Сельская учительница

                СЕЛЬСКАЯ   УЧИТЕЛЬНИЦА

     В каждом городе или селе, из серой безликой толпы выделяются люди, судьба которых направлена на служение людям. С виду это обычные люди, но есть в их характере нечто такое, что делает их выше, умнее, богаче душой. Именно в трудные минуты жизни люди тянутся к ним, их слова считают весомее. А в сёлах такой человек народом признанный судья. Одним только взглядом пристыдит негодного мужичонку. А если этот человек ещё и учитель – то ещё и достойный пример для подрастающих сельчан.
     В нашем большом селе Букатинка таких людей было немного. Это мой дед – Федот Кононович Никитюк, Анна Михайловна Морозюк – фельдшер, и доживающие свой век учителя, не приезжие, а местные.
     Моя мама, до конца дней своих, с большой теплотой отзывалась о своей первой учительнице – «Леночке». (Как её звали на самом деле, я не знаю). Я запомнила её – маленького росточка старушку.  Ниже её ростом и в селе никого не было. Всегда чистенькая, аккуратненькая, скромно одетая, молчаливая. В селе у неё даже хаты своей не было. Это и понятно, у сельских учителей достатки невелики.
     Мою первую учительницу, Гепанчук Елизавету Даниловну, в нашей семье уважали. Даже некоторые поступки, которые в селе другим бы не простили, женщины, упомянув её имя, просто вздыхали. По всему было видно, что заслуг перед сельчанами у неё куда больше, и за это ей прощались некоторые человеческие слабости.
     Она одна среди учителей могла учить сразу два класса: 1 и 3 классы. И классы в то время были не меньше 30 учеников. Мы, ученики, просто трепетали перед нею. Родную мать так не слушались, как её. Да, что мы? Наши родители, её вчерашние ученики, тоже бледнели под её взглядом. Но, плюс к этому, Елизавета  Даниловна была коммунист. И на собраниях в сельсовете эта смелая женщина «мылила холку» всякому провинившемуся, будь это простой прогульщик, нерадивый работник, бригадир или звеньевая. Её больше боялись, чем председателя колхоза. Председатели менялись чуть ли не каждый год, а «Сывэтына» хата стояла в центре села. И к ней бежали бабы чаще, чем в сельсовет.
     Не редки были случаи, когда во время урока, кто-то стучался в двери. Учительница, тут же, в коридоре школы, отдавала нужные распоряжения и, возвратившись в класс, продолжала урок. В то, послевоенное время, такие люди «на своих плечах поднимали страну». Это не громкие слова, это та самая правда, о которой нынешнее поколение и помыслить не может. Где уж им понять, как мы, живя в такой нищете, думали о высоком. Мальчишки-третьеклассники, в залатанных штанишках, прыгали от радости, когда наша учительница объявила нам о том, что Юрий Гагарин в космосе побывал…
     Наше поколение прошло сквозь эти годы только благодаря таким активистам, как
Гепанчук Е.Д.
     Я уехала из села в 1970 году. Три раза приезжала в гости к маме. Последний раз приехала в 1984 году.
     Теперь уже не помню по какой надобности я со своей мамой зашли на почту. Там мало что изменилось, разве что во дворе подросли высоченные акации. Уже спустившись с крыльца, прошла мимо старушки. Я куда-то торопилась и, честно говоря, в этой просто одетой женщине с сучковатой палкой в руке, не признала свою учительницу. Она на меня тоже не обратила внимание. Разговаривала с мне незнакомой женщиной, на высоких тонах, не очень-то подбирая слова. Мама толкнула меня локтём, дескать, поздоровайся. Я поздоровалась и прошла мимо. Говорить с нею мне, признаться, не хотелось. Да, если честно сказать, не представляла себе о чём. Впечатление было удручающе. Той женщины, учительницы, на которую чуть ли не молились  пол села, теперь не было. Превращение кумира в пьющего человека, всегда неприятно. Было такое ощущение, что меня обманули. Подсунули бракованный товар. Несколько месяцев я боролась с врезавшимся в память впечатлением. Потом совестно стало. Как будто в случившемся, я сама виновата.
     «Конечно виновата, - корила саму себя. – Я, вместе со всеми её учениками, забыла свою первую учительницу, которая учила не только меня, но брата моего, отца моего и маминого брата, Ивана, и его дочь, Галю… А кто ей сказал обыкновенное, человеческое СПАСИБО?... Успеть бы…»
     Я написала ей письмо. Извинилась за наши глупые детские шалости, за то, что за чередою дел и забот, не можем найти минутку, чтоб выразить признательность за её материнскую заботу о каждом из нас… Одним словом, всё недосказанное, всё то доброе, что хранила в своей душе своей, стыдливо пряча от постороннего взгляда, я изложила в длинном письме. В конце написала то, что и сейчас считаю справедливым. Елизавета Даниловна много сделала для села Букатинка. И не только, как учительница, но и как активистка, человек - ведущий за собой других. Она ходила на фермы, в поле, где работали колхозники, читала колхозникам лекции, объясняла, подбадривала. Именно она организовывала сельскую художественную самодеятельность. На концерты и спектакли собиралось всё село в клубе. (В деревянной церкви, переоборудованной под клуб). Она была, и судья, и добрый советчик, если у кого-то не ладилось в семье.
     Первый муж её, по слухам, был пьяница. Хватила она горюшка с ним. Говорят, крутого характера был мужик. Не один синяк сносила бедная женщина. Помер. Сама растила двоих детей. Выучила. Одна в доме осталась. Ей, как и любой из женщин, захотелось, хоть немного простого женского счастья.
     Была ли она счастлива с Зотием? На этот вопрос могла ответить только она сама. Ясно одно: она много раз подставляла своё многоопытное плечо Зотию, и его сыну, Леониду. И не её вина в том, что перевоспитать взрослого пьющего мужика ей оказалось не под силу. Её заслуга в том, что отец и сын не опустились на самое дно ещё раньше…
     Моё письмо читалось и перечитывалось многими односельчанами и, конечно же, учителями Букатинской восьмилетней школы. Даже читали на партийном собрании. Люди словно прозрели. Благодарили её за труд, за то, что её дом многие годы оставаясь небеленым по той причине, что хозяйка спешила к тому дому, где случилось несчастье. Скажу, без всякого преувеличения, что каждая семья, и не по одному разу, обращалась к ней по какому-то делу. А село наше в то время было большое. Это же, сколько сил отдала Елизавета Даниловна людям?!.  Благодарили её кто как умел. Чаще всего вкладывали рюмку в её руку. И не выпить было нельзя. Обидишь человека… А, как говорится: добрыми намерениями вымощена дорога в Ад.
     Давно нет в живых Гепанчук Е.Д. Но я, смею надеяться, что её не забыли в селе. Это был человек своего времени. Богом посланный в помощь людям. И хоть носила она при себе Партийный билет, жила с Богом в душе. Светлая ей память.

                28 февраля 2009 года.


Рецензии
Замечательный рассказ. Уважение учителя- это русская, славянская традиция. Её
следует возрождать и сохранять. В западных странах появились случаи расстрелов учениками своих учителей и одноклассников. Эти преступления толкают человекОВ назад в джунгли, на деревья. Без наших учителей мы были бы сегодня обезьянами.

Жарикова Эмма Семёновна   26.01.2015 09:18     Заявить о нарушении
Большое Вам Спасибо за эти слова! Родители и учителя - вот те люди, которые указывают детям правильный путь развития...
Доброго Вам здоровья и творческого вдохновения!!!

Анна Боднарук   26.01.2015 09:46   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.