Терапевтическая Моногамия

Эссе на произведение «Терапевтическая моногамия»   Ирвина Ялома

Ирвин Ялом признался , что один из «Я» образов клиентки оставил отпечаток в его жизни.
Клиентка  Мардж звонила ему в любое время  между сеансами и даже в полночь.
В этих полуночных звонках она сообщала ,что она желает умереть, потому  что чувствует себя ничтожеством, козявкой. Это было похоже на «пограничное  состояние» клиентки и ему, стареющему психотерапевту   трудно было сдержать свои сексуальные чувства  к клиентке которая была красива и обаятельна.
    Мардж было 45 лет. Она была бесконечно одинока и готова в любое время покончить с собой.
Привлекательная красота Мардж  и  желание психолога отказаться от консультирования боролись в его душе постоянно. Её отчаянные звонки  с призывом о помощи, возбуждали в нём желание рекомендовать ей:  обратиться к психиатру, с просьбой  госпитализироваться. 
Когда самопрезрение охватывало Мардж,  то она начинала обдумывать самоубийство.
Ялом на сессиях устранял её саморазрушительное поведение, путём повышения уверенности её в себе, предлагая сравнить её с его успешной женой, что её успокаивало.
В интервью с Мардж, Ялом узнал о том, что её никто никогда не лю-бил. У неё не было детей, так как она подверглась инцесту со стороны отца. Она сообщила о том, что не способна заводить себе друзей и что ей никто не звонит в её день рождения. Отец, который приставал к ней, когда она была ребёнком, умер. Мать,  озлобленная безумная женщина. Её брат большую часть жизни провёл в сумасшедшем доме.
Ялом считал что она действительно крайне беспомощна, вероятно, она никогда не выйдет замуж, неудачница и у неё отсутствует способность сближаться с людьми.
«Вероятно, ей,  в самом деле, нужны  ещё многие и многие годы терапии, возможно пожизненная поддержка из-за её ложного суицида и распространяемой  ей депрессии. 
Психолог её убеждал  в том, что в депрессии одно хорошо, это то,  что она всегда кончается. Что и раньше она переживала кризисы,  и из них выходила. Мардж  заявляла, что у неё нет никого кроме Ялома человека,  которому  можно было рассказать о своей боли.
После нескольких сессий она заявила,что ей стало лучше, что  она получает помощь от него, когда они вместе часто находят  все ответы на её жизненные ситуации.
 Однажды психолог наблюдал, как она впала в состояние аутогипноза в процессе сеанса  и продолжал наблюдать за её  необычным поведением. Голос её изменился:  стал властным, недовольным, а так же изменилась её походка и движения. При этом она была остроумна, очень надменна и очень сексуальна. Она заявила, что она не Мардж, а другая, которая осуждает  эту дрянь.  Это второе « Я»  начало передразнивать Мардж:  иногда заикаясь, иногда умоляя меня не оставлять её, как  актриса, исполнявшая в пьесе несколько ролей и развлекая публику в мгновенном  преображении в каждого из персонажей. Ялом заметил,  что это было виртуозно, но  безусловное жесткое представление, их сцены  «Она рождена быть жалкой». Ялом наблюдал,  как всё это неожиданно закончилось,  и в этой сцене он находил её привлекательной.  Ялом подумал, что теряет надежду на успех  терапии. Он был сбит с толку  тем ,что здесь случилось. И не мог после того, что с ней случилось ,  относиться к ней как к равной,  и быть верным клиенту. «В конце концов,  я не должен позволить той, Мардж соблазнить себя!».  Это было нелегко так как он был очарован ею которая неожиданно проявилась. Мардж  была блестящим прекрасным режиссёром, который создал этот «фильм». Ялом пишет,  что он был вынужден балансировать на лезвии бритвы. «Возможно,  она любит меня достаточно сильно, чтобы изменить своё поведение!»
Он понял, что задача психолога – не втягивать клиента  в возрастную регрессию (сцену инцеста). Ялом  понимал: так но, как терапевт был пожилым и напоминал ей отца ,которого  Мардж теперь соблазняет в отличие от настоящего. В ней произошёл перенос и появилось желание нравиться  и не умирать. Эта ситуация послужила её выздоровлению. Из её памяти растворился инцест. Ялом пишет: «За прошедшие месяцы Мардж похорошела за счёт другой Мардж. Её грудь  налилась. Она лучше выглядела. Лучше одевалась; она носила кружевные чулки и  делала мне замечания по поводу грязных ботинок.»
Мардж начала относиться к Ялому как к равному,  и флиртовала с ним, задавала личные вопросы. И даже ему сказала: « Вы будете  скучать по моим маленьким ночным звонкам!».
Мардж изменилась, страхи проявлялись только изредка. Она начала строить социальную жизнь. Завела двух близких друзей. И за многие годы  её талант фотографа проявился  в полном объёме.
Авторы: Алексей Гадаев, Таисия Кучина.


Рецензии