатные, глубокие, глядели неподвижно в темную зеленую чащу... На
бледном, освещенном луной личике играли темные тени - пятнышки: это
румянец... Иван Гаврилович стоял позади нее и нервно, дрожащей рукой
пощипывал свою жидкую бородку. Когда ему надоедало щипать бородку, он начинал поглаживать и трепать другой рукой свое высокое, некрасивое жабо. Иван Гаврилович некрасив. Он похож на свою маменьку, напоминающую собой деревенскую кухарку. Лоб у него маленький, узенький, точно приплюснутый; нос вздернутый, тупой, с заметной выемкой вместо горбины, волос щетиной. Глаза его, маленькие, узкие, точно у молодого котенка, вопросительно глядели на Надю.
Иван Гаврилович: Вы извините меня,
Мастер: говорил он, заикаясь, судорожно вздыхая и
повторяясь
Иван Гаврилович: извините меня, что я рассказываю вам... про свои чувства... Но я вас так полюбил, что даже не знаю, в своем ли я уме нахожусь, или нет... В груди моей такие чувства к вам, что и выразить этого невозможно! Я, Надежда Петровна, как только вас увидал, так сразу и втюрился, полюбил то есть. Вы извините меня, конечно, но... ведь... (Пауза.) Приятная нонче природа!
Надя: Да... Погода великолепная...
Иван Гаврилович: И при такой самой природе как приятно, знаете ли-с, любить такую приятную особу, как вы... Но я несчастлив!
Мастер: Иван Гаврилович вздохнул и дернул себя за бородку.
Иван Гаврилович: Очень несчастлив-с! Я вас люблю, страдаю, а... вы? Нешто вы можете чувствовать ко мне чувства? Вы образованная, ученая... всё по-благородному... А я? Я купеческого звания и... больше ничего! Как есть ничего! Денег-то много, но что толку с тех денег, если нет настоящего счастья? Без счастья с этими самыми деньгами одно только окаянство да... пустоцвет. Ешь хорошо, ну... пешком не ходишь... пустая жизнь... Надежда Петровна!
Надя: Ну?
Иван Гаврилович: Ни... ничего-с! Я хотел, собственно говоря, вас побеспокоить...
Надя: Что вам?
Иван Гаврилович: Можете ли вы меня любить? (Пауза.) Я предлагал вашей маменьке... мамаше то есть, свое сердце и руку относительно вас, и оне сказали, что всё от вас зависит... Вы можете, говорит, и без родительской воли... Как вы мне ответите?
К уже имеющимся звукам добавляется завывание ветра.
Мастер: Надя молчала. Она взглянула в темную зеленую чащу, где еле-еле обрисовывались стволы и узорчатая листва... Ее занимали движущиеся черные тени от деревьев, которые слегка покачивались от ветерка своими верхушками. Молчание ее душило Ивана Гавриловича. На глазах его выступили слезы. Он страдал. "Ну что - ежели она откажет?" - думалось ему, и эта невеселая дума морозом резала по его широкой спине...
Иван Гаврилович: Сделайте милость, Надежда Петровна, - проговорил он, - не терзайте мою душу... Ведь я, ежели лезу к вам, то от любви... Потому... (Пауза.) Ежели... (Пауза.) Ежели вы не ответите мне, то хоть умирай.
Мастер: Надя повернула свое лицо к Ивану Гавриловичу и улыбнулась... Она протянула ему свою руку и заговорила голосом, который прозвучал в ушах московского коммерсанта песнью сирены:
Надя: Очень вам благодарна, Иван Гаврилович... Я уже давно знаю, что вы
меня любите, и знаю, как вы любите... Но я... я... Я вас тоже люблю,
Жан... Вас нельзя не полюбить за ваше доброе сердце, за вашу
преданность...
Мастер: Иван Гаврилович раскрыл широко рот, засмеялся и, счастливый, провел себя ладонью по лицу: не сон ли, мол?
