Визит к пирамидам

                "...Посмотри - никто из ушедших не вернулся оттуда..."

                Из древнеегипетского папируса

      ... Автобус отошел от гостиницы сразу после завтрака. Недолго ехал по правому берегу Нила и свернул на мост. Каир и речные дали были прикрыты еще розовато-сиреневой дымкой и чем-то знакомым повеяло от этих далей... Так вот она - загадка картин Дэвида Робертса – эта легкая дымка тумана на его картинах, сделанных во время путешествия по Египту! Давненько это было, более полутора веков прошло и воздух не столь уже чист в многомиллионном городе с множеством автомобилей... Но где же пирамиды? Мы едем к ним и громадные постройки должны быть видны издалека, с моста над Нилом, уже с того берега.
       Пассажиры прильнули к окнам с тихими восторженными возгласами – впереди появились  призрачные контуры громадных конусов – как и положено мечте, пирамиды возникли как мираж, проявляясь гигантским фотоснимком в утреннем тумане от берегов Нила...Потом туман рассеялся и стало жарко. Наша группа торопливо - ибо потом будет большая очередь туристов – полезла, пригибаясь в длинном и низком каменном коридоре, внутрь одной из пирамид. Жутковато-давящее ощущение исчезает, когда оказываешься, наконец, в довольно просторном и высоком помещении с гранитными стенами. Здесь неожиданно прохладно и нет ничего похожего на пыль веков и тысячелетий, помещение, рассчитанное на миллионы лет, на вечное хранение мумии фараона, выглядит законченным пару недель назад...Здесь довольно прохладно и сухо.  Вместе со странным ощущением легкости в теле – немыслимая толща каменных глыб над тобой и вокруг отнюдь не давит – возникает ощущение выпадения из Времени – оно как бы осталось там, снаружи...
       А вот снаружи разрушительная работа Времени видна отчетливо. Давно исчезли полированные плиты каменной облицовки пирамид, ноздревато-серые, изъеденные веками грани каменных блоков убегают уступами вверх. Без малого ста пятидесяти метров достигала когда-то вершина самой высокой пирамиды. Горячие ветры пустынь веками веяли над ними, засыпали песком каменные грани... О пирамидах написано много и почти каждый автор считает нужным отметить, что каменные блоки так плотно пригнаны друг к другу, что между ними нельзя вставить лезвие ножа. Забывая почему-то сказать, что камни пирамид ( во всяком случае, в нижних рядах) спрессовались, припаялись друг к другу под чудовищной тяжестью миллионов тонн в течение веков...
       Кроме знаменитого Сфинкса, возле пирамид есть еще одно чудо, открытое совсем недавно, в пятидесятые годы прошлого столетия. Рядом с пирамидами стоит стеклянный павильон, в котором находится солнечная ладья фараона Хуфу (Хеопса). Она была найдена в огромном колодце, вырубленном в каменной площадке, ставшей основанием для строительства пирамид. Колодец находится здесь же, под стеклянной крышей павильона. Трудно поверить, что этот колодец, едва ли не шахту, вырубили почти пять тысяч лет назад с помощью каменных и медных инструментов – даже бронза еще не была известна в те времена древним строителям. Ладья впечатляет размерами и прекрасным состоянием – хоть сейчас пускайся в плавание, благо и весла сохранились. Сразу же возникает вопрос – зачем она была нужна усопшему фараону? И, в поисках ответа, не обойти и другой вопрос – а зачем вообще строились пирамиды? И если вы всерьез заинтересовались этими вопросами, то можете надолго потерять покой и стать египтоманом...Ибо мифология и религия древних египтян настолько сложна и запутана, что не всегда была ясна и самим египтянам.
