Самая длинная ночь в году

Самая длинная ночь в году
(история, рассказанная Охотником) 


С самого начала этот день ничем не отличался от других таких же дней: ранним утром Адам продрал глаза и спросонок отправился на работу. Целый божий день он принимал участие в имитации различных видов деятельности, присутствовал при истериках и срывах разнокалиберного начальства, слушал в коридорах беседы о грядущих переменах и увольнениях, и к вечеру, как обычно, был донельзя задерган и опустошен. В таком вот состоянии, находясь телесно в битком набитом транспорте, а мысленно - в абсолютной пустоте, он ехал домой - опять-таки, как обычно.
- Полегче, пожалуйста - отозвалась его телесная составляющая в ответ на чересчур тесное соприкосновение с локтями какого-то бородача. Тот буркнул что-то неразборчивое - то ли извинялся, то ли наоборот.
Выйдя на улицу, Адам вдохнул поглубже воздуха, смешанного с выхлопными газами, и направился к дому. Краем глаза он заметил, как бородач, потоптавшись на остановке, последовал за ним.
Сначала это не вызвало у него никаких подозрений - ну мало ли, куда идет человек. Потом бородач свернул к тому же дому, что и Адам, и направился к тому же подъезду. Это было уже подозрительно - своих соседей Адам знал.               
Он взбежал по ступенькам и открыл дверь подъезда, надеясь в глубине души, что незнакомец пройдет мимо. Мысль о том, что его хотят ограбить, показалась ему какой-то несерьезной, а что еще он мог подумать?
Незнакомец шагнул следом и придержал дверь, которую Адам собирался закрыть.
- Не торопитесь, - сказал он. - Мне тоже нужно сюда.
- А вам в какую квартиру? - спросил Адам, стараясь говорить как можно спокойнее.
- В девяносто третью, - ответил бородач, и Адам вздрогнул - зто был номер его квартиры.
Он еще хотел что-то спросить, но внезапно сочувствовал себя как-то странно... На какой-то миг он словно провалился в черную глухую пустоту, будто бы перестал быть... А потом все прошло. Он снова был в подъезде, с незнакомым бородатым человеком. Только тот теперь стоял ближе.
- Вы плохо себя чувствуете, - сказал бородач. - Давайте, я провожу вас.
Адам чувствовал себя настолько неважно, что даже не стал возражать.
До его квартиры они добрались без особых приключений.
- Пригласите меня на чашечку чая, - сказал бородач.
"С какой стати? " - хотел было возмутиться Адам, но вместо этого, неожиданно для себя самого, произнес:
- Конечно, заходите.
Вдвоем они вошли и застыли от удивления. В кресле Адама, за его столом, сидел совершенно посторонний человек и рылся в ящиках стола. Немая сцена несколько затянулась. Первым ее нарушил бородач.
- Ты что здесь делаешь? - спросил он сидящего за столом.
- Очевидно, то же, что и ты, - невозмутимо ответил второй чужак.
В этот момент Адам как будто очнулся и осознал всю нелепость ситуации: в его доме два совершенно чужих человека, явно не с самыми хорошими намерениями, а он ведет себя так, словно сам их пригласил... Или так и было?               
- Одну минуточку' - гневно заявил он. - Кто вы, собственно, такие? И что вы делаете в моем доме?
- Ненадолго тебя хватило, - заметил второй чужак, обращаясь к первому. - А знаешь, мне начинает нравиться такой поворот событий. Если бы ты застал здесь меня или его, то без труда уладил бы свои дела... но с обоими сразу тебе не справиться.
- Тебе тоже, - ухмыльнулся бородач. - Что делать будем?
- Надо подумать, - сказал второй. - Не хотелось бы свести дело к банальному жребию.
- Послушайте! - не выдержал Адам. - Убирайтесь отсюда оба, пока я не вызвал милицию!
Бородач засмеялся, а второй чужак сказал:
- Я бы посоветовал вам не делать опрометчивых шагов.
- Я иду звонить, - заявил Адам, приближаясь к телефону и снимая трубку с рычага... А потом это снова произошло. Он как будто стал проваливаться куда-то, в его голове словно открылась черная дыра, сквозь которую его тянуло невесть куда... Без всякого его участия рука его пришла в движение и вернула трубку обратно. С ужасом он попытался сделать что-нибудь, и убедился, что собственное тело ему не подчиняется. Совершенно игнорируя его волю, оно повернулось и направилось к ближайшему креслу.
- Хватит, отпусти его, - сказал второй чужак.
Как только Адам оказался в кресле, все прошло. Осталось лишь осушение вмешательства - как будто большая липкая гусеница ползала по черепу изнутри.
