Гармония и ее проявления

В середине осени в Одесском национальном университете им. И.И. Мечникова проходил 1-й Международный конгресс «Современные аспекты математики гармонии и ее применение в экономике, естествознании, технологии, социуме и образовании». Идея проведения форума принадлежит ученым Одесского национального университета – единомышленникам основоположника современной математической теории гармонии, доктора технических наук, профессора Алексея Петровича Стахова. В 2004 году из Украины он переехал жить и работать в Канаду, где активизировал деятельность Международного Клуба Золотого Сечения.

О том, каким образом математика гармонии проявляется в разных сферах науки и жизни, корреспонденту радио «Гармония мира» рассказали некоторые из участников 1-го Международного конгресса, посвященного этой проблеме. Это представители многих научных дисциплин – не только математики и физики, но также экономисты, биологи, социологи, филологи, приехавшие на форум в Одессу не только из разных городов Украины, но из разных стран мира – России, Белоруссии, Германии, Америки, Чили.

Так, к примеру, Эдуард Максимович Сороко – доктор философских наук, ведущий научный сотрудник института философии НАН Белоруссии (Минск), которого в научных кругах называют «Пифагором ХХ века».

«Г.М»: Эдуард Максимович, расскажите о научном направлении, которое вы разрабатываете.

Э.С.: Структурная гармония систем, и соответственно – структурная эффективность систем. Любых систем, которые состоят из частей. Гармоничность – это согласование размеров мер. В общем, если кратко, – я изучаю соразмерность.

«Г.М»: Какова же роль гармонии в разных науках?

Э.С.: Греки дали нам теорию идей, общие понятия, и с помощью этих общих понятий мы творим науку. Вот язык гармонии – везде, во всех науках один: вырабатываются общие понятия, общие критерии, общие законы, а математика их приспосабливает.

«Г.М»: Каким же образом эти критерии и законы можно внедрять в нашу жизнь?

Э.С.: Вот в экономике, к примеру: как выстроить гармоничную систему, чтобы она была минимум затратной и максимум эффективной? То есть, как соблюсти принцип «минимум вложений, максимум отдачи»: ведь принцип «меньше корми корову – больше бери от нее молока» годится только для локального варианта. Если же его распространить на все общество, то в результате придем к стагнации: так, кстати, мы и потеряли Советский Союз.

«Г.М»: В каком же контексте вы исследуете рассматриваемый на этом конгрессе принцип гармоничности (или соразмерности)?

Э.С.: Как построить структуру, чтобы она давала эффективное качество. Структуру любой системы – самоорганизующейся, эволюционирующей сложной системы, в основе которой лежат четыре фактора – качество, сложность, синтез, гармония. Эти вот четыре показателя, кстати, и закладывают экономику и культуру XXI века.

«Г.М»: Каков, на ваш взгляд, уровень нынешнего конгресса, проводимого в Одессе?

Э.С.: Мы уже собирались в некотором составе, похожем на этот, но в меньшем масштабе. За последние 15-20 лет это было в Виннице, дважды в Ставрополе, один раз в Киеве. Сейчас участников на 60-80% больше, и шире по тематике, по разнообразию работ – тут и филологические науки, и технические, и экономические, и биологические. Половина докладчиков – доктора наук: мощная интеллектуальная сила! И все работы – на трансдисциплинарных основах. То есть, мы все вместе вырабатываем общие законы.

В необходимости развития межнаучных связей на основе изучения общих законов на собственном научном опыте убедилась и Валентина Михайловна Бондаренко – кандидат экономических наук, директор Международного фонда Кондратьева.
Напомню, что Николай Дмитриевич Кондратьев – русский и советский экономист, основоположник теории экономических циклов. В частности, он теоретически обосновал «новую экономическую политику» (НЭП). Фонд Кондратьева – экономическая научная организация, основанная в 1992 году на международной конференции, посвященной столетию со дня рождения Николая Кондратьева.

«Г.М»: Валентина Михайловна, как же вы, как экономист, пришли к пониманию того, что единые законы гармонии действуют не только в стройных научных дисциплинах или, скажем, в гениальных произведениях искусства, но и в повседневной жизни?

