Буддийский храм в Петербурге

Самый западный в Европе буддийский храм находится в Петербурге по адресу Приморский проспект дом 91.
Его нынешнее название звучит как «Дацан Гунзэчойнэй». Слово "Дацан" переводится как монастырская школа. Аббревиатура "Гунзэчойнэй" означает «Источник Святого Учения Всесострадающего Владыки-Отшельника».(Интересно, что проверка орфографии онлайн сочла слово "всесострадающий" ошибкой и предложила заменить на "всесокрушающий")
Храм был построен по инициативе буддийского подвижника Агвана Доржиева, представителя Тринадцатого Далай-Ламы в Петербурге.
Несмотря на то, что по переписи населения 1897 года в Петербурге насчитывалось только семьдесят буддистов, интерес к этой религии был в моде среди русской интеллигенции.
Николай Второй дал разрешение на строительство храма, и Агван Доржиев купил участок в Старой деревне.Выбор местоположения был обусловлен сравнительно невысокой стоимостью земли на самом краю Петербурга.
На возведение храма Доржиев потратил все свои средства, также большие пожертвования внес сам Далай-Лама и простые буддисты из Калмыкии и Бурятии.
Для научного руководства строительством был собран комитет из русских ученых-востоковедов. Знаменитый художник и философ Николай Рерих принял активное участие в организации работ. Изначально Рерих предлагал фантастический проект доставки настоящего буддийского храма из Бирмы. Но после составления бюджета этого мероприятия от идеи пришлось отказаться.
Архитектором храма был выбран господин Барановский, известный по строительству здания Елесеевского магазина на Невском проспекте. Николай Рерих разработал эскизы витражей.
Проект совместил традиции буддистских храмов и архитектуру северного модерна. Также были учтены погодные условия Санкт-Петербурга - здание строилось из долговечного материала – колотого гранита, внутри было проложено паровое отопление.
В 1915 году храм был торжественно открыт. Настоятелем стал сам Агван Доржиев. В жилом здании, входящем в комплекс буддийского храма, стали останавливаться паломники из Калмыкии и Бурятии.
Начались регулярные богослужения, но в 1919 году храм был вероломно разграблен. Агван Доржиев провел большую организационную работу по восстановлению буддийского центра и добился его нового статуса, как представительства Тибета в Советской России. Это позволило продолжить работу дацана. По словам свидетелей того времени в храме было многолюдно. Кроме приезжих и местных буддистов, многие жители Петрограда пытались отвлечься в его стенах от ужасов военного коммунизма.
Но в 1930-х годах Советская власть пересмотрела свое отношение к буддистам, и начались аресты и репрессии. Восьмидесятипятилетний Агван Доржиев был арестован и посажен в тюрьму Улан-Уде, где и скончался.
Все имущество храма было вывезено в музей истории атеизма, а главная статуя Будды разбита. По легенде, ее черепки до сих пор лежат на дне одного из озер Елагина острова.
До войны в храме расположился спортзал, а в блокаду там установили военные радары. До шестидесятых годов это оборудование использовалось как так называемая «глушилка», блокирующая сигналы западных радиостанций.
9 июля 1990 года дацан был возвращен буддистам. Рассказывают трогательную историю о японском туристе, который приехал в Петербург ради двух достопримечательностей - каменного Буддийского храма и места дуэли Пушкина.
Сейчас дацан реставрируется, появились две новые статуи Будды. Жилой корпус расселяется, чтобы стать гостиницей для паломников. В дацане ведутся регулярные службы, работают астролог и тибетский врач, есть ларек с сувенирами. Периодически для всех желающих выставляются буддийские святыни и реликвии, по легенде приносящие радость и энергию. Посетить дацан может любой желающий. Правила поведения вывешены перед входом.


Рецензии
Интересно, я была в подобном храме. Нам полезно познать историю.

Олуно   14.09.2011 13:20     Заявить о нарушении
Точно! Спасибо.

Роберт Тальсон   14.09.2011 13:24   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.