67. Многословие

Я пишу сейчас роман и забалтываюсь в нём.
Александр Пушкин.

67.1 – 67.12: Один из признаков посредственности. – Недостаток большинства книг. – Болтовня литературная. – Причины многословия. – Сказать самую суть. – Избавиться от многословия. – Должна укладываться в секунду. – Предисловия и послесловия. – Понятна периодическая речь. – Не люблю длинных вещей. – Высекать слова на камне. – В читальне для слепых.


67.1. Один из признаков посредственности…

В словесности, как и во всём прочем, мы страдаем невоздержанностью. Сенека. // Не трудно написать что-нибудь, а трудно не написать. То есть удержаться от лишнего пустословия, от которого почти никто никогда не удерживается. Нужно усилие для всякого воздержания, но из всех таких усилий самое трудное – это усилие воздержания языка. Оно же и самое нужное. Из тысячи раз, когда мы раскаемся в том, что говорили, едва ли случится один раз раскаяться в том, что промолчали. Лев Толстой. // В своей жизни мне часто приходилось проглатывать собственные слова, и должен признаться, что это всегда была очень полезная диета. Уинстон Черчилль. // Паче всего приучись сдерживать язык. Менандр. // Тебя великим может сделать слово, а многословье – превратить в смешного. Юсуф Баласагуни. // Тот, кто много говорит, тот говорит много глупостей. Пьер Корнель. // Как бы хорошо ты ни говорил, если ты говоришь слишком много, то в конце концов станешь говорить глупости. Александр Дюма. // Во многоглаголании несть спасения. Голос глупого познаётся при множестве слов. Из Библии. // Осла узнают по ушам, а дурака – по речам. Бурятская пословица. // Бесплодные умы бывают самыми плодовитыми на слова. Жозеф Саньяль-Дюбе. // У кого тощее тело, тот напяливает на себя много одёжек; у кого скудная мысль, тот раздувает её словами. Мишель Монтень. // У короткого ума – длинный язык. Аристофан. // Один из признаков посредственности – беспрестанная болтовня. Жан Лабрюйер. // Великим умам свойственно многое выражать в немногих словах; люди ограниченные, напротив, обладают способностью много говорить и ничего не сказать. Франсуа Ларошфуко. // В чём краткий смысл сей длинной речи? Фридрих Шиллер. // Посредственность растягивает на целые томы свои скучные россказни. Виссарион Белинский. // Острота разума обширных изъяснений не терпит: да и на что обширность, ежели без нея изъясниться удобно. Многоречие свойственно человеческому скудоумию. Все те речи и письма, в которых больше слов, нежели мыслей, показывают человека тупого. Александр Сумароков. // Где много слов, там мало мыслей. Во многословии не без пустословия. Русские пословицы.


67.2. Недостаток большинства книг…

Почти общим недостатком очерков является их многословие. Нагромождается 30-50 слов там, где достаточно десятка, и смысл того, что хотел сказать автор, утопает в мусоре лишних слов. Максим Горький. // Недостающую глубину мысли обычно компенсируют её длиной. Шарль Монтескьё. // Молодые поэты льют много воды в свои чернила. Иоганн Гёте. // Мы чересчур многословны. Нашим произведениям свойственна растянутость. Не вычёркиваем эпизоды, что вошли в роман в процессе писания, а после оказались для сюжета ненужными, повторяют ранее сказанное. Действующие лица неимоверно болтливы. Вместо одной меткой фразы говорят десятки реплик, тормозя диалогами действие. Автор зачастую не сразу переходит от одной сцены, эпизода к следующим, а строит ненужные переходы из связующих фраз, с излишней подробностью объясняя действия героев произведения. Так засорит свою прозу, что сокращай абзацами. Александр Фадеев. // …невыносимым, невозможным, всякую меру превосходящим многословием. Иван Тургенев – о романе Гончарова «Обрыв». // …а многословие… матушки! «Соборян» Лескова без урона бы сократил до двух газетных подвалов. Владимир Набоков. // …у него многословие. Лев Толстой – о Лескове. // В известном смысле недостатки любого произведения сводятся к одному – оно слишком длинно. Люк Вовенарг. // Многословие делает рассказ жидким. Максим Горький. // В маленьких рассказах лучше не досказать, чем пересказать. Антон Чехов. // Светлов стучал разжатыми пальцами по столу и говорил: «Вот так вы пишите. Нет собранности, всё жидко». Сжав пальцы в кулак, ударял по столешнице. «Надо писать так!» Николай Старшинов. // Вы многословны. Зачем вам это надо? Ведь есть пушкинская проза. Ничего лишнего, каждое слово на месте. Это ли не образец? Михаил Зощенко. // Недостаток большинства книг – чрезмерная длина. Мы были бы кратки, если бы разум говорил за нас. Даже лучшие писатели говорят слишком много. Франсуа Вольтер. // О, Господи, какое многословье, какое расслабление умов! Нет, не расстанусь я с моей любовью – с поэзией незаменимых слов. Мария Петровых. // Мой идеал – определённая сдержанность. Людвиг Витгенштейн.