В.Б.: К этой идее я пришла еще в 80-е годы, когда занималась сугубо практической проблемой – повышением эффективности оптового звена в советской системе. И я пришла к такому парадоксу, что все, что я ни придумала в этом звене – в конечном итоге приводило к ускорению процесса, хотя в дальнейшем в розничном звене и каждому конкретному человеку становилось хуже – в той системе, в которой мы жили в Советском Союзе. И я начала раскручивать эту проблему, чтобы понять – почему? Сначала я вышла на интуитивный, потом на эмпирический, потом на субъективный уровень понимания, но все-таки ответа на вопрос «почему?» так и не получила. И я поняла, что нужно искать не субъективные или эмпирические, а объективные закономерности, которые бы позволили получить ответ через глобальное – в локальном. То есть, потребовалось построить новую методологию познания закономерностей развития человеческого сообщества, которая дает представление о человечестве вообще на протяжении всего его существования.

«Г.М»: И вам удалось построить новую методологию познания закономерностей?

В.Б.: Та новая методология познания, которую я разработала на теоретическом уровне, и те результаты, которые я получила практически, позволяют реализовать построение гармоничного жизнеустройства для каждого конкретного человека. Безусловно, эта система гармоничная, и может и должна быть описана законами математики гармонии. Поэтому я ищу единомышленников-математиков – я ведь экономист.

«Г.М»: Если эти законы применимы к жизни каждого человека, не значит ли это, что их должны знать все, а не только ученые?

В.Б.: Когда я вышла на эти проблемы, то из научного кабинета вышла, так сказать, в люди, потому что считаю необходимым, чтобы результаты этих знаний были доступны и понятны всем.

Действуют законы гармонии и в естественной, природной жизни. В этом убедилась Елена Владимировна Терёшина – доктор биологических наук, сотрудница Российского московского медицинского университета.

«Г.М»: Елена Владимировна, а каким образом вас, как биолога, заинтересовали вопросы теории гармонии и ее проявление в нашей жизни?

Е.Т.: Вообще, я занимаюсь геронтологией – наукой о старении живых систем: организм действует как система, и я исследую процесс старения, пытаюсь ответить на вопрос, почему система теряет жизнеспособность. Но мало того, что она теряет жизнеспособность, она еще не способна к развитию. И я, как биохимик, занимаюсь тем, что изучаю организм человека как энергетическую систему – как он потребляет энергию, как ее преобразует. И я поняла, что все термодинамические теории – и неравновесная, и равновесная термодинамика – не объясняют функционирования живых систем.
Тогда я подумала, что где-то произошел слом понятийного аппарата, и надо просто найти этот слом, и что-то пересмотреть. И когда я стала углубляться вглубь понятий, дошла сначала до древних греков, а потом поняла, что, скажем, идею золотого сечения они сами позаимствовали: когда греки пришли в район Малой Азии, там уже все было заселено, и несколько тысяч лет до их появления там создавалась научная база.
И я пошла еще дальше вглубь времен, и дошла до истоков термодинамики, до понятия тепла. И оказалось, что это все связано с числами 2 и 3, а историческое преобразование чисел 2 и 3 в итоге привело к золотой пропорции. Более того, я увидела, что когда-то действительно все было едино – единое мировоззрение. И с этой точки зрения вдруг я начала расшифровывать русские сказки – кто такой Змей Горыныч, кто такая Елена Прекрасная, что они из себя представляют – какие феномены природы?

«Г.М»: То есть, получается, что вы отошли от проблем биологических, и занялись исследованием мифологических образов? И каким же образом вы заинтересовали основателя современной математической теории гармонии – профессора Стахова?

Е.Т.: На сайте Стахова увидела, что существует очень большой круг мнений, широкий охват. Тогда я сделала свою первую расшифровку сказки про Бабу-Ягу: у меня сложилось такое мнение, что здесь описана черная дыра, ее эволюция, динамика. Ему это очень понравилось, заинтересовало. Потом я прислала ему статью о том, как была создана графика букв русского языка. Это его тоже заинтересовало. И третье мое исследование, которое я ему послала, – двоичность и троичность как понятия.

