Современна ли Обломовщина?

   Я прочитала роман Ивана Алексеевича Гончарова «Обломов», роман о человеке, который ленится жить.
   На протяжении всего романа автор показывает читателям чувство тяжести от жизни, сковывающее Илью Ильича Обломова.  Пожалуй, никогда ещё чтение не шло у меня так трудно. Почему? Наверное,  мне нелегко читать роман о неактивном персонаже. Дело не в том, что он не делает ничего хорошего, ведь ничего плохого он тоже не делает. Я говорю не о делах ради общества – Обломов  не делает ничего даже ради себя. Конечно, нельзя опровергать то, что в какой-то мере Обломов всё же активен и действует. Как сказал Джон Роберт Фаулз «Бездействие - тоже действие. Я - это не только то, что я делаю, но и то, чего я не делаю. Отказ действовать зачастую равносилен немотивированному поступку, основная цель которого - доказать, что я свободен».
   Свобода… Обломов хочет добиться свободы от всего. От общества и его нравов, от забот и проблем, от всего того, что тянет его в мир. Он хочет жить так, чтобы ему никто и ничто не мешало погрузиться в свои мечты, в свою утопию, и между тем, не хочет, чтобы его насовсем все бросили. Он понимает свободу как то, что он никому ничего не должен, но все должны ему. Нет, он не плохой, но и не хороший. Он не злой, потому что никому ничего по-настоящему плохого не делал и не желал, но и не добрый, потому что как сказал Джон Роберт Фаулз «Добро - это не намерение действовать, а само действие». Обломов ведёт паразитический образ жизни, никогда не задумываясь об этом. Он живёт так, как его приучили, так, как он привык. Он, осознанно или нет, пытается паразитировать абсолютно на всех. На Захаре и других слугах, на Ольге, на Штольце, даже на  Тарантьеве и Алексееве, которые и сами на нём паразитируют. Паразитизм на одних позволяет ему жить так, как он привык. На других – попытки выбраться  из привычной колеи.
   Попытки, потому что как бы Обломов о том ни говорил, сильного желания изменить привычный уклад жизни в нём нет. Он как бы протягивает к людям руки, просит помощи, говорит: «Вытаскивай меня, я не хочу так оставаться», но сам не желает ничего не делает для своего «спасения». Обломов тяготеет к жизни, в которой ему ничего не надо делать. То есть надо, но он в упор не хочет  этого замечать. Он воротит нос от жизни. Он может это делать, потому что за него почти всё делают другие.
   Возможно ли существование вот таких «Обломовых» в современном мире?  Наверное, частичка «Обломова» есть в каждом из нас, ведь бывают моменты в жизни, когда хочется лечь в тёмной комнате и сказать: «Пропади оно всё пропадом, но я ничего не хочу делать!» Но потом, всё же надо встать, выйти, и что-то сделать, потому как никто, кроме тебя, этого не сделает.
   Конечно, бывают и другие ситуации. Существуют люди, которые всю свою жизнь умудряются паразитировать. Сначала на родителях, затем на супругах и друзьях, а потом и на детях. Но всё же стоит отметить, что таких людей не очень много, потому как далеко не все окружающие будут позволять им пользоваться собой. Хотя такие люди всё-таки существуют.
   В отношении же к самому образу жизни Обломова можно отметить следующий факт: в Германии какое-то время существовало молодёжное движение «За жизнь Обломова», да и сам роман был очень популярен. Это обуславливалось тем, что Обломов воспринимался  философом, этаким  мыслителем, который протестует против всего тем, что ничего не делает. Люди восхищались Обломовым и хотели вести его образ жизни – созерцательный, отрицающий всякую деятельность. Но они не подумали о том, что пока они будут протестовать бездействием, кто-то должен будет их обеспечивать, то есть, снимая с себя работу, они возлагают её на других. Да и если повнимательнее прочитать рома Ивана Алексеевича Гончарова, можно заметить, что Обломов ленится даже думать. Он пытается полностью отгородиться от любого вида деятельности, неужели именно так эти люди хотели бы жить? Без забот, без трудов, без любви и дружбы, потому что они побуждают к деятельности, без мыслей… Без жизни? Неужели они хотели бы отвергнуть всё, что составляет целостную и прекрасную сущность человека? Видимо, часть из этих людей сама осознала, о чём они ратуют, и отступила, а оставшееся движение задохнулось, не обретя поддержки общества.
   Но факт остаётся фактом. Частичка Обломова существовала и существует в каждом из людей. Желая отвергнуть это предположение, попробуйте представить себе такую ситуацию: вы стремились к чему-то очень долгое время, и вдруг вам предлагают без всяких трудов получить желаемое. Неужели вы откажетесь? При всём моём уважении к людям, я не уверена, что больше одного процента из нас сможет отказаться от лёгкой наживы. К сожалению, себя я к этому проценту не отношу. И вы, если будете думать над этим вопросом, постарайтесь не обманывать хотя бы себя, ведь сами вы прекрасно знаете ответ на этот вопрос. И если вы сможете абсолютно честно сказать, что вас не интересует лёгкое достижение поставленной цели, что ж, я лично вам поклонюсь. Вам, человеку, в котором обломовщина изжила своё. А пока, как ни печально, можно говорить лишь о том, что обломовщина до сих пор актуальна.


Рецензии
Бесполезный человек - как доброкачественная раковая опухоль.

Александра Казакова 2   07.12.2021 22:49     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.