- Давайте успокоимся и поговорим серьезно, - предложил второй чужак. - И прежде всего, я хочу, чтобы вы нам поверили. Поверьте, что у нас есть причины находиться здесь и делать то, что мы делаем. Поверьте, что у нас есть возможности повредить вам, и чет особого желания пускать их в ход... если вы нас не заставите.
- Сопротивление бесполезно, - добавил бородач. - Кричать и бросаться стульями не советую. Даже если вам удастся привлечь к себе внимание, вы лично выйдете, поговорите с соседями или с блюстителями порядка и убедите их, что произошло досадное недоразумение. Мы это устроим.
Адам облизал пересохшие губы.
- Что вам нужно? Кто вы такие?
- Наверное, сначала нужно ответить на второй вопрос, - сказал второй чужак. - Представьте себе, что в доме, в котором вы живете, есть некая узловая точка, где сходятся все силы и все напряжения... и если нанести по этой точке удар - слабенький, насколько сможете, - рухнет весь дом. Представили?
Адам кивнул.
-Теперь представьте, что в мире, окружающем вас, есть такая же узловая точка, в которой действия небольшой группы людей  или даже одного человека, могут иметь последствия в масштабах всего известного вам мироздания...
- Это звучит, как реклама дешевого фантастического боевика, - оказал Адам.
- Возможно, - кивнул чужак, - но уверяю вас, ситуация несколько серьезнее, чем дурацкий фильм, в котором какой-нибудь супергерой между делом спасает мир от плодов фантазии какого-нибудь бедняги сценариста...
- Сходство с боевиком присутствует, - добавил бородач, - но есть и разница. И разница в том, что дурацкий боевик вы сможете просто выключить, если он вам не понравится. В нашем случае у вас такой возможности нет.
- А почему нельзя оставить все как есть?
- Вот! - воскликнул бородач. - Мне нравится ход его мыслей! Что скажешь, Оскар? Устами нейтрала глаголет истина!..
- Он еще ничего не понял, - недовольно возразил Оскар. - Вы правы, можно оставить все как есть... но нужно ли? Мои друзья полагают, что в нашей реальности необходимо кое-что изменить. А Джихан с товарищами считают, что менять ничего не надо, мир и так уже достаточно хорош... Из этих соображений каждый из нас старается пробиться к узловой точке, дабы привести в действие свои намерения... И из этих же соображений нам нужен ваш артефакт.
- Артефакт, имеющий вид хрустального шара, - добавил Джихан. - Мы точно знаем - каждый из своих источников, - что он у тебя.
Хрустальный шар у него действительно был. Он купил его на базаре, не имея четкого представления, что собирается с ним делать. Просто шарик был очень красивый.
- Зачем вам мой шарик?
- Он имеет влияние на узловую точку. Представьте себе, какой будет эффект, если вместо того, чтобы бить в нее голыми руками, вы возьмете, например, кувалду...
- Ну хорошо, но почему вам просто не уйти и не оставить его у меня? Ведь я в ваши игры не играю!
- Я не оставлю тебе шарик из опасения, что за ним вернется Джихан, - ответил Оскар. - А Джихан не оставит его из опасений, что за ним вернусь я... Он слишком нужен нам, понимаешь?
- А как же я? Меня вы не забыли спросить?
- Он не понял, - вздохнул Джихан. - Он ничего не понял.
Оскар кивнул.
- На карту поставлено многое... Очень многое. Судьбы мира, судьбы миллионов людей... Если мне понадобится убить вас, чтобы завладеть артефактом - я это сделаю. И Джихан это сделает. Ставка слишком высока.
- Как мы можем оставить его тебе? - подключился Джихан. - Ты же не сможешь защитить его от таких, как мы! Уйдем мы - придут другие, его друзья, мои друзья... Представь, если этот предмет попадет в руки к какому-нибудь ненормальному, каких дел он успеет натворить, прежде чем мы его обезвредим? Артефакт в твоих руках - это неопределенность, грозящая непредсказуемыми последствиями. Мы не можем этого допустить.
- Тогда у меня еще один вопрос. Если я отдам артефакт, как вы его поделите?
Джихан снова рассмеялся, а Оскар поджал тонкие губы.
- Что, если отдать это на его усмотрение?
- Пожалуй, это имеет смысл. Пусть он нас рассудит.
И оба обернулись к Адаму:
- Мы решили, что решать тебе.
- Ну, вы молодцы! - возмутился Адам. - Позволяете мне решать, кому из вас меня ограбить' Спасибо!
- Мы просто предоставляем вам право принять участие в происходящем. Если вы откажетесь, мы решим дело без вас.
- Каким образом?