«Г.М»: А в тех вопросах, которые вы изучаете – геронтология, биология – как вы используете эти знания?

Е.Т.: Я занимаюсь и тем, и другим. Дело в том, что сегодня в геронтологии существует два основных направления: к примеру, одна группа ученых, которые занимаются генетическими программами, считают, что все генетически предопределено. Но вот судя по одному из докладов, прозвучавшем на этом конгрессе, если брать за основу теорию золотого сечения, то генетических предопределений на самом деле нет: существует просто структурирование генетической информации, а эволюция системы происходит все-таки не на генетическом фундаменте. Я, наверное, сейчас единственный представитель, который разрабатывает метаболическую схему. Правда, пока еще очень далеко до того, чтобы доказать, что метаболическая система построена по принципу золотого сечения: это пока еще находится на первом этапе, мы только начинаем строить, конструировать эту систему.

А вот Иван Райлян – кандидат технических наук, однако в контексте всеобщей гармонии исследует философские вопросы, которые корнями уходят в религиозные представления человечества о мироустройстве вообще, и о месте человека в космосе в частности. Иван Райлян родом из Белгород-Днестровского, в свое время переехал работать в Москву, а оттуда – в Чили: именно здесь он нашел единомышленника, которого считает своим учителем – Дарио Саласа Соммера.

«Г.М»: Иван, расскажите, в каком аспекте законы гармонии исследуете вы?

И.Р.: Я вообще представляю гармонию как то, что находится вне Земли, вне нашего пространства. Представьте себе: Земля несется со скоростью десятки тысяч километров в час, Солнечная система движется 250, или 280 тысяч километров в час. И все это урегулировано, гармонизировано. Если бы был какой-нибудь хаос в мире, это было бы разрушено, мы бы не существовали. А земная гармония намного меньше, чем то, что существует вовне, и это внешнее пытается проявиться через людей как проводников этой гармонии.

«Г.М»: Всем, с кем говорю, задаю один и тот же вопрос: каковы практические применения этой теории в жизни?

И.Р.: Вот! Это то, чем я занимаюсь: стараюсь капитализировать эти знания. Например, все мы постоянно излучаем: вот я сейчас говорю, и идет акустическое колебание – это одно из излучений. Наша структура ДНК, когда мы в стабильном или дестабилизированном состоянии, излучает разные фотоны. Мы все общаемся на уровне звуковых волн. Или, к примеру, если у вас есть некая идея – и у меня такая же, как и еще у кого-то, то мы вступаем в резонанс, говорим на одном языке: в таких случаях еще говорят – родственные души… Или просто вы можете подумать о чем-то очень гармоничном – и уже испускаете фотон. Альберт Фриц, немецкий биохимик, называл это биофотоном: это то, что мы все время излучаем. Эти излучения имеют скорость света – огромную скорость: скажем, волны вибрационные или эмоциональные менее сильные, а эти очень мощные. Это все подчиняется единому когерентному правилу: мы излучаем, и то, что мы излучаем, мы получаем обратно: не плюй в колодец. Этот принцип работает – принцип бумеранга.

«Г.М»: То есть, на этом основаны библейские законы?

И.Р.: Да. А мы показываем физику, механику – как это работает. Почему – не греши, почему – накажем? Есть репрессивная модель морали, а есть модель – через понимание. Обычная религия говорит: не делай это, закон говорит – не делай, накажем. А почему? Ведь нужно обязательно объяснить, что ты волен делать все, что угодно, но при этом излучаешь нечто, что рано или поздно к тебе вернется: так это работает.

Еще один участник 1-го Международного конгресса, с которым мы хотим познакомить слушателей радио «Гармония мира» – Скотт Олсон, профессор философии и сравнительных религий колледжа Центральной Флориды (США).

«Г.М»: Господин Олсон, каковы ваши научные пристрастия, и что вас побудило принять участие в работе конгресса в Одессе?