67.3. Болтовня литературная…

Драгоценное правило, что высказанное слово серебряное, а невысказанное – золотое, давным-давно уже не в привычках наших художников. Мало веры. Чувство меры уже совсем исчезает. Фёдор Достоевский. // Один писатель надеется обессмертить своё имя с помощью книги форматом в двенадцатую долю листа, другой – в одну четвёртую, третий, у кого более высокое призвание, метит на in folio; следовательно, он должен елико возможно растянуть свою тему; он так и делает без милосердия к читателю; выбьешься из сил, сокращая за автора. Шарль Монтескьё. // От его речей слишком пахнет словами. Василий Ключевский. // Ораторы, даже когда их спрашивают о мелочах, растягивают свою речь, как долгий пробег. Сократ. // Александр Дюма совершил в 1858 году поездку в Россию и в том же году издал пятитомные путевые записки «Из Парижа в Астрахань». // Самая страшная из инфляций – инфляция слова. Борис Лесняк. // Разговорность пожрала художественность. Юрий Казарин. // Рассказал, словно размазал. Лучше скажи мало, но хорошо. Русские пословицы. // Из всех видов болтовни, несомненно, самый ужасный – болтовня литературная. Михаил Салтыков-Щедрин. // За твоим языком не поспеешь босиком. Владимир Даль. // В редакционной практике есть термин «горизонтальная правка» – удаление из текста лишних слов и оборотов, не влекущее за собой разрушения синтаксических конструкций. Горизонтальным движением пера вычёркивается лишнее. // В литературе, как и в жизни, нужно помнить одно правило, что человек будет тысячу раз раскаиваться в том, что говорил много, но никогда, что мало. Алексей Писемский. // Не всё ври, что знаешь. Денис Фонвизин. // Полезнее камень наобум бросить, чем слово пустое. Пифагор. // Если хочешь высказывать серьёзные мысли, отучись сперва болтать вздор. Люк Вовенарг. // Не будь рабом слов. Томас Карлейль. // Развращённое многословием перо уже никогда не влезет в ножны настоящей литературы. Эдуард Тополь.