       С момента рождения и до самой смерти человека всюду и всегда сопровождает его незримый двойник – Ка. Жизнь человека – это своеобразный испытательный срок под присмотром бдительного Ка. В момент смерти Ка отделяется от тела и следит за тем, чтобы умерший был похоронен по всем правилам. Тело должно быть забальзамировано и надежно укрыто в прочной гробнице, ибо пока сохраняется тело умершего, живет в Царстве мертвых его Ка. Если тело не было похоронено и быстро разложилось, так или иначе исчезло, то Ка обречено слоняться вечным призраком в безрадостных пустынях, стеная и плача в муках. Если же все было сделано как надо, то Ка после похорон тела спешит на суд Осириса, бога-царя в потустороннем мире. Ка умершего должно было назвать себя – какому человеку оно принадлежало и каким этот человек был при жизни, указать – где и как он был похоронен. То есть указать адрес земной прописки и доказать, что этот человек был праведен при жизни и его Ка заслуживает райского блаженства. Ка должно было упрямо отрицать все негативное и говорить только о добродетельности умершего. Специально для этого в руки мумии вкладывался список священных формул с ответами на предстоящем суде Осириса., на котором Ка должен был упрямо стоять на своем – я не делал ничего плохого! Его встречал звероголовый бог Анубис и вел за руку к весам, на одной чаше которых лежало перо страуса, на другой чаше сердце умершего. Наступал момент истины - если сердце не было отягощено грехами, то чаша весов не опускалась и Ка, приветствуемый Осирисом, сидящим на троне, проходил своебразную регистрацию, его заносили в списки потусторонней канцелярии ( это абсолютно четко и ясно изображено на одной из древних росписей, изображающих суд Осириса) и он мог пройти в блаженные поля Иалу. Если человек был грешен, то его сердце перетягивало чашу весов и сердце бросали в пасть чудовища, сидящего рядом с весами и на этом все кончалось – не могли помочь даже пышные гробницы и похороны по всем правилам, ибо человек был грешен. Отсюда прямой вывод – вести праведную жизнь и стараться еще при жизни задобрить богов и их многочисленных служителей, не скупиться на подарки храмам...
       Итак, фараон, исходя из вышесказанного, стремился как и все знатные люди, еще при жизни построить себе гробницу как можно прочнее, долговечнее. Но ведь по той же мифологии, фараон был не просто человеком, он рождался царицей-матерью, проникнув в ее лоно вместе с семенем отца, уже оплодотворенным дыханием бога солнца Ра, становясь, таким образом сыном бога, царствующим на земле, а после смерти соединяющимся с отцом, богом солнца. Чтобы фараон после смерти мог быстрее добраться до небесного отца, его снабжали ритуальной ладьей, на которой он и отправлялся в небо. Ведь бог Ра тоже ежедневно проплывает над миром в своей солнечной ладье...
               Я шел под палящим солнцем, обходя грани пирамид, направляясь к Сфинксу.  Во мне крепла уверенность в давней догадке и сейчас тысячелетняя ободряющая усмешка с лица Стража Времени пригласила внимательнее присмотреться к острым конусам пирамид. Отсюда они казались выше и острее, чем на фотографиях, яснее и четче выступали грани уступов каменной кладки.  Сфинкс видел, знает - как строили пирамиды. Но молчит и будет молчать...Мысленно продолжив линию его немигающего взгляда, я уперся в еще более древние камни пирамиды фараона Джосера, в Саккара. Туда, где горячий ветер пустынь заметает песком древние постройки...
                ...Машина проехала между песчаных барханов, поросших чахлой растительностью. Справа зеленели прибрежные поля, орошаемые водами Нила, слева начиналась пустыня, а впереди показались контуры странной ступенчатой постройки.  Она так и называется – ступенчатая пирамида фараона  Джосера. Ступенчатость ее объясняется просто. До этого цари строили себе гробницы  в форме усеченных трапеций, слегка суживавшихся кверху. Конечно, царские гробницы были побольше, но форма их не отличалась от прочих. Ко времени правления царя Джосера (около пяти тысяч лет назад) в результате долгих войн и распрей, было давно уже достигнуто объединение Верхнего и Нижнего Египта , страна, щедро орошаемая разливами Нила, с развитой системой переписи населения и налогообложения, стала самой богатой и могущественной державой в тогдашнем мире. И потому решено было сделать гробницу Джосера намного выше других, поставив несколько таких каменных трапеций (мастаб) одну на другую, образуя суживавшуюся кверху ступенчатую пирамиду.