С.О.: Мое главное направление в жизни – поиск древней мудрости. Прежде всего, я пытаюсь расшифровать платоновские коды. Пять лет назад, после того, как зашел на сайт Алексея Стахова и в его Музей гармонии в интернете, встретился с ним. В 2006 году я опубликовал книгу «Золотые коды в природе», а в 2007 году Стахов пригласил меня помочь перевести на английский язык его книгу «Математика гармонии от Евклида до современной математики и компьютерной науки» («The mathematics of harmony from Evklid to contemporary mathematics and computer science»). А потом – пригласил на эту конференцию.

«Г.М»: Ваше мнение о докладах на этом конгрессе, и вообще о его уровне.

С.О.: Прежде всего, я очень впечатлен. У меня, например, нет экономического образования, чтобы судить об этом в полной мере, но, то, что я понял, меня потрясло. Очень сильное ощущение, и я уверен, что то, что здесь происходит, находится на пике современного знания. А то, что сделал Одесский национальный университет, организовав и проведя этот конгресс, поставило его на уровень лидера науки.

С участниками 1-го Международного конгресса «Математика гармонии» беседовала
Виктория ФРОЛОВА

Октябрь 2010, Одесса.


Рецензии
Виктория! Рад общению с Вами. Внимательно прочитал статью. Обратило на себя внимание следующее высказывание профессора А.Стахова: «Структура любой саморегулирующейся системы (я чуть чуть реферирую) оценивается по 4 факторам: качество, сложность, синтез, гармония». В моём понимании:
1. Система – это нечто целое, состоящее из частей, представляющее единство на основе взаимосвязей и взаимодействия.
2. Качество – это сущность объекта или явления, обособляющая его в реальности. Качество включает в себя понятия и сложности, и гармонии. Оно также включает различные характеристики, которые являются относительными и субъективными оценками некоторого оценщика.
3. Говорить, что синтез определяет качество системы излишне. Система – это единство структурных элементов, часть из которых могла быть образована в результате синтеза (интегративной функции, результатом которой является нечто новое). Когда мы говорим о системе, то синтез, грубо говоря, в ней уже прошел, образовалось новое качество, о котором и следует говорить. Когда мы говорим о молекуле поваренной соли, мы говорим о системе с ионной связью атомов натрия и хлора и понимаем, что синтез уже прошел, система образовалась..
4. Гармония системы – это отсутствие атагонизмов взаимодействия её частей, это характеристика, опять-таки, качества системы.
Исходя из сказанного, суждения профессора А.Стахова вызвали недоумение. Если бы он сказал, что всяческая система характеризуется качеством, а качество характеризуется рядом характеристик. Тогда, можно было бы ограничиться признанием, что трудно по приведенным интервью вникнуть в проблемы учёных.
Трудная у Вас работа. С уважением.

Николай Мурашев   20.03.2011 00:55     Заявить о нарушении
Николай, я очень сомневаюсь, что вы читали внимательно. Во-первых, высказывание, которое вы "реферируете", не принадлежит профессору Стахову. В данном репортаже вообще нет его прямой речи.
Во-вторых, на мой взгляд, есть некое различие между понятием "оценивать структуру любой системы" - как в вашем варианте, и тем, что сказал профессор Сороко: он перечислил четыре фактора, которые лежат в основе любой системы. Звучало это в контексте ответа, что он исследует возможности построения эффективной структуры, далее цитата: "любой системы – самоорганизующейся, эволюционирующей сложной системы, в основе которой лежат четыре фактора – качество, сложность, синтез, гармония".
Какую именно мою работу Вы назвали трудной? Если журналистскую, то в данном случае в мою задачу никак не входило спорить с ученым с мировым именем, а всего лишь - максимально точно передать его комментарий. Репортаж не предполагает глубокого проникновения в проблемы, а всего лишь - используя информационный повод - эти проблемы обозначает. Для "глубокого проникновения" существуют другие жанры. Тем более, что труды указанных ученых Вы наверняка найдете в сети.
Спасибо за внимание)

Виктория Фролова1   20.03.2011 02:17   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.