67.4. Причины многословия…

О Греция, как порою ты скудна в своём обилии слов! Цицерон. // Мы всегда готовы рассказать одну и ту же историю дважды – но не услышать её дважды. Уильям Гэзлитт. // Когда слишком много говоришь о чём-нибудь, всякое удовольствие пропадает. Эрнест Хемингуэй. // Тот, кто часто повторяется, становится скучным и утомительным. Никола Буало. // Верная мысль, если её слишком часто повторять, теряет силу. Андре Моруа. // Писатель, счастлив ты, коль дар прямой имеешь; но если помолчать вовремя не умеешь и ближнего ушей ты не жалеешь, то ведай, что твои и проза и стихи тошнее будут всем Демьяновой ухи. Иван Крылов. // Многословие всегда неприятно. Многословие обычно порождает скуку. Мигель Сервантес. // И самая блестящая речь надоедает, если её затянуть. Подлинное красноречие смеётся над красноречием. Блез Паскаль. // Плохой оратор многословен. Японское изречение. // Когда кто-то читал длинное сочинение, и уже показалось неисписанное место в конце свитка, Диоген воскликнул: «Мужайтесь, други: виден берег!» // Один болтун, сильно докучавший Аристотелю своим пустословием, спросил его: «Я тебя не утомил?» Аристотель ответил: «Нет, я не слушал». Диоген Лаэртский. // Опасайся длинных рассуждений и длинных бород. Джордж Сантаяна. // Если писатель или оратор подбирает несколько прилагательных к одному существительному, если он часто поясняет отдельные слова дополнительными предложениями или ставит рядом несколько синонимов без постепенного усиления мысли, – это плохие признаки. П.Сергеич. // Если человек не понимает проблемы, он пишет много формул, а когда поймёт, их останется в лучшем случае две. Нильс Бор. // Глупца можно узнать по двум приметам: он много говорит о вещах, для него бесполезных, и высказывается о том, про что его не спрашивают. Платон. // Больше всех говорит тот, кому нечего сказать. Лев Толстой. // Вообще люди, мало знающие, много говорят, а те, которые много знают, говорят мало. Жан-Жак Руссо. // Вся разница между умным и глупым в одном: первый всегда подумает и редко скажет, второй всегда скажет и никогда не подумает. Василий Ключевский. // Болтливы те, кто не умеет думать. Ричард Шеридан. // Причины многословия следующие: неясность мышления, ведущая к повторениям и неожиданным отклонениям; недостаточный словарный запас, вызывающий обращение ко многим словам в тщетных потугах найти одно настоящее; пустословие из-за отсутствия мыслей; склонность к самолюбованию, толкающая на длинные выспренние речи, и чрезмерная обстоятельность вместо надлежащего отбора материала. П.Сопер. // Кто много говорит, тот мало думает. Шарль Монтескьё. // Говорить не думая – всё равно, что стрелять не целясь. Мигель Сервантес.


67.5. Сказать самую суть…

Будь красноречивым, но не пустословом, ибо пустословие – то же безумие. Кабус. // Истинное красноречие – это умение сказать всё, что нужно, и не больше, чем нужно. Франсуа Ларошфуко. // Искусство говорить так, чтобы те, к кому мы обращаемся, слушали не только без труда, но и с удовольствием и чтобы, захваченные темой и подстрекаемые самолюбием, они захотели поглубже в неё вникнуть. Существенное должно сочетаться с приятным, но приятное следует черпать только в истинном. Красноречие – это живописное изображение мысли. Если, выразив мысль, оратор добавляет к ней ещё какие-то чёрточки, он создаёт не портрет, а картину. Блез Паскаль. // Мудрость образованного совершенного человека: способность говорить мало, но прямо и сжато, способность излагать свои мысли по порядку, словно каждое слово нанизано на одну ниточку, и быть сдержанным. Сюнь-Цзы. // Быть кратким в многословии и плодовитым в краткости. Виссарион Белинский. // Сила аргументов не в числе, а в весомости. Крупицы знания ценятся не размерами, а твёрдой точностью и полезной нужностью. Павел Таранов. // Чтобы мысли были прекрасны, они не должны быть растворены в большом количестве слов. Клод Гельвеций. // Дождь льётся – трава зеленеет, слова льются – мысль мутнеет. Даргинская пословица. // Многословие – один из лучших способов умолчания. Слова в чрезмерном количестве растворяют и затуманивают любую идею. Обилие слов является, вероятно, самым сильным средством замутнить и запутать мысль. Меж тем как любую мысль, как угодно важную, можно исчерпывающе выразить двумя сотнями слов. Эрик Хоффер. // Когда говоришь хорошо, никогда не говоришь слишком много. Жан Реньяр. // Если человеку есть о чём сказать, не стоит утомлять собеседника или читателя кухней своих рассуждений, достаточно сказать самую суть, но сказать хорошо. Георгий Адамович. // Никогда не бываешь многословным, если говоришь именно то, что хочешь сказать. Эжен Делакруа. // Следи за тем, что говоришь, а не за тем, что думаешь. Английская пословица. // Презирай демагогию и пустозвонство. Василий Сухомлинский.