          Но...К тому времени фараоны полностью отдалились не только от народа, никогда не видевшего их, но и от основной массы знати. Окруженные плотными кольцами вельможной и жреческой элит, цари стали живыми богами, которые после смерти возносились к богу Солнца. Следовательно, гробницы их должны быть не просто местом захоронения тела, а пьедесталом, своеобразным трамплином к такому вознесению. Эта логика полностью соответствует идеологии царей - солнцепоклонников Четвертой династии, построивших три великих пирамиды в Гизе и храмы Ра в Гелиополе.. Жрецы той эпохи, не отвергая множество богов Египта, стали проводить гелиоцентрическую политику, выдвигая на первое место культ бога Солнца, как бога-покровителя царя, а следовательно и всей страны. Цель ее было очевидна – концентрация власти, силы и богатств страны в царском дворце и в храмах бога Ра. Этому способствовала и сама религия страны. При всей ее сложности и запутанности, множестве богов и божков, основной мировоззренческий постулат ее был незыблем в течение веков.  В начале начал был вселенский океан – Нун, среди которого возвышался остроконечный камень (гора) Бен-Бен.  Из океана возник сам себя создавший бог солнца Ра. Но ведь и богу нужна какая-то  опора, чтобы осмотреться и знать, что делать дальше. Бог встал на острие камня Бен-Бен, возвышавшегося среди океана. Потом стал создавать небо и землю, горы и реки, людей и животных, звезды и воздух, создавая одновременно различных богов, поручая под их ответственность все созданное им. Такая теория прекрасно укладывалась в тогдашнее общественное сознание, в тогдашнее мировоззрение.
                Ступенчатая пирамида Джосера не нравилась царям и жрецам Четвертой династии. Кроме естественного чувства соперничества и зависти, она вызывала недоумение и осуждение. Гробница царя не должна выглядеть ступенчатой лестницей в небо!  Она должна быть подобием священного камня  Бен-Бен, позволяя душе фараона после смерти телесной оболочки  шагнуть с вершины пирамиды  к небесному отцу, богу Ра.
           Пирамиды стали строить без ступенчатых уступов, с гладко облицованными, сверкающими на солнце гранями, а на самой верхушке стали размещать остроконечные камни, как бы копии самих пирамид  Они так и назывались «Бен-Бен», их грани были облицованы листовым золотом и они первыми, еще до появления солнца на востоке, встречали  его лучи, отсвечивая в утреннем тумане от реки...
               Но как строили египетские пирамиды?
                Пока это остается загадкой. Написано об этом много, но наиболее распространенных версий, по сути, две.
               Первая – наклонные песчаные насыпи, по которым каменные блоки весом две с половиной тонны каждый ( были отдельные блоки  гораздо тяжелее – до пятнадцати тонн) затаскивали на деревянных салазках и укладывали в очередные ряды-уступы постройки, гигантской даже по современным масштабам.
              Вторая версия – использование неких деревянных рычажных механизмов, с помощью которых блоки поднимали с уступа на уступ.
              Помимо этих распространенных версий, много всевозможных экзотических и фантастических теорий – от участия в строительстве пирамид инопланетян и атлантов, до канала, якобы прорытого от берега Нила к строящейся пирамиде и системе хитроумных шлюзов, поднимавших каменные блоки на огромную высоту. Пирамида фараона Хуфу (Хеопса) достигала, например, в первоначальном виде 146 метров...Последнее выглядит измышлением человека, либо не видевшего пирамиды вблизи и не имеющего представления о местности, окружающей их, либо просто желающего позабавить себя и читателей.