- Мы бросим жребий. Победитель останется здесь, а проигравший выйдет и подождет его внизу. Так или иначе, мы разберемся, с вашей помощью или без нее.
Адам вздохнул.
- Хорошо... Но тогда мне нужно знать о вас больше.

Время подходило к полуночи. За стенкой ревела музыка и гупали по полу подвыпившие соседи. На кухне вскипел чайник.
Адам разлил кофе в три чашки и уселся в любимое кресло. Справа от него за столом угнездился бородатый Джихан, а слева сел Оскар.
Теперь он немного успокоился, и принялся разглядывать своих незваных гостей. На вид они были совершенно непохожими. Джихан выглядел точь-в-точь как актер из индийского фильма - смуглый, бородатый и с блестящими глазами. В дополнение к образу ему хорошо подошла бы чалма, но с ней он привлекал бы к себе чересчур много внимания.
Напротив, Оскар в точности походил на уроженца здешних мест. Он имел узкое лицо с очень тонкими чертами, короткие волосы и какие-то водянисто-серые глаза. С первого взгляда он показался Адаму неприятным.
Говорили они тоже по-разному. Голос Джихана ворчал, как ворчит довольный медведь, смакуя только что добытые соты с медом. Голос Оскара тлел, как уголек, и время от времени вспыхивал, как яркое пламя.
Адам снова почувствовал головокружение.
- Можно пить, - сказал Джихан.
- Замечательно, - отозвался Оскар. - А нечасто приходится вот так сидеть, кофейничать... с представителем другой стороны.
- Да, - ухмыльнулся Джихан, - обычно наши встречи проходят по другой программе...
- Любопытно узнать, - вмещался Адам, - как вы дошли до жизни такой?
- Я услышал зов, - сказал Оскар. - Возможно, это звучит глупо...
- А у меня был учитель, - признался Джихан. - Сначала был... Потом его убили.
- У нас тоже много кого убили, - вставил Оскар, глядя на него исподлобья.
Адам вздохнул.
- Драться идите в коридор.
Гости переглянулись, но остались на местах.
- Наверное, это справедливый упрек, - сказал Оскар. - По моему мнению, убийство - это последний способ. Сначала лучше все-таки попытаться перетянуть человека на свою сторону, переубедить...
- Кого-нибудь другого будешь переубеждать, - хмыкнул Джихан. - Мнение противника надо уважать. Кстати, ты знаешь, какие именно изменения в мире собирается произвести Оскар? Он собирается вернуть в мир Древних Богов.
Адам взглянул на Оскара. Это было непохоже на шутку.
- Именно, - подтвердил Оскар.   
- Зачем? - удивился Адам. Все это как-то не укладывалось у него в голове.
- Древние Боги необходимы людям, - сказал Оскар. - Человечество неспособно само позаботиться о себе. Технический прогресс зашел в тупик. Наука превратилась в молоха, который требует все новых жертв, а взамен не может предложить ничего...
- Как же! Наука столько дала человеку!
- Чего, например?
- Власть над силами природы...
- Скорее над тем, что от природы осталось.
- ... защиту от болезней.
- И новые болезни взамен.
- Но мы стали сильнее!
- А вот умнее не стали.
- Неправда. Теперь мы знаем очень много!
- О том, как чинить и содержать в порядке машины, но не себя самих. Наши способности к созиданию возросли, но, создавая на копейку, мы разрушаем на миллион. Мы сменили каменные топоры на атомные, но в душе остались теми же троглодитами. Если дать горилле в руку супермощный пистолет, неужели она поумнеет только оттого, что держит его? Так и мы. Вещи вокруг нас меняются, вещи становятся сильнее и умнее, а мы - мы остановились! Однажды они станут сильнее нас. Ты видишь будущее, человек? Я его вижу. Планета из стали, стекла и бетона, огромный механизм - и наши с тобой потомки, живущие в его недрах, как тараканы в старом холодильнике. Вся их жизнь будет посвящена тому, чтобы чинить и содержать в порядке машину, все их знания будут только об этом. Может быть, ты доживешь до того дня, когда твоим детям вставят в головы приборы, чтобы машине было удобнее ими управлять? Или ты думаешь, что достаточно будет сказать "нет", и машина передумает? А я не буду ждать. Я буду действовать.
- Но вы же взрослый человек, - сказал Адам, - как вы можете не понимать, в каком мире живете?
- Я понимаю, - резко ответил Оскар. - Отлично понимаю, и именно потому хочу исправить его.
- Напустив в него чудовищ, - вставил Джихан.