67.6. Избавиться от многословия…

Человеку нужно два года, чтобы научиться говорить, и шестьдесят лет, чтобы научиться держать язык за зубами. Лион Фейхтвангер. // Прежде чем учить тебя говорить, мне нужно будет научить тебя молчать. Аристотель. // Кто много говорит, тот часто терпит неудачу. Лао-Цзы. // Хорошие говоруны редко были хорошими писателями. Исаак Дизраэли. // Болтливость – старости сестра. Короче. Покороче. Александр Твардовский. // Слова подобны листьям: дерево с пышной листвой скудно плодоносит. Александр Поп. // «Пусть сохранится лишь то, что держат ветки». Илья Репин соскабливал безжалостно, когда правил себя. Он имел привычку «трясти дерево». // Избавиться от многословия можно, только медленно продвигаясь через каждое предложение, слово за словом: отрезая здесь, сжимая там, а это тяжёлый труд. Джозеф М.Уильямс. // Преодолеть многословие – всё равно, что произвести прополку сада, где полезные растения не отличить от сорняков. П.Сопер. // Лев Толстой говорил, что лучший вид правки – это сокращение. // Эту книгу нужно сначала подвергнуть обмолоту. Георг Лихтенберг. // Мы видим много книг: нового издания, исправленного и дополненного. Увидим ли когда-нибудь издание исправленное и убавленное. Пётр Вяземский. // Многие из тех, кто способен сочинить эпическую поэму, не способны написать эпиграмму. Гилберт Честертон. // Не говори длинно, говори связно. Отпиши, Макаров, к Астраханскому губернатору, чтоб впредь лишнего ко мне не бредил, а писал бы о деле кратко и ясно. Знать, он забыл, что я многоглаголевых вралей не люблю; у меня и без того хлопот много. Пётр Первый – кабинет-секретарю. // Блудить языком «можно», но надо же знать меру. Иосиф Сталин. // Должно говорить правду и избегать многословия. Демокрит. // Искусство долго не кончать – достоинство не оратора, но мужа. Из старинной книги. // Не каждый готов позволить себе «роскошь разогнать предложение на десять строк». И по сей день я верен правилу использовать ровно столько слов, сколько необходимо, чтобы ясно выразить мысль. Сомерсет Моэм. // Что нужды писать статью, книгу? Где хватит трёх строчек, я не пишу ни одной строчкой больше. Одно из главных правил искусства – не тяни! Андре Жид. // Острый язык – дарование, длинный язык – наказание. Дмитрий Минаев.


67.7. Должна укладываться в секунду…

При многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои – разумен. От всякого труда есть прибыль, а от пустословия только ущерб. Из Библии. // Слова – помёт души. Будь строже к себе, немногословь, нужно, чтобы в стихах не было бородавок. Не всякий цветок краше от лишнего лепестка. Писать надобно кратко и ясно. Экономия слов лучше всего достигается образностью. Максим Горький. // В поэзии наговорить лишнего – испортить впечатление от основного, увести в сторону. Всё лишнее утомляет, говори только о главном. Евгений Винокуров. // И вообще мне кажется, что беллетристы и поэты говорят ужасно много и ужасно много напихивают в свои произведения извёстки, единственное назначение которой – тонким слоем спаивать кирпичи. Это относится даже к такому, например, скупому на слова, сжатому поэту, как Тютчев. Викентий Вересаев. // В стихах не должно быть ни одной бесполезной буквы. Алексей Решетов. // Чем больше мы читаем поэзию, тем менее терпимы мы становимся к многословию любого вида. Иосиф Бродский. // Значение одного слова нередко предполагает значение другого: идти – ноги, хватать – руки, а сопеть – нос. И не след писать, что он сопел своим носом, поводил своими глазами: чужими не поводишь. Лишнее слово повторяет значение, выраженное другими словами предложения. Бениамин Мучник. // Само собой понятное и очевидное не следует определять: определение лишь затемнит его. Блез Паскаль. // Искусство во всех великих произведениях состоит в том, чтобы хорошо рассуждать без излишней аргументации. Франсуа Вольтер. // Несколько отговорок всегда менее убедительны, чем одна. Олдос Хаксли. // Ты сказал, и я поверил. Ты повторил, и я усомнился. Когда ты сказал третий раз, я понял, что ты лжёшь. Древняя восточная мудрость. // Правда всегда немногословна. Ложь – да. Василий Шукшин. // Повторенное острое слово становится глупостью. Александр Пушкин. // Бессмысленное, ненужное повторение слов вызывает у читателя впечатление скуки и затягивает развитие действия в рассказе. Максим Горький. // Если хорошую речь повторить три раза, даже у собак появится отвращение. Китайская мудрость. // Читая корректуру, вычёркивай, где можно, определения существительных и глаголов. У тебя так много определений, что утомляешь читателя. Понятно, когда я пишу: «человек сел на траву», это ясно и не задерживает внимания. Неудобопонятно, когда: «высокий, узкогрудый, среднего роста человек с рыжей бородкой сел на зелёную, уже измятую пешеходами траву, сел бесшумно, робко и пугливо оглядываясь». Это не сразу укладывается в мозгу, а беллетристика должна укладываться в секунду. Антон Чехов. // Того, кто пользуется словами несдержанно и бессвязно, либо не заметят, либо не поймут. Джон Локк.


