Как разбудить гения?

     Он проявляется неожиданно. Далеко не всегда в благополучных отличниках. Порой ребенок, на котором взрослые поставили клеймо умственно неполноценного ошеломляет глубиной и сложностью внутреннего мира, явленного в изобразительном творчестве, в формах и цвете.  Откуда в маленьком человечке, едва научившимся говорить, такая тонкая художественная интуиция, сила и неповторимость самовыражения – это остается загадкой.
     Мой многолетний опыт работы с детьми разных возрастов , в том числе и с воспитанниками детских домов, говорит о том,. что художник спрятан практически в каждом ребенке, если его не успели истребить взрослые.
Но ему надо помочь проявиться, вылезти наружу. И чем раньше это произойдет, тем больше  шансов на успех. Для этого надо снять  с ребенка зажимы для   самовыражения и избавить от навязанных ему шаблонов и стереотипов. Он должен погрузиться в мир красок, линий, форм, незримых цепей ассоциаций. И он откроет в этом мире свой собственный язык, соответствующий его характеру,  темпераменту и сможет выразить то, чего не может выразить словами.
     Взрослые обычно требуют от ребенка изображения и учат его рисовать разные предметы, соответственно со своими представлениями о ребенке, как о существе примитивном. Однако их видение мира оказывается гораздо примитивнее мироощущения ребенка, которое ярче, богаче и свободнее. Ребенок – гений самовыражения. И ему надо помочь овладеть изобразительной грамотой, не растеряв своих  выразительных возможностей и своей творческой индивидуальности.
     Часто детские работы являются подлинными  произведениями искусства, которым могут позавидовать профессионалы. . Но к ним редко относятся серьезно, выбрасывают, уничтожают. Соответственно и юные авторы вслед за родителями считают, что им надо научиться воспроизводить окружающий мир, как это делает фотоаппарат. Тогда они станут настоящими художниками. 
      Поскольку для детских шедевров, даже награжденных дипломами международных жюри,  не находилось места ни в квартирах авторов, ни в школе-интернате,  у меня собралась большая коллекция детского творчества, на которой воспитываются мои нынешние ученики.
     Я убеждена, что детское изобразительное творчество  - это особый вид искусства, который заслуживает своего музея и тщательного изучения , как средства воспитания креативной  личности.             
               


Рецензии