Овод и русская революция

СССР, 1980, Драма
Режисер: Николай Мащенко
Описание фильма «Овод»:
Середина 19 века. В оккупированной австрийскими войсками Италии действуют силы сопротивления. Внутри этих событий - история человека, превратившегося из  восторженного юноши в непримиримого борца за независимость, легендарного и неуловимого Овода. Это был дебют 19 летнего Андрея Харитонова . и настолько яркий дебют, что молодой актёр едва не затмил  своих   партнёров по фильму  ( маститого Сергея Бондарчука, и  популярную А.Вертинскую) Картина собрала множество призов,  За лучшую мужскую роль Андрей Харитонов получил на фестивале в Монте-Карло «Золотую нимфу»
Это была вторая известная экранизация  одноимённой книги Этель Лилиан Вонич. Первая  (50=х с О.Стриженовым  и гениальным К.Симоновым  главных ролях) повествовала о столкновении идей,  идеи революции и отжившего мира. В исходе этого конфликта Овод  командует своим собственным расстрелом, а кардинал Монтанелли (его отец) сходит с ума и отрекается от своего Бога.
Фильм 80  года – это конфликт чувств - любви сына к отцу и отца к сыну, конфликт трагический, истоки  которого  так глубоки, что выходят за рамки убеждений, и идей. Этот конфликт вырастает из недр человеческой души  и возвышается до метафоры –  метафоры сравнения страданий сына с муками Христа, и отца с мукам Отца небесного, отдавшего своего единственно сына на   смерть на кресте.
И вот  пересматривая этот фильм и перечитывая  книгу Войнич, я впервые обратила внимание на возникающие в моём  сознании параллели,  совсем не итальянского свойства. Жертвенность, атеистический фанатизм,  презрение к компромиссу - все или ничего! И рядом с этим -  склонность к психологическим надломам,  увлечённость поэзией,  подавляемая жажда любви, трансформируемая в абстрактную любовь  к угнетённому человечеству. Эти качества в высшей степени свойственны Оводу - Артуру Бертону,  но не только ему ( а может быть и не столько) Что-то родное, русское, слишком русское просвечивает сквозь итальянский контекст.  Знакомлюсь с биографией Войнич, и что же, оказывается она долго жила в России, бала знакома ( не с революционным движением вообще, а лично) с русскими революционерами,  увлекалась творчеством Достоевского, переводила русских классиков. Так вот откуда эта глубина  в постижении  противоречий  революционного сознания, где от любви до фанатизма одно мгновение, эти сломы и экстатическая восторженность, эта вера в нового идола – (Революцию), пожравшего впоследствии своих детей. Конечно, нам современником, познавшим ужасы  революционного фанатизма,  пережившего тоталитарный режим, слово революционер, внушает совсем не  восторженные чувства, Мы – современники, знаем, чем закончились эти  пламенные призывы к борьбе за счастье человечества – Гулагом и тоталитарным режимом. Но тогда, на заре революционного движения, когда Революция представлялась прекрасной и желанной – многие, (и не только циники и проходимцы), многие страстные мечтатели, и восторженные и жаждущие перемен,  эти Гриневицкие и Кибальчичи, умные и талантливые, соблазнились ею. И  среди них самыми непримиримыми  были  «поповичи», выходцы из семей священников. Этот феномен превращения религиозного сознания в революционное, (когда нравственные ориентиры  перевёртываются наоборот), во многом объясняются, как писал Н.Бердяев, особенностью именно русской ментальности. Идея становится Богом ( а точнее   заменяет место, принадлежащее только Богу), и превращается в гибель, разрушение  и вырождение..
Но вернёмся к нашему герою. На заре своей  жизни – это человек религиозного сознания. Бог небесный и бог земной - эти понятия переплетены в его душе. Он любит своего  духовного наставника,  отца Монтанелли ( не зная, что он его  настоящий   отец), как Бога.