67.8. Предисловия и послесловия…

Предисловия пишутся для того, чтобы облегчить читателю понимание книги. Максим Горький. // Чванный, благосклонный тон предисловий. Антон Чехов. // В большинстве книг автор не успеет ещё закончить обычных вступлений, как читатель уже оказывается при последнем издыхании: к самой сути, утопающей в целом море слов, читатель приступает уже полумёртвым. Шарль Монтескьё. // Более чем сомневаюсь в необходимости предисловия. Я бы сократил его на пять шестых теперешнего объёма. Оказываешь себе дурную услугу, берясь за перо, чтобы объяснить вышедшее из-под пера. Книга должна говорить за себя сама и выражать все задачи и цели, которые в ней содержатся. Если она не удовлетворяет этим требованиям, это не без основания считается недостатком. Чарльз Диккенс. // Предисловие подобно громоотводу. Георг Лихтенберг. // Во всякой книге предисловие есть первая и вместе с тем последняя вещь; оно или служит объяснением цели сочинения, или оправданием и ответом на критики. Но обыкновенно читателям дела нет до нравственной цели и до журнальных нападок, и поэтому они не читают предисловий. Михаил Лермонтов. // Предисловие – это обыкновенно защитительная речь, в которой всё красноречие автора не может всё-таки улучшить его дела. Речь, которая одинаково не способна ни возвысить цену хорошего произведения, ни оправдать дурное. Люк Вовенарг. // Отец ещё говорил: предисловие напоминает  человека с широкой спиной, к тому же в большой папахе, сидящего в театре впереди меня. Хорошо ещё, если он сидит прямо, а не клонится то вправо, то влево. Как зрителю, мне такой человек приносит большие неудобства и вызывает в конце концов раздражение. Расул Гамзатов. // Авторов ещё тянет к послесловиям. Как на вокзале, когда все слова отъезжающему сказаны, казалось бы, обо всём переговорено. Но вот поезд трогается, и провожающие бегут за вагоном, выкрикивая последние советы, пожелания, напутствия. Не будем удлинять плохое, как говорили древние. // Люди запутываются в массе лишних слов. Максим Горький.


67.9. Понятна периодическая речь…

От общения с профессорами многословие, труднословие и неясность, от общения с мужиками сжатость, красота языка и ясность. Лев Толстой. // Лишнее слово в досаду вводит. Что ни слово – то гиря. Русские пословицы. // Должно бы сказать: рано поутру – а они пишут: «Едва первые лучи восходящего солнца озарили восточные края лазурного неба…» – ах, как всё это ново и свежо, разве оно лучше потому только, что длиннее. Александр Пушкин. // У неё недержание речи, заговорила меня до полного бесчувствия. Напыщенный и претенциозный стиль её творений с бесконечными повторами, своего рода заиканием на письме, с мыслями столь же короткими, как и волосы, остриженные ёжиком на гермафродитном черепе. Всегда может двумя абзацами выразить любую фразу. Жан-Поль Креспель. // Искусство говорить слова для слов всегда возбуждало великое восхищение в людях, которым нечего делать. Николай Добролюбов. // Обладал уникальным даром сочетать обилие слов с отсутствием мысли. Уинстон Черчилль. // Можно писать очень мало, но многими словами. Много говорено, да мало сказано. Русская пословица. // Слова, слова, слова… Уильям Шекспир. // Если начать думать вслух и писать всё, что передумаешь, то поневоле наговоришь много. Николай Некрасов. // Я называю беспрерывным стиль, который сам по себе не имеет конца, если не исчерпан предмет, о котором речь. Он неприятен по своей незаконченности, потому что всякий желает видеть конец. Стилем же периодическим называется стиль, составленный из периодов. Я называю периодом фразу, которая сама по себе имеет начало и конец, размеры её легко обозримы. Такой стиль приятен и понятен, как противоположность речи незаконченной. Слушателю всегда кажется, что он что-то схватывает, и что-то для него закончилось. Понятна периодическая речь, она легко запоминается. Аристотель. // Дважды повторенное нравится. Гораций.