Надя: Я знаю, что если я выйду за вас замуж, то я буду самая счастливая... Но знаете что, Иван Гаврилович? Подождите немножко ответа... Ответить положительно сейчас я не могу... Я должна этот шаг обдумать хорошенько... Подумать надо... Потерпите немного.
Иван Гаврилович: А долго ждать?
Надя: Нет, немного... День, много два...
Иван Гаврилович: Это можно-с...
Надя: Вы сейчас уедете, а ответ я дам письмом... Уезжайте сейчас домой, а
я пойду думать... Прощайте... Через день...
К уже имеющимся звукам прибавляется двукратный звук поцелуя. Через полминуты после этого – звук шагов, а также редкий радостный смех до последующей реплике Ивана Гавриловича.
Мастер: Надя протянула руку. Иван Гаврилович схватил ее и поцеловал. Надя кивнула головой, поцеловала воздух, спорхнула с крыльца и исчезла... Иван Гаврилович постоял минуты две-три, подумал и отправился через маленький цветник и рощу к своим лошадям, которые стояли на просеке. Он раскис и ослабел от счастья, точно его целый день продержали в горячей ванне... Он шел и смеялся от счастья.
Несколько всхрапов.
Иван Гаврилович: Трофим! - разбудил он спавшего кучера. - Вставай! Едем! На чай пять желтеньких! Понял? Ха-ха!
Изначальный звуковой фон утихает секунд на десять. Слова мастера в это время сопровождаются звуками быстрых шагов, шелестом, тяжелого дыхания. Через десять-пятнадцать секунд возвращается изначальный звуковой фон. Плюс к этому свист в ритме песни «яблочко»
Мастер: Между тем Надя прошмыгнула сквозь все комнаты на другую террасу, спустилась с этой террасы и, пробираясь сквозь деревья, кусты и кустики, побежала на другую просеку. На этой просеке ожидал ее друг ее детства, молодой человек лет двадцати шести, барон Владимир Штраль. Штраль - миленький толстенький немец-карапузик, с уже заметной плешью на голове. Он в этом году кончил курс в университете, едет в свое харьковское именье и пришел в последний раз, проститься... Он был слегка пьян и, полулежа на скамье, насвистывал "Стрелочка".
Свист и звук быстрых шагов прекращаются. Тяжелое дыхание продолжается еще десять секунд, затем прекращается. Звук поцелуев появляется секунд на шесть после окончания звука быстрых шагов.
Мастер: Надя подбежала к нему и, тяжело дышащая, утомленная бегом, повисла на его шее. Звонко хохоча и теребя его за шею, за волосы и воротник, она осыпала его жирное, потное лицо поцелуями...
Возвращается изначальная звуковая палитра.
Владимир Штраль: Я тебя уже целый час жду, - сказал барон, обнимая ее за талию...
Надя: Ну что - здоров?
Владимир Штраль: Здоров...
Надя: Едешь завтра?
Владимир Штраль: Еду...
Надя: Противный... Возвратишься скоро?
Владимир Штраль: Не знаю...
Однократный звук поцелуя.
Мастер: Барон поцеловал Надю в щеку и ссадил ее с колен на скамью.
Надя: Ну, будет целоваться. После... Впереди еще много
времени. Теперь потолкуем о деле. (Пауза.) Ты, Воля, подумал?
Владимир Штраль: Подумал...
Надя: Ну что ж, как? Когда... свадьба?
Мастер: Барон поморщился.
Владимир Штраль: Ты опять о том же! Ведь я тебе еще вчера дал...
положительный ответ... Ни о какой свадьбе не может быть и речи! Я тебе еще
вчера сказал... Зачем заводить разговор о том, что уже тысячу раз было
пересказано?..
Надя: Но, Воля, должны наши отношения чем-нибудь кончиться! Как ты это не поймешь? Ведь должны?
Владимир Штраль: Должны, но не свадьбой... Ты, Nadine, повторяю я в сотый раз, наивна, как трехлетнее дитя... Наивность к лицу хорошеньким женщинам, но не в данном случае, душа моя...