-Я верил  вам как Богу, а вы лгали мне всю жизнь-
Да, земной бог лгал ему, не открывая тайну его рождения, лгал, что тайна исповеди непоколебима,  что этот мир нужно хранить, а людей  любить, как делал это Иисус.
http://www.youtube.com/watch?v=dpuRK-Qs8Vk&feature=relat
Но тайна исповеди нарушена - Артур становится невольным предателем, рассказав на исповеди о  своей связи с группой революционеров. И в одночасье он теряет всё – своих товарищей, Джемму, и главное, веру в непогрешимость отца земного, а потом и небесного. ОН инсценирует самоубийство и бежит в южную Америку навстречу своему аду.
http://www.youtube.com/watch?v=KP6J1mH91Xk&feature=related
"Вы говорите, что любите меня... Дорого обошлась мне ваша любовь! Неужели вы думаете, что можете загладить все и, обласкав, превратить меня в прежнего Артура?... Меня, который угождал каждому негодяю, не ленившемуся распоряжаться мной, как ему вздумается? Меня, которого морили голодом, топтали ногами, оплевывали?"…
http://www.youtube.com/watch?v=d_zVkjGEv24&feature=related
Он заплатил за свою любовь сполна. Он принял страдания физические (будучи искалеченным) и нравственные, его муки были безмерны. Но… его религиозное сознание не изменилось полностью, оно ТРАНСФОРМИРОВАЛОСЬ В РЕВОЛЮЦИОННОЕ. Если мир так ужасен, ( для него, и для многих, он это понял),  значит, старый порядок вещей надо разрушить,  разрушить во имя любви к людям  (ведь Бог  тоже любит людей?!  Но не избавляет их от страдания -   так  существует ли Он вообще со своей лживой любовью!?.
- За что вы любите Его больше  чем меня, что Он для вас сделал, этот мёртвый идол?! Ему прибили руки гвоздями? -посмотрите на мои, он страдал? – нет таких мук, которые не претерпел бы я…-
Монтанелли должен выбрать – либо Бог, либо сын. А разве может быть иначе, Артур  убеждён, что заслужил этот выбор- он, как Иисус жертвует собой во имя счастья людей,  он претерпел земные муки, и он любит своего земного отца, отвергнув Отца небесного. Никаких компромиссов, всё – или ничего!
 Из романа ясно следует, сколь круто замешены его радикальные убеждения на личных обстоятельствах и мотивах. Если бы не его юношеская влюбленность в Монтанелли, если бы не его наивная и восторженная религиозность - Овод не стал бы столь рьяным иконоборцем. Этот бунт против неба рождён огромной обидой на земной мир, на его жестокость,  на его неумение любить, его лживость и предательство.
Но выбор не сделан, он не по силам Монтанелли.
"Молча,  глядели они друг на друга, словно влюбленные, которых разлучили насильно и которым не переступить поставленной между ними преграды. Овод первый опустил глаза. Он поник всем телом, пряча лицо. И Монтанелли понял, что это значит: "Уходи". Он повернулся и вышел из камеры. Минута, и Овод вскочил с койки!
- Я не вынесу этого! Раdге, вернитесь! Вернитесь!"
И вот финал. Трагический и героический.  Нет страха, нет примирения, нет покаяния, он говорит  о будущей победе, командует своим расстрелом, потому. что карабинеры не смеют стрелять в него…  Так умирали  и  в России - народовольцы в 80-х, террористы  90-х в 19 веке,  и  в начала  века минувшего, творившие зло во имя   светлого будущего…
Но последние слова  умирающего Овода обращены к отцу –
ТЕПЕРЬ ВАШ БОГ УДОВЛЕТВОРЁН…
http://www.youtube.com/watch?v=fs-GV9rui_I


Рецензии
Главное в герое Харитонова - его ирония и сатира по отношению к властьимущим... Именно за это он и был назван ОВОДОМ!!! Это, можно сказать, Булгаковский взгляд на жизнь, с отрицанием любого идолопоклонства и стремлением к общечеловеческим ценностям...

Светлана Шакула   16.08.2018 19:56     Заявить о нарушении