Дорога к Солнцу...

 
(Из сказочного сборника "Кукушечка")


      Шёл по степи путник. Весёлый человек. На ходу он сбивал с трав утреннюю росу, чтобы умыться. Улыбаясь, прищуривал глаза, подмигивая солнцу, и продолжал свой путь на восток. «Дойду до того самого места, откуда каждое утро поднимается солнце, – думал он. –  Тогда вернусь домой и всем расскажу, как глубоко оно прячется ночью, что кромешная тьма покрывает всю землю». 

      Так прошло немало времени. Каждый день, просыпаясь в степи, он думал, что приближается всё ближе и ближе к линии горизонта. «Вот ещё пару дней, не больше, и уж тогда обязательно увижу огромную пропасть, где каждую ночь прячется солнечный диск», – продолжал думать он. И не случись одна встреча, так далеко бы он ушёл, что и не возвратился бы вовсе в родные края. Навстречу ему шла старушка. Древняя, сухонькая, с высоким посохом и в стоптанных башмаках.

     - Приветствую тебя, матушка! – поклонился ей путник. – Куда держишь путь? Во всей округе ни души на несколько дней пути.

     - Да вот, иду в западную сторону поклониться солнцу, - ответила она. – Ты, верно, из тех краёв, где оно прячется каждый вечер? Скажи, сынок, долго ли мне ещё придётся идти?

     Путник ухмыльнулся.
     - Не хочу тебя огорчать, матушка, только ведь солнечная колыбель  спрятана вон там! – сказал он, показав рукой на восток.

     Улыбнувшись, старушка посмотрела на него и сказала:
     - Присядь, - сказала она, развернув дорожный платок, и достала из него пшеничную лепёшку. – Ты поешь. А я расскажу тебе, что уже видела за многие годы, пока иду с востока к солнцу.

     - Годы?! – чуть поперхнувшись, воскликнул путник.

     Старушка покачала головой:
     - Я ведь из страны великой пустыни Гоби. Одни пески на долгие месяцы пути. Да редкие стоянки кочевых племён. Уж если бы там, на востоке, было ночное пристанище солнца, я бы знала. А покинула я своих соплеменников совсем юной. И вот с тех пор всё время в пути.   

     - Что же тебя заставило отправиться в путь?

     Старушка сверкнула глазами сквозь испещрённые морщинами веки и чуть задумалась.

     - У меня-то была причина. А вот ты почему хочешь дойти до горизонта?

     - Есть у меня невеста, зовут её Тулпан. Самая красивая девушка! Много к ней сваталось женихов, только все ни с чем уходили. А мне она задала задачу: если дойду до того места, где ночью прячется солнце, так выйдет она за меня замуж. В тот же день я отправился в путь-дорогу.

     Путник заметил, как погрустнели глаза старой женщины.

     - Возвращайся домой, сынок. А о невесте своей не думай. Другая девушка должна быть с тобой.

     - Какая же? – покачав головой, спросил путник.

     - Да та, которая тебя любит, - ответила она и, снова, погрузилась в свои мысли. – Имя моё - Айжан. Когда-то была я невестой хана Бортына. А было мне тогда шестнадцать лет. Среди сотен других девушек хан меня одну в невесты себе выбрал и назначил день, когда приедет, чтобы увезти в далёкие земли. Мне он сразу к сердцу пришёлся. Красивый, молодой, а главное, умный. С юности я разбираюсь в людях, видно, дар небес мне такой. Стала ждать я его. Через пол года возвратился Бортын в наши края, чтобы сыграть свадьбу. День идёт свадьба, второй на исходе, а за ним и третий день прошёл. А наутро слышу дикий визг да топот копыт. А ещё запах гари. Только Бортын за оружие взялся, как в юрту ворвались люди. Чужие люди.  Набросились они на нас. Уж как Бортын отбивался, только силы неведомые знают об этом. Я кричала, руками лицо закрывала, чтобы не видеть крови его. А Бортын успел разрезать мечом край юрты, чтобы я убежать могла. «Беги!» – кричал он мне. А я ему: «Нет!» Тогда он мне крикнул: «Иди на запад, как увидишь ночное прибежище солнца, так и меня там встретишь!» Тогда я бросилась вон из юрты. Вокруг огонь, дым. Ничего не видно. Я так бежала, будто угли горячие ступней  касались. Уж не помню теперь, долго ли пришлось мне бежать. Только с того самого дня всё иду на запад…

     Старушка замолчала. Была тишина. Только тихий свист ветра уносил вдаль, наверное, к самому горизонту, произнесённые ею слова. 

     - Я понял, матушка. Тулпан, отправила меня к солнцу, чтобы избавиться. Знала, что не вернусь.

     - Разные, сынок, бывают дороги к солнцу. Кого-то там и вправду ждут. Вот я-то знаю, что встречу у горизонта Бортына. В тот же день, когда я покинула нашу с ним юрту, он оказался там!.. Тогда я этого ещё не понимала и просто шла к западной алой линии. Но теперь я приближаюсь к нему… Солнце обретает приют в той стороне!

     Она уверенно показала рукой на западный горизонт, где в алой дымке растворялось  раскалённое за день светило.


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.