Надя: Не хочешь жениться, значит! Не хочешь? Ты говори прямо,
бессовестная твоя душа, говори прямо: не хочешь?
Появляются всхлипы.
Владимир Штраль: Не хочу... С какой стати я буду себе портить карьеру? Я люблю тебя, но ведь ты сгубишь меня, если я на тебе женюсь... Ты мне не дашь ни состояния, ни имени... Женитьба должна, мой друг, быть половиной карьеры, а ты... Плакать нечего... Надо рассуждать здраво... Браки по любви никогда не бывают счастливы и оканчиваются обыкновенно пуфом...
Надя: Лжешь... Ты лжешь! Вот что!
Владимир Штраль: Женись, а потом с голоду умирай... Нищих плоди... Рассуждать нужно...
Надя: А отчего ты тогда не рассуждал... помнишь? Ты тогда дал мне честное слово, что ты на мне женишься... Ведь дал?
Владимир Штраль: Дал... Но теперь изменились мои планы... Ведь ты не выйдешь за бедного человека? Зачем же ты заставляешь меня жениться на бедной? Я не имею желания поступить с собой по-свински. У меня есть будущее, за которое я должен ответить пред своею совестью.
Всхлипы заканчиваются. Появляется звук поцелуев.
Мастер: Надя утерла платком глаза и вдруг неожиданно, нечаянно бросилась опять на шею к православному немцу. Она припала к нему и принялась осыпать его лицо поцелуями.
Звук поцелуев остается, но доносится не постоянно, а по одному после каждого, сказанного героиней, слова.
Надя: Женись! (залепетала она) Женись, голубчик! Ведь я люблю тебя!
Ведь я жить без тебя не могу, моя прелесть! Ты меня убьешь, если
расстанешься со мной! Женишься? Да?
Звук поцелуев прекращается.
Мастер: Немец подумал и решительным тоном сказал:
Владимир Штраль: Не могу! Любовь хорошая вещь, но на этом свете она не прежде всего...
Надя: Так не хочешь?
Владимир Штраль: Нет... Не могу...
Надя: Не хочешь? Верно, что не хочешь?
Владимир Штраль: Не могу, Nadine!
Возвращается звук всхлипов. Они так, как ранее поцелуи, следуют после каждого слова, сказанного героиней.
Надя: Подлец, негодяй... вот что! Мошенник! Немчура! Я тебя терпеть не могу, ненавижу, презираю! Ты гадок! Я тебя и не любила никогда! Если я в тот вечер и поддалась тебе, то только потому, что считала тебя честным
человеком, думала, что ты женишься на мне... Я тебя и тогда терпеть не
могла! Хотела выйти за тебя, потому что ты барон и богач!
Всхлипы прекратились. Появился звук медленных, но уверенных шагов.
Мастер: Надя замахала руками и, отступив на несколько шагов от Штраля, пустила в него еще несколько колкостей и отправилась домой...
Надя: "Напрасно я ходила сейчас к нему,
Мастер: думала она, идя домой.
Надя: Ведь знала же я, что он не захочет жениться? Вот негодяй! Дура была я в тот вечер! Не поддайся я ему тогда, теперь бы не было надобности унижаться перед этой... немчурой.
Прекращается звук шагов. Трель соловья становится громче. Стук о стекло.
Мастер: Придя во двор дачи, Надя не пошла в комнаты. Она походила по двору и остановилась у одного слабо освещенного окна. Окно это выходило из комнаты, в которой обитала на летнем положении молодая, только что выпущенная из консерватории, первая скрипка, Митя Гусев. Надя начала глядеть в окно. Митя, плечистый, курчавый блондин, недурной собой, был дома. Он без сюртука и жилетки лежал на кровати и читал роман. Надя постояла, подумала и постучала в окно. Первая скрипка подняла голову.
Стук прекращается.
Митя Гусев: Кто там?
Надя: Это я, Дмитрий Иваныч... Отворите-ка окно на минутку!..