67.10. Не люблю длинных вещей…

Много слов – кладь для ослов, а короткое слово – украшение мира. Русская пословица. // В твоей книге столько глав, что одного этого достаточно, чтобы вывести из терпения. Шарль Нодье. // Свой талант похоронил в непроходимых джунглях слов. Джордж Рассел – о Джеймсе Джойсе. // Бернард Шоу и Уильям Йетс давали Джойсу лестные рекомендации, так и не добравшись до конца «Улисса». // И вот сестра разводит, раскрыв как Библию пузатый «Капитал» о Марксе, Энгельсе. Ни при какой погоде я этих книг, конечно, не читал. Сергей Есенин. // Не люблю длинных вещей. Они похожи на товарный поезд. Первый десяток вагонов читаешь с интересом, далее с безразличием, а потом ждёшь, когда же это кончится. Павел Бажов. // Многословие ведёт к потере внимания читателей. Анатолий Кони. // У всех вещей с увеличением числа и массы настолько же падает цена. Франческо Петрарка. // Длинная речь так же не подвигает дела, как длинное платье не помогает ходьбе. Шарль Талейран. // Пространные речи – вещь прескучная, и прислушиваются к ним куда меньше. Френсис Бэкон. // Моцарту предложили послушать музыку какого-то композитора. Он послушал и сказал: «Слишком много нот! Много нот – это ещё не симфония». Не всякий стрелок, кто много стреляет; не всякий оратор, кто много говорит. // Многословие годится в бане. Турецкое изречение. // Все мы знали телеграфную краткость его сжатых до последнего предела рассказов. Рассказ за десять страниц Бабель считал раздутым и водянистым. Константин Паустовский. // Умчался век эпических поэм и повести в стихах пришли в упадок. Михаил Лермонтов. // Все лишние слова, «не стреляющие» ружья и попутные рассуждения вычёркивай самым безжалостным образом. Павел Бажов. // Лишних слов всячески избегай. Максим Горький. // Чем больше ты скажешь, тем меньше люди запомнят. Чем меньше слов, тем больше пользы. Франсуа Фенелон. // Как я счастлив, что писать дребедени многословной вроде «Войны и мира» я больше никогда не стану. Лев Толстой  – в письме Фету. // Я по этому поводу ни с кем не собираюсь спорить и заранее готов согласиться со всеми возражениями. Я и сам был бы очень рад, если бы Левин охотился ещё на протяжении целого печатного листа и если бы чеховский Егорушка тоже ещё в течение целого печатного листа ехал по степи. Я только хочу сказать, что таково моё теперешнее настроение. Многое из того, что тут помещается, я долгие годы собирался «развить», обставить психологией, описаниями природы, бытовыми подробностями, разогнать листа на три, на четыре, а то и на целый роман. А теперь вижу, что всё это было совершенно ненужно, что нужно, напротив, сжимать, стискивать, уважать и внимание и время читателя. Викентий Вересаев.