- Ты упрощаешь, - возразил Оскар. - Магические чудовища не намного страшнее технологических. И черная магия не намного хуже черной науки. Или ты станешь утверждать, что наука не допускает злоупотреблений и не делает ошибок? В этом нет разницы между магией и наукой, но она есть в другом. В техномире человек превращается в придаток машины, человек теряет человеческую сущность. Человек больше не принадлежит себе, он - винтик со своими функциями, приносящий пользу в определенном участке технологического процесса! Человек перестает быть человеком! Никакие чудища, никакие Древние Боги не потребовали бы такой жертвы! Поэтому я считаю, что техномир должен быть разрушен!
- А ты не забыл спросить того самого человека, хочет ли он, чтобы его мир разрушили? - поинтересовался Джихан. - Откуда эта непреодолимая мания решать за других? Нет, скажи, тебя просили это делать?
- Нет, - сказал Оскар. - Они же ничего не знают.
- И не желают знать! - Джихан повысил голос.  - Людям не нужны твои Древние Боги и древнее волшебство! Им нужна уверенность в завтрашнем дне квартальный план и прогрессивка, услуги с доставкой и товары в рассрочку! Они хотят жить удобно и комфортно, и не тебе решать за них! Ты отстал от жизни, Оскар, чудовищно отстал, и это не значит, что время должно повернуть вспять ради твоего удовольствия! Люди могут обойтись без всяких богов и без всякой магии, они способны сами решать свои проблемы...
- Я позволю себе усомниться в этом.
- И напрасно. Если ты сам не можешь решить свои проблемы, не нужно переносить их на все человечество. Человечеству нет до тебя никакого дела. Может, ты просто хочешь отомстить за то, что они не такие? точнее, что ты не такой, как они?
- Коварный вопрос. Возможно, я действительно сердит на них, но дело не в этом. Мне не вое равно, что с ними происходит, куда они идут...
- И что они идут не туда, куда ты хотел, чтобы они пошли?
- Не только. Они идут толпой. Никто не спрашивает, куда? зачем? Они просто идут, стараясь обогнать друг друга. Не важно, куда. Важно - первым. И никто не сомневается... Стадный инстинкт. Это страшно.
- Значит, ты мечтаешь сделать людей лучше без их согласия?
- Значит, я мечтатель?
- Ты фанатик.
Адам обхватил голову руками. В голове у него все перемещалось.

Время перевалило за полночь. На столе появилась очередная порция кофе - уже неясно, какая по счету. События за стенкой поутихли, театр действий перенесся во двор. Сначала там очень нетрезвыми голосами прощались и выясняли, кто кого уважает, затем вспыхнула драка. Бились бутылки,  кто-то вяло матерился.
- И вот таким ты собирался дать магию? - спросил Джихан. - Уж они-то натворят...
- Они могли бы быть другими, они злы оттого, что пусты, а пусты оттого, что им нечем себя наполнить. Не всем же удается заполнить себя квартальным планом и товарами в рассрочку.
- Их уже не изменить. Никаким волшебством.
- Но можно хотя бы показать им то, чего им не хватает.
- Вздор это все, - махнул рукой Джихан. - Денег им не хватает. Комфорта. Власти. Все это можно получить и здесь, и мир для этого менять не обязательно.
- А что нужно вам? - спросил Адам. - Вот лично вам?
- Мне-то? - засмеялся Джихан. – Да  вроде ничего. Все уже есть, или у меня, или рядом - только руку протянуть... Нужно лишь защитить то,  что у нас уже есть.               
- Джихан доволен положением вещей  - вставил Оскар. - Должно быть потому, что он работник птицефабрики.
- Какой птицефабрики, что ты мелешь? - удивился Джихан.
- Это метафора, - сказал Оскар, поворачиваясь к Адаму. - Вот представь себе: живут куры на птицефабрике. Им уютно, о них заботятся, ухаживают, кормить не забывают. Куры довольны. И директор птицефабрики доволен. Джихан, конечно, не директор... но из персонала, это точно.
- А вы недовольны? - спросил Адам.
Оскар улыбнулся.
- Я недоволен. Я не хочу уюта, ежедневного корма... Я хочу летать. Неба хочу, понимаешь? Не только для себя. Для всех. И поэтому - пусть рухнет птицефабрика... Нам будет трудно. Кто-то может не выдержать. Но лучшие из нас вернутся в небо.               
- Дурак, - оказал Джихан беззлобно.
- Возможно, - отозвался Оскар. - А ты, Адам? Чего хочешь ты?
- Я хочу еще кофе. Мой совсем остыл.

Наконец все вокруг затихло. Была глубокая ночь, самая середина ночи, одинаково далекая от полуночи и от рассвета. Где-то неподалеку залаяла собака.