Мастер: Митя быстро надел сюртук и отворил окно.
Однократный скрип.
Надя: Идите сюда... Лезьте ко мне...
Мастер: Митя показался на окне и через секунду был уже возле Нади.
Звук прыжка.
Митя Гусев: Что вам угодно?
Надя: Пойдемте!
Мастер: сказала Надя и взяла Митю под руку.
Звук медленных шагов. Всхлипы после каждого, сказанного героиней, слова.
Надя: Вот что, Дмитрий Иваныч. Не пишите мне, голубчик,
любовных писем! Пожалуйста, не пишите! Не любите меня и не говорите мне, что вы меня любите!
Мастер: Слезы сверкнули на глазах Нади и полились струей по щекам, по рукам... Слезы были самые настоящие, горючие, крупные...
Надя: Не любите меня, Дмитрий! Не играйте для меня на скрипке! Я гадкая, противная, нехорошая... Я такая, которую нужно презирать, ненавидеть, бить...
Мастер: Надя зарыдала и положила свою головку на грудь Мити.
Надя: И я самая гадкая, и мысли мои гадкие, и сердце...
Митя – непонятное бормотание
Звук поцелуя.
Мастер: Митя растерялся, забормотал какую-то ерунду и поцеловал Надю в голову...
Всхлипы прекратились.
Надя: Вы добрый, хороший... Я, честное слово, люблю вас... Ну, а вы не
любите меня! Я люблю больше всего на свете деньги, наряды, коляски... Я
умираю, когда думаю, что у меня нет денег... Я мерзкая, эгоистка... Не
любите, душечка, Дмитрий Иваныч! Не пишите мне писем! Я выхожу замуж... за Гаврилыча... Видите - какая я! А вы еще... любите меня! Прощайте! Я вас буду любить и замужем... Прощай, Митя!
Однократный звук поцелуя. Быстрые удаляющиеся шаги секунд на десять. После чего наступает тишина, то есть первоначальные звуки исчезают.
Мастер: Надя быстро обняла Гусева, быстро поцеловала его в шею и побежала к воротам. Придя к себе в комнату, Надя села за стол и, горько плача, написала следующее письмо:
Всхлипы появляются. Снова через каждое слово.
Надя: "Дорогой Иван Гаврилыч! Я ваша. Я вас люблю и хочу быть вашей женою... Ваша Н."
Рыдания секунд на пять. Однократный стук. Тишина.
Мастер: Письмо было запечатано и сдано горничной для отправки по адресу.
Вздох.
Надя: "Завтра... что-нибудь привезет..."
Мастер: подумала Надя и глубоко вздохнула.
Шорох секунд на десять во время следующей реплики Мастера.
Мастер: Этот вздох был финалом ее плача. Посидев немного у окна и успокоившись, Надя быстро разделась, и ровно в полночь дорогое пуховое одеяло, с вышивками и вензелями, уже грело спящее, изредка вздрагивающее тело молодой, хорошенькой, развратной гадины.
Появляется первоначальный звуковой фон, но становится тише, еле различим. Плюс к этому – шаги.
Мастер: В полночь Иван Гаврилович шагал у себя по кабинету и мечтал вслух.
В кабинете сидели его родители и слушали его мечтания... Они
радовались и были счастливы за счастливого сына...
Отец Ивана Гавриловича: Девица-то она хорошая, благородная, советника дочь, да и красавица. Одна только беда: фамилия у нее немецкая! Подумают люди, что ты на немке женился...
Хлопок.
Тишина. Вздохи через каждые три секунды. Так четыре раза.
После которых раздается радостный крик нескольких голосов:
- Ура, свет дали!
Тишина еще секунд пять, после чего голос Мастера:
Мастер: Теперь можно лампу вернуть на место, а также созвониться с какой-либо аудио-студией, чтоб закрепить полученный результат. Все, перерыв!
Звук шагов. Скрип двери. Стук закрывающейся двери.
Свидетельство о публикации №210110600034