Встреча со старцем

Анна Вячеславовна Колесникова
7 ноября 2010

5 ноября была в Ерзовке, что под Волгоградом. Давно собиралась съездить к одному старцу – что-то меня всё время тюкало: «надо». Моё отношение к старчеству осторожное – не раз обожглась. Однако ж со счетов я это явление не сбрасываю, хотя особых надежд не питаю.

В этот раз решила съездить к старенькому батюшке, считающемуся в Волгограде прозорливым. Зовут его о.Владимир из Райгорода. Впрочем, он уже давно не из Райгорода, который тоже под Волгоградом, - из Райгорода батюшка переехал с некоторых пор в Ерзовку, поскольку в Райгороде сгорел храм, который он отстроил, собирая деньги на него с миру по нитке.

Теперь батюшка Владимир живёт неподалёку от храма Архангела Михаила в Ерзовке. И туда мы с одной девушкой отправились за советами и святой водицей из источника.

В этом храме я когда-то была – году эдак в 2006 и даже не думала, что оказывается он не белокаменный. Хотя снаружи дышит белокаменной толстостенной стариной. Нас встретил уютный дворик, рябины, ландшафтный дизайн – даже озерцо есть, сделанное по всем канонам этого вида благоустройства территории.

Храм оказался из красного кирпича, выкрашенный в белый цвет. Зачем – непонятно. На территории храма есть источник. Как водится, его «накрыли» постройкой, зацементировав при этом внутри стенки колодца.
У источника разговорились с мужчиной, который со своим приятелем также приехал к о.Владимиру и искал его жилище. Пока наливали воду, я щёлкала фотоаппаратом.

Потом мы все вместе отправились к батюшке. Домик неподалёку от храма, небольшой, ухоженный. Комната-келья, согбенный 86-летний священник. С ним я встречалась восемь лет назад, когда у меня еще были потуги найти духовника. Через несколько месяцев они прошли – не родился еще такой, приходится только с Богом советоваться. Но в 2002 году я еще питала надежды. Вопрос, с которым я тогда ехала, был для меня фундаментальный. Надо отдать должное о.Владимиру - не ответив, он тогда не стал ничего выдумывать для того, чтобы не ударить в грязь лицом, а сказал просто - «не знаю». Пришлось разрешать проблему самой и, надо сказать, глядя в прошлое, радуюсь, что научилась тогда уповать на Бога, а не на старцев – этот навык необходим, когда не у кого спросить. А спросить сейчас вообще не у кого.

Вопрос, с которым я ехала к о.Владимиру в этот раз, был до смешного прост. Я не искала духовных советов, поскольку я их себе сама ежедневно выдаю. Мне нужна была конкретика: знает ли он о том, где находится схимонах Иоаким, который является единственным свидетелем, способным перевесить все доводы обвинения Виталия Черняева, находящегося под судом (о деле Виталия Черняева здесь: http://blogs.mail.ru/mail/anna-koala/2423AD9FA363114B.html)

Человека ведь в убийстве обвиняют, которого он не совершал. Поэтому, помолившись, поспрашая у Бога совета, как дальше поступить, - получила ответ – съездить к о.Владимиру. Зачем – сказано не было, а вот только съездить и всё.

Как получила ответ? – нет, голоса я не слышу, - просто из уст разных людей с высокой плотностью формирования советов во времени мне предлагали отправиться к этому батюшке. Ну, плюс еще некоторые моменты на это указывали. И я пустилась в путь. Впрочем, это громко сказано: ехать было недолго - на маршрутке.

Меня из четверых, кого келейница пригласила в комнату о.Владимира, он принял первой. Я постаралась говорить сжато, но добраться до своего главного вопроса не успела - батюшка начал давать советы. Попутно говорил о последних временах, рассказывал о том, где в молодости служил в армии, как он писал заявление начальнику, чтобы ему разрешили рукоположиться в дьяконы, какие были препоны, недовольство и т.д.

Ничего необычного он не сказал: близятся антихристовы времена, духовенство развращено мирской суетой и подчас роскошью, дети стали грубы и непослушны родителям, аборты среди молодёжи, лицемерие среди супругов и т.д. Нужно молиться и всё Господь управит – Виталика выпустят. А не выпустят – пострадает за Христа. Схимонаха Иоакима он помнит, но где он есть – не знает.

Но главное, говорит, ничего делать не надо – только молись, и всё само образуется…

Хорошо, что к такому ответу я была готова, а то бы он меня подкосил: как это ничего не делать, если только я и занимаюсь де-факто защитой интересов оболганного обвиняемого в убийстве Виталия? – занимаюсь именно по воле Божьей, которая меня не отпускает в этом отношении. К тому же я не юрист, а просто друг. И именно Бог и привёл меня сюда - привёл, чтобы найти следующую «кочку», на которую нужно поставить ногу на этом «болотистом» пути. А священник мне предлагает заходить на следующий круг и молиться. Ну так я уже молилась ведь, и поэтому я здесь!!! (Что-то в этом совете напоминает бесконечный стишок "У попа была собака...")

Попутно я заметила на окнах в доме стеклопакеты, стулья офисные в кухне с неплохим инвентарём, келейницу, готовую выполнить любую просьбу. И кушает, наверное, не манну небесную, и электричеством пользуется, а не столпом огненным по вечерам дорогу освещает, водичка из водопровода опять же есть, а не источники открываются ему по удару посоха. Кто-то же это всё производит, создаёт? И они ведь и приезжают сюда со своими вопросами, и некоторые вопросы связаны с конкретикой.