- На самом деле ты зря думаешь о том, что нужно нам, - сообщил Джихан. - Ты подумай о том, что нужно тебе... Ведь неизвестно, как повернется дело. Эта штука может стать тем камешком, который перетянет чашу весов. Подумай, что это будет значить лично для тебя.
- Представь себе, просыпаешься ты однажды, а по улицам ходят единороги, - сказал Оскар.
- Или мантикоры, - добавил Джихан.
- Я и не собирался рожать судьбу мира, - буркнул Адам, которого такая ответственность совершенно не радовала.
- А придется, - засмеялся Джихан.
- Иначе это сделают за тебя, - вставил Оскар. - И не обязательно так, как тебе понравится.
- Мне надо подумать, - выдохнул Адам.
- Думай на здоровье, - милостиво разрешил Оскар. - Хоть до рассвета. Но утром мне надо будет отсюда уйти. А то мои друзья начнут волноваться, а когда они волнуются, они на многое способны.
- У меня примерно такая же ситуация, - кивнул Джихан.
Адам изобразил на лице гримасу мученика.

- Интересно, в чем он сомневается? - сказал Джихан Оскару минут двадцать-тридцать спустя. - Казалось бы, понятно, что надо защищать мир, в котором живешь.
- Возможно, это не так очевидно, как тебе кажется, - ответил Оскар. - Возможно, он тоже не в восторге от устройства нашего курятника. Кроме того, он не совсем обычный обыватель. Он не безнадежен.
- Вы очень лестного мнения обо мне, - заметил Адам. - Можно узнать, почему?
- Извольте, - сказал Оскар. - Во-первых, ваша книжная полка. Я внимательно изучил вашу библиотеку. Макулатура там присутствует, но есть и толковые вещи. Есть известные книги, которые именно в силу своей известности могли попасть в вашу библиотеку случайно. Есть и другие, малоизвестные в широких кругах. Это специфическая литература по истории, мифологии, оккультизму... Есть книги почти неизвестные, но очень ценные. Это не случайные гости. Это книги тех, кто мечтал о небе. Общая картина свидетельствует скорее в вашу пользу. Во-вторых, другие ваши интересы. На столе в папке у вас лежит отчет последней игры. В ящике стола - пара талисманов и карты Портала. В другом ящике - кассеты с очень специфической музыкой. Это песни чужаков, не принадлежащие техномиру, песни про "не здесь" и "не сейчас". Человек, довольный уютом и ежедневным кормом, не стал бы такого держать даже в глухом чулане. А на стенах у вас развешаны изображения замков, драконов и рыцарей. Не надо притворяться  вы - не житель техномира, вы не принадлежите общепринятой реальности. Вы - чужак. Ваши мечты связаны с миром колдунов и драконов. Ваши руки должны касаться серебра, не пластмассы. Вы рождены для иного. Не волнуйтесь, я понимаю вас. Я сам такой же.
- А вы хорошенько успели порыться в моем доме, - удивился Адам.
- Здесь успели порыться еще до него, - хихикнул Джихан.
- Кто? - еще больше удивился Адам. - Другие люди?
- Не люди, - машинально поправил его Оскар. Теперь Адам был окончательно сбит с толку.
- Звери?.. Другие существа?
- Существа - это не совсем точное слово, - объяснил Оскар. - Существо - это вроде как то, что существует... А мои посланцы - они то существуют, то нет. Когда они существуют, то, как правило, моими усилиями. А поскольку им больше нравится, когда они существуют, то они всегда рады сделать для меня что-нибудь...
- Посмотри-ка на него, - оживился Джихан- - V него так и вертится на языке упрямое "не может быть"! Магических существ не бывает, да? И самой магии не бывает? И гипноза, и чтения мыслей? Ну, смелее! Какой тезис нуждается в доказательствах?
- Докажите, что мне это не снится, - жалобно сказал Адам.
- А разве ты не можешь отличить сон от реальности? - спросил Оскар.
- Сейчас - нет.
- Тогда какая тебе разница?
Джихан рассмеялся.
- Все правильно. Гонцы Оскара обшарили твой дом сверху донизу, но они не могли узнать того, что знаю я. Ты сделал ошибку, Оскар. Тебя обманули те же мороки, которыми он обманывал сам себя. Можно ввести в заблуждение лучших шпионов, но нельзя обмануть того, кто читает мысли.
- Что ты имеешь в виду? - спросил Оскар.