             Рассмотрим первую из названных выше расхожих теорий – песчаные насыпи. Песка в Египте много, если не сказать – море песков в пустынях, окружающих узкую плодородную долину Нила, орошаемую водами этой реки. Наклонные песчаные насыпи использовались при строительных работах для затаскивания каменных блоков и плит, для установки громадных колонн, статуй и обелисков. Но при строительстве таких громадных сооружений как пирамиды в Гизе песчаная насыпь годилась лишь для укладки блоков в  самых нижних рядах. Толпы людей, упираясь ногами в каменную площадку, предварительно тщательно выровненную с помощью отвесов, тащили канатами салазки с камнями, укладывая их, плотно – один к другому, в первом ряду. Затем, шагая по первому ряду, тащили камни для второго ряда, используя невысокую пока песчаную насыпь для затаскивания салазок. Затем подсыпали еще песка и удлиняли насыпь, чтобы подъем был менее крутой – и затаскивали камни для третьего ряда. Для четвертого, пятого, а затем...возникали чисто физические проблемы. Угол наклона песчаной насыпи резко возрастал, она удлинялась, требуя огромных затрат труда и времени ( но не песка, которого, как уже говорилось, в Египте вполне достаточно).  Главная проблема заключалась в том, что места на прямоугольной площадке, уже заметно приподнявшейся над уровнем окружающей местности, не хватало для огромного количества людей - тяговой силы, обязанной затаскивать блоки на пирамиду, выраставшую с каждым рядом камней. Удлинялись неимоверно и канаты, которыми тянули салазки по все удлинявшейся насыпи. Почему удлинялась насыпь – понятно – чтобы сделать насыпь более пологой (или менее крутой). А вот почему удлинялись канаты? Да потому что люди могли тянуть их только шагая по твердой каменной площадке, образованной уже положенными блоками очередного ряда. Тянуть салазки, шагая по песку они не могли! Проваливались ногами, уходя по грудь в песок, делая отчаянные усилия! Это проверено опытом. В  1978 году группа энтузиастов попыталась построить, в порядке эксперимента, пирамиду высотой около одиннадцати метров, используя песчаную насыпь. Но попытка эта провалилась. В прямом смысле – провалилась в песок, в котором увязли строители-экспериментаторы...И это – на небольшой высоте, сравнительно с окончательной высотой пирамиды Хеопса – 146 метров!..
                Вторая теория – об использовании деревянных рычажных механизмов – еще более несостоятельна, ибо такие механизмы – качалки, например, - требуют немалого места для размещения на рабочей площадке и соответствующего количества людей, рабочей силы. Рычаги несомненно использовались для перемещения уже поднятых блоков, для укладки их вплотную друг к другу. Но не для подъема огромных каменных глыб с уступа на уступ на большую высоту – это невозможно физически.
                Предположим – только предположим! – что высота уже строящейся пирамиды достигла сорока метров ( не будем говорить – каким способом, но предположим, что это уже факт). И люди уже стоят на прямоугольной площадке усеченного конуса строящейся пирамиды возле этих рычажных механизмов. Они смотрят вниз с высоты сорока метров ( а нужно еще укладывать больше ста метров сплошной кладки) Усеченый конус уходит вниз небольшими уступами – стоять и работать на них невозможно. Тем более – размещать рычажные механизмы и поднимать наверх огромные камни. Кто и как подаст их снизу, на сорокаметровую высоту? А тем более – на стометровую и на стосорокаметровую высоты...
             На мой взгляд, при строительстве пирамид использовался единственно возможный в то время и в тех условиях метод, а именно – использование противовесов. Сам принцип противовесов был давно и хорошо известен древним египтянам. Он активно использовался и до сих пор еще используется в сельской местности. Это, например, так называемые  шадуфы ( проще говоря, «журавли» - длинные деревянные рычаги с грузом-противовесом на конце, которыми зачерпывают воду из колодцев и водоемов не только в Египте). Но при строительстве пирамид принцип противовесов использовался иначе.