67.11. Высекать слова на камне…

Тому, кто спешит говорить, не имея что сказать, грозит опасность никогда ничего не сказать. Ромен Роллан. // Тот, кто быстро пишет, не научится писать хорошо; но тот, кто пишет хорошо, научится писать быстро. Квинтилиан. // Перейти на компьютер, ускоряющий творческий процесс, отказался. Не хочу, чтобы писать было легко. Главная моя цель, повторяю, писать не быстрее, а медленнее. Лучше всего было бы высекать слова на камне. Сергей Довлатов. // Мозг писателю нужнее, чем компьютер. Нойберт Винер. // Немногословный избежит позора; крупица амбры лучше кучи сора. Саади. // Один язык у нас, а уха – два, чтоб слышать много, но беречь слова. Джами. // Иногда я думаю с некоторой досадой: какое несчастье изобретение лёгкого письма – пера, чернил, пишущей машинки. Когда слова высекались на камне – был лаконизм! Каждое слово действительно стоило дорого. Самуил Маршак. // Люди в древности не любили много говорить. Они считали позором для себя не поспеть за собственными словами. Конфуций. // Человеку всегда как-то совестно и неловко становится, когда он много наговорит сам. Иван Тургенев. // Лучше разумно молчать, чем глупо говорить. Публилий Сир. // В прошлом веке потому и были великие писатели, что они не знали шариковых ручек и пока макали перо в чернильницу, у них было время подумать, что же такое они пишут. Ярослав Голованов. // Раньше гусиными перьями писали вечные мысли, а теперь вечными перьями пишут гусиные мысли. Владимир Солоухин. // Лев Толстой написал «Войну и мир» «голыми руками». Борис Зайцев.


67.12. В читальне для слепых…

Краткость есть душа ума, а многословье – бренные прикрасы. Уильям Шекспир. // Будь «наедине разговорчив, в трудах молчалив…» Низами. // Пальцы её остановились над страницей, потом вернулись обратно к какой-то фразе и опять двинулись в свой нелёгкий читательский путь. Я всегда старался писать коротко, хотя соблазн писать длинно велик для нашего брата. Но вот здесь, в читальне для слепых, впервые для меня, зрячего человека, слово приобрело величайшую, необычайную значимость. Как трудно читать лишние, ненужные слова! Борис Емельянов. // Многоречивому завидует только немой. Халиль Джебран. // Автор обязан избегать длиннот. Марк Твен. // Писатель должен караулить себя. Николай Гоголь. // Старайся избегать излишнего многословия: лицам второстепенным так же, как и второстепенным эпизодам, не должно быть отводимо более места, чем главным. Владимир Короленко. // Не надо прибавлять к сотням тысяч напечатанных плохих страниц ещё одну страницу болтовни. Исаак Бабель. // Пережёвывай то, что ешь, обдумывай то, что говоришь. Тибетская пословица. // Обуздывай свой язык, желудок и похоть. Анахарсис. // Кто молчать не умеет, тот и говорить не способен. Сенека. // Только тот вполне обладает даром слова, кто не проронит ни одного слова попусту. Безымянный автор. // Добейся выразительной крепкой фразы; пиши насыщенно, сжато, не разводи длиннот и подробностей. Лучше тысяча слов, плотно пригнанных одно к одному, чем целая книга посредственной пространной дребедени. Джек Лондон. // Покажи мне свою немногословность, а многословие покажешь в другой раз. Сократ. // Единственная речь, где многословие простительно, – прощальная. Рефат Шакир-Алиев. ///


Рецензии
Нырнуть в водоворот эпитетов, сравнений,
Распутать связи слов и в новое сплести,
Поймать движенье душ и смену настроений,
Их голоса смешав в волнующий мотив,
Заставить торопить развитие сюжета,
Любить, страдать, внушать, приоткрывая суть,
Способен только тот, кого по всем приметам
И волею судьбы ПИСАТЕЛЕМ зовут!Моя ученица Аннушка (Галкина)Гладий сочинила так талантливо!Правда?

Ольга Дороженко   04.03.2012 14:39     Заявить о нарушении
«Остановиться свыше моих сил. Я проглотил точку!..» – сказал писатель и зарыдал. Его отвезли в психиатрическую больницу. Там он вскоре и умер. Юрий Нагибин. "-и это все объясняет!Спасибо,Вам ,Анатолий!

Ольга Дороженко   04.03.2012 14:44   Заявить о нарушении
Понравилось. Образно и верно, необычно.
Возьму в накопитель. Спасибо, Ольга!

Анатолий Шуклецов   05.03.2012 00:30   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.