- Сейчас объясню, - ответил Джихан. - Все эти вещи хороши для того, чтобы прятаться в них от реальности, но они также годятся и для того, чтобы прятаться в них от себя... Чтобы отвести себе глаза, чтобы не признаваться себе, что на самом деле ты такой же, как все, плоть от плоти пластмассового мира... Приятно представлять себе, что ты - чужак, принадлежащий другому миру, другой реальности, но в глубине души ты всегда знал, что там, в мире магических существ и событий, ты был бы еще более чужим, чем здесь! Кем ты собирался быть "там", если бы это "там" могло существовать где-нибудь и как-нибудь? Магия была бы недоступна тебе - точно так же, как здесь, но зато любой из магов смог бы уничтожить тебя простеньким заклинанием. И боец из тебя никакой, против настоящего рыцаря тебе и минуты не выстоять! Я уже не говорю о драконах... И с настоящим менестрелем тебе не равняться, и сказочные принцессы не станут на тебя смотреть, когда пройдет любопытство... И кстати, добывание хлеба в поте лица своего там тоже никто не отменял. Пойми, особенность сказок именно в том, что их нельзя воплощать в реальность. Сказку не надо делать былью. Никому от этого лучше не будет. Все эти романтические мечтания несовместимы с современным человеком. Они погибнут, столкнувшись с ним. И тогда уже не останется ничего.
- Это ты неправду говорить, Джихан, - сказал Оскар. - У тебя выходит - нельзя делать то, во что веришь... А чего стоит вера без дел?
- У меня все правильно выходит, - ответил Джихан. - Чем больше веришь во что-то, тем меньше надо делать. Потому что реальность уничтожит твою веру, а вместе с ней и тебя.
- Со временем ты научился говорить красиво, - заметил Оскар. - Я даже затрудняюсь сказать, где у тебя ошибка...
Джихан пожал плечами.
- А там и нет никакой ошибки.
- Послушайте, - подал голос Адам. - Если я правильно понял, то сами вы ни во что не верите?
- Отчего же, - отозвался Джихан. - Я верю, что надо прятать спички от детей. Более того, этому я посвятил всю свою жизнь.
- Спички - от детей? - переспросил Оскар. - Или зеркало от карлика?
- Если хочешь - да, - сказал Джихан. - Разница невелика. Оскар кивнул.
- Ну, - сказал он Адаму, - мне кажется, ты слышал достаточно, чтобы принять решение.
- Вполне достаточно, - согласился Джихан.

Чернота за окнами постепенно поблекла. Ночь подходила к концу. Темные прямоугольники домов раскрасились разноцветными квадратиками окон. Люди, отлучавшиеся ночью в туристическую поездку в мир сказок и грез, возвращались домой, в привычную реальность, умывались, частили зубы, пили чай с гренками...
Начинался новый день.
Адам остался в комнате один. Собеседника отправились на кухню, дабы не мешать его раздумьям. На кухне они пили кофе и от нечего делать рассуждали о карме.
Адам тоже думал о карме. Точнее, он пытался понять, есть ли карма в том, что линии судьбы сошлись именно на чем, именно здесь и сейчас. И еще он думал, включает ли эта карма и тот выбор, который он только собирался сделать? Предопределено ли это, или наоборот, может измениться как раз в результате его решения?
А ответа не было.
Было ощущение неожиданности, вопиющей несправедливости, ведь он не считал себя вправе решать судьбы мира, и теперь, когда такая ответственность все же свалилась на него, он чувствовал себя обманутым и преданным. Как же так? Ведь всю жизнь он привыкал знать свое место и не соваться в высшие сферы, всегда за него решали другие, более ответственные, более компетентные... Теперь рядом с ним не было никого. Некому было пожаловаться, не у кого спросить совета. Он был один.
Где-то рядом за стенкой включился телевизор, и бодрый голос ведущей принялся рассказывать последние новости о политике, криминале и шоу-бизнесе, изредка прерываясь для того, чтобы поведать миру о достоинствах кофе, собачьих консервов и прокладок с крылышками. Занятно, подумал Адам. Самая главная новость дня так и останется неизвестной. И возможно, именно этого знания людям и не хватит в какой-то момент - ведь можно прожить всю жизнь среди этой ерунды и так ничего и не узнать...
Хорошо ему было раньше, когда все эти фантазии принадлежали только ему, и потому выглядели совсем безопасно... Конечно, в этом было что-то от убежища, что-то от декадентствующего романтизма, но главное - это было так невероятно, так чуждо обыденной реальности, что воспринималось как что-то интимное, безопасное, свое... Все оказалось не так. Фантазии ожили и беспардонно вмещались в его жизнь. Фантазии оказались реальнее, чем он думал. Фантазии оказались сильнее, чем его вера в них... Внутренний и внешний мир поменялись местами, действительность вывернулась наизнанку. Так, должно быть, чувствует себя человек, когда после долгого отсутствия возвращается домой и обнаруживает, что все изменилось, что в доме живут чужие люди, и все чужое, и ничего знакомого не осталось...