                Уложив нижние ряды каменных блоков на высоту, при которой дальнейшая укладка камней волоком на салазках становилась уже физически невозможной, египтяне ставили на краях уже выложенной площадки прочные деревянные подпорки с желобами для протаскивания канатов. С двух противоположных сторон уже начатой постройки к этим  канатам привязывались деревянные короба, сделанные по размеру каменных блоков, с расчетом, чтобы очередной блок можно было поместить в короб  вертикально – это позволяло уменьшить площадь соприкосновения поднимаемых блоков с выступающими гранями уже положенных рядов. В короб с одной стороны закладывался очередной блок, а в короб с другой стороны укладывали несколько десятков небольших по размеру и весу камней с таким расчетом, чтобы их общий вес несколько превышал вес блока, поднимаемого с противоположной стороны. Затем строители начинали тянуть канаты, протянувшиеся через всю площадку. Этот метод позволял поднимать сразу несколько блоков – количество устанавливаемых на площадке подпорок зависел от размеров постепенно суживавшейся,  по мере укладки рядов, площади под ногами строителей. Стоя в два ряда, друг против друга и перехватывая канат, тянули его от одной подпорки к противоположной. Противовес с набором маленьких камней значительно облегчал их усилия и позволял поднимать блоки на нужную высоту. Что происходило, когда очередной блок был уже поднят с одной стороны, а противовес с противоположной стороны опускался возле основания? Из короба с набором камней выбирали их большую часть, оставляя столько, сколько могли поднять люди, стоявшие наверху строящейся пирамиды. Они поднимали их канатами и опускали пустой короб за следующей частью камней. И так – до тех пор, пока не набирался нужный вес для подъема очередного блока.
              Здесь считаю нужным обратить внимание на одно интересное обстоятельство, которое почему-то выпадает из расчетов исследователей, пытающихся разгадать загадку строительства пирамид. А именно – вес каменных блоков, из которых построены пирамиды. Их было уложено несколько миллионов! И почти каждый, за исключением нескольких особенно крупных блоков, укладывавшихся над погребальными камерами, весил две с половиной тонны. Совершенно ясно, что такой вес – не больше и не меньше – был выбран специально, как наиболее оптимальный для подъема на большую высоту физическими усилиями людей, использовавших принцип противовесов.
           Даже сейчас, при современной и достаточно мощной строительной технике, развитой системе проектирования, строительство гигантских сооружений, подобных пирамидам Древнего Египта, выглядит очень сложной и трудоемкой работой. Но она была осуществлена – около  пяти тысяч лет назад в Саккара ( местность неподалеку от современного Каира, где находится ступенчатая пирамида фараона Джосера) и несколькими веками позднее - в Гизе, где находятся три известных  всему миру больших пирамиды царей Хуфу, Хафра и Менкаура. Они реально существуют, их можно увидеть и коснуться руками. Их ухитрились построить в древние времена почти вручную, как бы вопреки здравому смыслу и законам физики. Но, по сути, эти же законы физики и позволили древним строителям осуществить это рукотоворное чудо...
              Сфинкс с обезабраженным пушечными ядрами лицом фараона Хафра, овеянный ветрами пустынь, помнит другие берега, другие народы и лица, знает – сколько крови и пота пролилось здесь, при строительстве пирамид. Но он молчит, храня загадочную усмешку. И будет молчать – разгадывайте эту загадку сами...
         


Рецензии
Дорогой Марат, какое бы из Ваших произведений я не прочла, ловлю себя на одной мысли: Bы пишите очень образно и объемно (не в плане количества, а в плане объемности изображения). У меня родилось такое определение для Вашей прозы: 3D! Ваши описания ощутимы, и это - прекрасно. Это - мастерство и талант!

Нора Шах   04.05.2011 23:12     Заявить о нарушении
Элеонора! Ваши бы слова, да Богу в уши! Благодарю Вас от всего сердца!

Назимов Марат   05.05.2011 07:09   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.