Сладкая старость...

  Канада. Август 2010 года...  Мы стояли в тускло освещённом коридоре двенадцатого этажа в ожидании лифта. Мы - это я, тридцатишестилетняя мама и моя годовалая дочка Лиза. И вот, когда кнопка вызова уже погасла, к лифту бесшумно подошла старушка. Как только мы вошли в лифт, пропуская бабулю вперёд, сильная волна сигаретного духа ворвалась в замкнутое пространство, заполняя его собой. Это было сродни газовой атаке, давно я не испытывала таких мощных ощущений - ведь из подводной лодки никуда... А бабуля тем временем мило улыбалась, что-то лопоча по-английски моей маленькой русской девочке.
    Все мы вышли на первом этаже, высвободившись из этого дымного облака. Я с дочкой повернула к выходу из билдинга, на свежий воздух летнего вечера. Старушка же направилась в фойе, которое заботливые хозяева многоэтажки обставили диванчиками и столиками с искусственными цветами, а так же устроили там нечто, похожее на нарисованный камин. Вся эта обстановка располагала к длинным беседам по вечерам и не только... Бабушки и дедушки, собираясь по вечерам в этом уютном фойе, играли в карты и весело обсуждали последние новости, политические партии, цены на продукты и тому подобное... Этим старичкам было от семидесяти и старше. И практически все они дымили непереставая, заполняя пространство вокруг себя едким запахом непонятных сигарет или сигар...
    Эту картину я наблюдала каждый вечер, старички периодически всей компанией переходили на улицу, где так же для них были устроены удобные скамеечки, стоящие полукругом.  Изо дня в день - карты, сигареты, разговоры... И не только по вечерам, но и днём, а бывало и утром... Когда кто-то из этих старичков умирал, никому из жителей нашего дома не было заметно, но лишь отдельные слухи о смерти кого-нибудь могли просочиться случайно...
Спокойная сладкая старость... О такой старости, может быть, мечтают старики в России, не знаю. Но сердце моё сжимается при виде этих стариков. Мне представляется как будто эти люди, прожившие долгую, и, быть может, нелёгкую жизнь, находятся в комнате ожидания. Они томятся, в ожидании своего часа, чтобы уйти... И уходят... Уходят из жизни земной в Вечность, не посвятив свою старость Богу. В полном забвении.

Священник Олег Стеняев пишет:

"Авраам был уже стар и в летах преклонных. Господь благословил Авраама всем (Быт. 24, 1). Этими словами Библии в корне меняется наше представление о старости как о печальном периоде жизни человека. Современное общество ориентировано на молодежь, на молодость, а в Библии много говорится о старости, доброй старости, венчающей праведную жизнь человека: И скончался Авраам, и умер в старости доброй, престарелый и насыщенный [жизнью], и приложился к народу своему (Быт. 25, 8).

Совсем другая пора – старость. Это мудрая уверенность, крепость, непоколебимость. Это плод зрелый: Праведник цветет, как пальма, возвышается, подобно кедру на Ливане. Насажденные в доме Господнем, они цветут во дворах Бога нашего; они и в старости плодовиты, сочны и свежи, чтобы возвещать, что праведен Господь (Пс. 91, 13-16). Это очень красивые слова о доброй старости – старости, которая посвящена Богу.

Наши храмы наполнены пожилыми людьми, большая часть прихожан – пожилые люди. И это меня радует, потому что пожилые люди – хранители веры. Старость – это время, когда человек может больше предаваться молитве, служить Богу без оглядки на движения плоти. И хотя искушения бывают в каждом возрасте, как говорил преподобный Макарий Великий: "Не доверяй телу своему, пока оно в гроб не ляжет", но все же именно старость – опора церкви. У пророка Исайи читаем: И до старости вашей Я тот же буду, и до седины вашей Я же буду носить вас; Я создал, и буду носить, поддерживать и охранять вас (Ис. 46, 4). Тот, по воле которого возникла наша жизнь, Тот, который в детстве оберегал нас, в молодости давал крепость, а в зрелые годы – разум, Тот и в старости не оставляет нас".

Мне думается, что наши русские дедушки и бабушки, как бы им ни было тяжко доживать свои последние дни, гораздо счастливее этих, заграничных старичков, которые как будто бы беззаботны и радостны... Но эта беззаботность страшней любой нужды. Потому что уравнение жизни, в котором есть только человек и жизненные ориентиры (материальные ценности), а после знака равно не стоит БОГ, вариантов решений не имеет...
_____________________________
Преподобный Варсонофий Оптинский:
"Старайтесь быть всегда готовыми к смерти, ибо смерть близко и к старым, и к молодым, и монахам, и мирянам одинаково, часто она приходит внезапно и неожиданно. Пусть каждый подумает, что будет с его душой." (преп. Варсонофий, 5, с. 77, от 02.11.1908)
__________________________________
в статье частично использован материал с сайта:


Рецензии