Прав был Оскар: он слишком походил на обитателя птицефабрики, привыкшего к уверенности в завтрашнем дне, имеющего право на еду, питье и сон, и ничего не подозревающего о том, что за стеной, за стеклом и бетоном - оно, утраченное небо... Таков был он, и таковы были люди, окружавшие его. Они жили, обделенные этим знанием, их незнание было самодостаточно... Никто не сказал им, что может быть иначе...
И Джихан был прав. Фантазии, вторгаясь в реальность, причиняли жертвы и разрушения. Мечты, воплощенные в жизнь, умирали, и вместе с ними умирали глупцы, совершившие эту ошибку. Да, все могло быть иначе. Да, бройлер - не птица. Но стоит ли показывать ему небо? Стоит ли говорить, чего он был лишен? Он просто не поверит... Не поймет. И в этом будет его счастье...
Прячьте зеркало от карлика.
Никому не будет лучше.

На кухне засвистел вскипевший чайник.
За окном просветлело, фонари погасли, а шум проезжающих по дороге машин слился в один непрерывный гул. Джихан выглянул из кухни.
- Ты опоздаешь на работу, - заметил он.
- Не пойду сегодня на работу, - сказал Адам. - Какая тут работа - после такого...
- Мы тоже опаздываем, - сказал Оскар, выглядывая из-за плеча Джихана
- Я знаю... извините. Еще немного...
Джихан пожал плечами.
- В майбутньому люди житимуть у л1таючих будинках, - сообщил детский голос за стеной.
- Ага, - прыснул Джихан. - Скоро мы все полетим.
Оскар не засмеялся.
- Полчаса, не больше, - строго сказал он. И Адам снова остался один.

Шарик лежал в картонной коробке, в шкафу. Адам почувствовал легкий укол сожаления, доставая его. Отдавать его не хотелось. Но, с другой стороны, теперь он понимал, что напрасно считал себя владельцем - он всего лишь хранил его. Пока не пришло время.
А теперь время пришло. И первый раз в своей жизни он ясно понимал, что и зачем делает. А может быть, и в последний тоже. Но об этом ему еще не хотелось думать.
Сомнения еще оставались, он подошел к окну и бросил взгляд на то, что видел каждый день - на бетонные коробки домов, прямые линии асфальтовых дорог и аккуратные зеленые квадраты газонов... На фонаре нахохлилась ворона. На остановке ополчение трудового народа брало штурмом автобус.
Все это может исчезнуть.
Каково будет воем этим людям? Ведь они не знают другой реальности, не умеют жить в двух мирах одновременно, они останутся без дома. Навсегда.
Будут ли они тоже бороться, как эти, за возвращение в мир технологии? Будет ли мир бороться с ними, как сейчас борется с этими - кострами, публичными экзекуциями вместо психушек?
Почему я должен это решать? Я не просил! Пусть кто-нибудь другой, а?
Может, отдать им шар, и пусть сами решают, без меня?.. жребий бросают, считаются, морды бьют друг дружке...
Но однажды наступит день, когда я пойму, что хотел не этого, Что все разрешилось неправильно. И ничего нельзя будет изменить.
Нет. Надо решать сейчас.
Ведь может быть, что все движется правильным путем? Что впереди - подлинный триумф человеческого разума, каким его представляли в послевоенной фантастике... Не будет нищеты и болезней, не будет войн и уголовного беспредела... Может быть, впереди - звездное корабли, бороздящие просторы Вселенной, как ни банально это звучит...
А может быть - микросхемы-имплантанты.
А может быть, мы никогда не узнаем, как могло бы быть. Ты можешь быть счастлив, но для этого миллионы людей должны потерять все... Будешь ли ты счастлив таким счастьем?
- Ну, скоро? - спросил Оскар из кухни.
- Уже, - ответил Адам.
Они вышли из кухни и стояли теперь в ожидании... Решения? Или приговора? В общем, они ждали.
- И что ты решил? - спросил Оскар, кажется, спустя час или два (или это минута так растянулась, или жизнь пробежала так быстро?..).
- Я все решил, - ответил Адам. И протянул шарик Джихану.
- Да, - произнес Джихан, принимая шарик. - Правильно, так и должно быть.
Затем он повернулся к Оскару и торжествующе спросил:
- Видишь? Я знал, что здравый смысл должен победить!
- Вижу, - ответил Оскар. Он сразу как-то сгорбился и сделался как будто старее лет на двадцать.
- Молодчина! - сказал Джихан Адаму. - Ты рее правильно решил. Я рад за тебя. Знаешь, самая главная победа - это победа над собой. У тебя все получилось! Мои поздравления!