Да, разумеется, духовные советы – это главное, и многим людям здесь через о.Владимира посылаются откровения. Но мне от откровений и так некуда деваться, они уже совсем другого порядка, нежели откровение о необходимости молитвы. Я не за советами приехала, а за помощью в розыске духовного лица – схимонаха, который из волгоградской епархии уехал года два назад.

11 сентября 2008 года я, помню, брала у этого седовласого, седобородого схимонаха Иоакима благословение, когда он был в Волгоградском Свято-Духовом монастыре. К нему как раз и подвёл меня на той литургии Виталий.

В августе 2009 года во время визита его высочайшества патриарха РПЦ в Почаевскую Лавру был репортаж по всем федеральным каналам о богослужениях, обращениях, проповедях и т.д. И вот, сидя за чаем у меня дома Виталий мне поведал, что видел в одном из этих репортажей схимонаха Иоакима в кадре. Я полезла на сайты ТВ-каналов, и мы нашли.

Потом, как я слышала, следы схимонаха Иоакима теряются где-то в Одессе. Так идёт какое-то строительство миссионерского парохода, в организации чего он принимает участие. И это всё, что я добыла о местонахождении схимонаха Иоакима. Добыла как минимум затратами времени. И сейчас тоже трачу время, хотя очень хочется спать и к тому же болит спина. Однако я несгибаема – из-под меня почву уже не выбить умилительными словами о том, что только молитва и всё – остальное Господь Сам управит.

Я и есть это самое остальное – о-СТАЛЬНОЕ. И я не евангельская Марфа, которую Христос осадил за никчёмную суету, когда нужно было другое.

Господь, конечно, управит, но Он делает это через людей. Я, в частности, такой человек, через которого Господь и управляет, созидает, создаёт! Подчас люди трудятся уже с молитвой – проводят электричество, подают воду, готовят, шкварят, моют пол, пишут, строят, возводят, проектируют, открывают и т.д. Именно поэтому им хорошо удаётся их дело. Неужели ж им всем нужно всё бросить, ничего не предпринимать и, взявшись за руки, отправиться по своим домам, комнатам, кельям молиться? – нет же! – ничего не бросать – продолжать делать! Только делать с молитвой, ибо молитва – это разговор с Богом, который вообще-то не любитель просто так «побазарить».

Господи, сколько народу вот так вот «завернули», отправив только молиться, - народу, который мог привнести в наш мир хоть сколько-нибудь правды и справедливости.

А ведь именно в молитве и можно узнать, спрашивая у Бога, или постепенно научиться узнавать ДЕТАЛИ – куда идти дальше, что делать, с какой стороны лужу обойти, чтобы на голову не упал кирпич. Впрочем, последнее обычно не спрашивают, но получают как положительный «побочный эффект» молитвенного делания.

Но бросать всё ради того, чтобы только молиться, нельзя. Если, конечно, кто-то хочет лишь молиться, то нужно отказаться от благ цивилизации и не лицемерить.

Только молиться? – пожалуйста – в лес, и сам ищи себе пропитание, сам возводи крышу над головой. Можно и это не делать, если есть вера с горчичное зерно, и тебе по твоей вере птицы небесные будут приносить еду, а холод ты не будешь чувствовать по благодати Божьей…

Но, покуда мы все живём в этом грешном мире, нужно этому миру что-то доброе отдавать – делать его лучше, не смотря на то, что зла творится гораздо больше.

По большому счёту, отдаём-то мы добро Богу, - свой труд по утверждению Правды Божьей на земле. Трудно трудимся, ибо трудно вообще тут жить, не нарушая заповедей. Вот для этого и нужно молиться, чтобы Господь провёл по узкому пути, где не потребуется в качестве единственного решения на каком-то этапе переступить через совесть, чтоб сделать следующий шаг.

ПО УЗКОМУ ПУТИ, НЕ СЖИГАЯ СОВЕСТЬ, ПРОЙТИ ВОЗМОЖНО.

Кстати, среди прочих советов, которые дал мне о.Владимир, был совет сжечь штаны – мол, женщине не гоже. Не гоже – оно, может, и не гоже, только сжигать я ничего не буду. Сожгла однажды дело своей жизни за несколько лет - дневник эпистолярный. Ах, как это было «романтично» – многие великие уничтожали свои произведения в едином порыве. Чуть позже эта уродливая «романтика» по мне же и ударила. У меня от моих трудов почти ничего не осталось, зато осталось у тех, кто его систематически качал и использует, надо думать (если взглянуть на глубину текстов). Очевидно, это мне вредит. И даже так навредило, что еле-еле оправилась...

Гоголь сжёг вторую часть «Мёртвых душ» и умер страшной смертью (при перезахоронении внутренняя крышка гроба оказалась вся исцарапана ногтями).

Булгаковский Мастер сжег свой роман о Понтии Пилате и оказался в психушке. Логика исхода та же – сжигание существенного для Бога, во что Бог вложился (пусть через тебя) влечет страшные последствия непреодолимой силы для тебя же. И просто так это не проходит.

Вот так вот кому-то, возможно, присоветовал о.Владимир сжечь, уничтожить, бросить совсем дело своей жизни, а потом Господь и попустил сгореть выняньченному им самим храму Архангела Михаила в Райгороде. И город-то так символично назывался - РАЙгород...

Впрочем, Господь научил батюшку делать оговорку после своих советов: «берите из этих советов то, что нужно, что не нужно – не берите».

Беру – молиться надо больше. И не жечь ничего, не уничтожать, не ломать, ибо не знаем: а вдруг «сломается вот эта штука – шкатулка не издаст ни звука»…


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.