Оскар покачал головой и ничего не сказал. Лицо его побледнело и осунулось. Он и раньше не отличался особым румянцем, а теперь и вовсе стал белее мертвеца.
- Как он проникся, - заметил Джихан. - Что ж, господа соучастники, разрешите откланяться! Я и так уже задергался тут с вами, мои друзья, наверное, уже не знают, на каком свете меня искать... Прощай, хранитель! Теперь, когда ты избавился от своих химер, ты будешь жить долго и счастливо - это я тебе обещаю... И ты прощай, Оскар!
- До свидания, - поправил его Оскар.
- Что? - переспросил Джихан. - Что ты имеешь в виду? Ты же понимаешь, что теперь, без этой штуки, у вас нет шансов...
- Я все понимаю, - ответил Оскар. - И все-таки... Пусть я не выбираю, как мне жить, но, по крайней мере, могу выбрать, как мне умереть... До свидания, Джихан. Мы встретимся у костра.
Джихан пожал плечами.
- Горе побежденному, - сказал он. И вышел за дверь.

- Прости, - сказал Адам, когда за Джиханом захлопнулась дверь. - Я не мог поступить иначе.   
- Прости себя сам, - ответил Оскар. - Не сейчас... Потом. Когда ты поймешь, какой это был шанс.
- Я уже понимаю, - возразил Адам.
- Нет, - усмехнулся Оскар. - Еще нет. Мы уйдем, а ты останешься здесь, ты будешь жить дальше, и вот тогда... ты отказался от всего, во что верил, и теперь уже не сможешь вернуться назад. Хорошо, если тебе удастся обо всем забыть и жить, как простой человек. Но удастся ли? Я думаю, нет. Ты будешь переживать все это снова и снова, и ни с кем не сможешь поделиться этим...
- Никто не поверит?
- Никто не почувствует того, что чувствовал ты. Никто не поймет, чем это стало для тебя. Ты не сможешь передать свои переживания. А слова - это всего лишь слова.
- Мне очень жаль.
Оскар кивнул и направился к двери. Приоткрыв ее, он остановился и сказал:
- Здравый смысл восторжествовал над мечтами. Хорошо это или плохо, я не знаю. И не желаю знать. А вот тебе придется это выяснить. V тебя еще все впереди. Как у падающей бомбы.
И захлопнул за собой дверь.
Адам постоял немного, прислуживаясь к тишине, теперь рее звуки исчезли. Они ушли.
Они ушли и больше не вернутся.
Он вернулся назад в комнату. И сразу же почувствовал, как что-то неуловимо изменилось в ней. Изображения замков и рыцарей отчего-то вызвали у него ощущение неудобства.
Он принес из кухни острый ножик и принялся методично отколупывать кнопки, одну за другой.

На крыльце Оскара ждал Джихан.
- Твоя ворона совсем замерзла, - сообщил он.
- Да, - сказал Оскар. - Холодно.
- Что это было? - спросил Джихан. - Яд или заклинание?
- Ничего, - ответил Оскар. - Я передумал. Смертная казнь заменена на пожизненное заключение. Пусть живет, если сможет. Или ты скажешь, что он привыкнет когда-нибудь?
Джихан наморщил лоб.
- Нет. Не скажу.
- То-то, - оказал Оскар. - Ну, до встречи!
- Погоди, - сказал Джихан.
Оскар остановился, его брови удивленно приподнялись.
- Да? Что такое?
- Знаешь, почему вам никогда не победить? - спросил Джихан.
- Интересно,  почему же?
- Смотри  - сказал Джихан, подводя его к самому краю крыльца.
Они стояли и смотрели на стройные ряды бетонных коробок, на улицы, по которым шли хмурые, не выспавшиеся люди. Далеко на горизонте черные трубы плевались в серое небо черным дымом. Под ярко-красочным плакатом, изображавшим безоблачное существование пользователей мобильной связи, два бомжа подрались из-за пустой бутылки. От остановки с трудом отвалил очередной перегруженный автобус. С доски объявлений благосклонно улыбалось румяное лицо многообещающего кандидата, подклеенное снизу списком должников за квартиру. Роскошная иномарка бодро проехала через лужу, забрызгав грязью прохожих. У пивного ларька уже начали скапливаться те, кто никуда не спешил, кого не ждали более важные дела. Ветер прокатил по дороге и бросил в лужу смятую газету со вчерашними новостями.
- Если бы ты был Древним Богом, ты захотел бы вернуться сюда? – спросил Джихан.
И, не дождавшись ответа, зашагал вниз по ступенькам.


Рецензии